КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговый менеджмент 1 страница
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов является неотъемлемой частью управления финансами предприятий и может быть представлено как налоговый менеджмент. Главной задачей налогового планирования, как было отмечено выше, является минимизация налогов на основе максимального использования возможностей налогового законодательства, в том числе налоговых льгот. Одним из элементов налогового планирования должна быть и оценка риска совершения налоговых правонарушений, во избежание которых требуется тщательная проработка не только Налогового кодекса РФ, но и положений Конституции РФ, а также гражданского, административного и уголовного законодательства. Конечной же целью налогового менеджмента является сокращение фактических издержек, связанных с уплатой налогов. Налоговое планирование осложняется рядом неблагоприятных факторов. К их числу относятся следующие: * нестабильность налогового законодательства, частая коррек • расширительное толкование налоговых законов в подзакон • отсутствие четкой системы обеспечения налогоплательщиков * неточность формулировок законодательно-нормативных ак И Б-4 • отсутствие координации между отдельными законами о нало • несоответствие ряда положений части первой Налогового ко Налоговое планирование, по существу, начинается до регистрации предприятий и включает в себя обоснование выбора организм ционно-правовой формы хозяйствующего субъекта с позиций минимизации налоговых издержек. Например, осуществление коммерческой деятельности в режиме частного предпринимательства без образования юридического лица означает замену совокупности уплачиваемых предприятиями налогов (НДС, налог на прибыль и т.д.) подоходным налогом, кроме того, в ряде налоговых законов предусматривается налогообложение только юридических лиц. Большие возможности представляет регистрация фирм в форме некоммерческих организаций, ориентированных на решение каких-либо социальных задач, позволяющих при наличии коммерческой деятельности платить минимальное число налогов или не платить их вообще и т.д. Вторым шагом в налоговом планировании должен быть выбор места осуществления деятельности, как основного предприятия, так и его филиалов. Так, в предпринимательской практике большим успехом пользуется регистрация фирм в оффшорных зонах (или налоговых гаванях) с более мягким режимом налогообложения (например, в Калмыкии или Ингушетии), а также в регионах, при регистрации в которых эффект снижения налоговых издержек обеспечивается за счет количественного сопоставления региональных налоговых систем. Например, фирмы с высоким уровнем наличных расчетов предпочтут зарегистрироваться в регионах, не применяющих налога с продаж, который в силу своего каскадного характера ведет к резкому повышению цен и, следовательно, снижает конкурентоспособность облагаемых им товаров. Субъектам малого предпринимательства предоставлены большие возможности в выборе режима налогообложения, что также является существенным элементом налогового планирования. Например, переход на упрощенную систему учета и налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также соответствующими региональными законами позволяет вместо всей совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивать единый налог, причем, порядок определения налогооблагаемой базы единого на-
■лга и уровень налоговых ставок позволяет говорить о реальном со-1 щении налоговых издержек. Следующим этапом налогового планирования является оценка озможностей различных форм договоров с точки зрения налоговых последствий их заключения. Например, договор, заключенный с физическим лицом на аренду принадлежащего ему транспортного средства, лишает предприятие возможности отнести расходы по аренде на себестоимость продукции (действующим законодательством не предусмотрено отнесение на себестоимость затрат по аренде имущества, не относящегося к основным средствам) и вынуждает использовать для этих целей чистую прибыль. В то же время заключение договора на использование в служебных целях личных легковых автомобилей позволяет включить данные расходы в себестоимость, хотя их размер и ограничен установленными нормативами. При заключении хозяйственных и иных договоров большое значение с позиций налоговых последствий имеет оценка платежеспособности и надежности партнеров. Например, неустойчивое финансовое положение покупателя может привести к возникновению дебиторской задолженности, которая, в случае превышения установленного Указом Президента РФ от 08.05.96 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» предельного срока в размере трех месяцев вызовет необходимость списания просроченной задолженности на финансовые результаты поставщика с одновременным увеличением на эту сумму налогооблагаемой прибыли. Кроме того, при списании неоплаченного покупателем долга на финансовые результаты возникает и необходимость в уплате НДС, причем, источником уплаты налогов в данном случае будут собственные средства поставщика. Немаловажное значение при налоговом планировании имеет и форма расчетов с поставщиками и потребителями. Так, при введении в регионе поставщика налога с продаж, имеющего в качестве объекта налогообложения реализацию товаров (работ и услуг) за наличный расчет предпочтительными формами расчетов с покупателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) становятся безналичные расчеты или бартерные сделки (это положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, так как при любой форме расчета с ними стоимость реализуемых им товаров, работ и услуг увеличивается на налог с продаж). С другой стороны, при приобретении за наличный расчет облагаемых налогом с продаж материальных ценностей, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, указанный налог также может быть отнесен на издерж ки производства и обращения покупателя при условии их своевре менной оплаты. В противном случае, если до момента оплаты приобретенные ресурсы уже были использованы в производстве, уплаченный налог придется покрывать за счет собственной чистой прибыли. Особую роль в налоговом планировании играет выбор учетной политики предприятия. При этом большое значение имеет как метод определения выручки от реализации продукции, от которого во многом зависит периодичность уплаты налогов, так и метод фактической оценки себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, оказывающих различное влияние на объект обложения налогом на прибыль. В такой же мере воздействуют на налогооблагаемую базу метод списания общепроизводственных расходов, амортизационная политика предприятий и т.д. Важной составной частью налогового менеджмента является регулирование налогооблагаемой базы уплачиваемых предприятиями налогов. Сэтих позиций все налоги делятся на три группы: • налоги, объектом обложения которыми является выручка; • налоги, объектом обложения которыми является прибыль • налоги, имеющие в качестве объекта обложения фонд оплаты Налоги, объектом обложения которыми является выручка: НДС, налог с продаж, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культур ной сферы. Регулирование налогооблагаемой базы указанных налогов требует решения двух взаимосвязанных задач: точного определения возможного объекта налогообложения и осуществления контроля над ценами. Первое варьируется в зависимости от вида деятельности. Например, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог для производственной сферы является выручка от реализации товаров, работ и услуг, тогда как в сфере торговли объектом выступает валовой доход. В то же время предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере общественного питания, обязаны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог как с выручки от результатов своей производственной деятельности (в части изготовления блюд), так и с валового дохода (при реализации покупных товаров через буфеты). Знание и учет в практической деятельности всех отраслевых особенностей определения налогооблага- # базы позволит избежать ошибок при расчете подлежащих уп-! те в бюджет сумм налогов, и, соответственно, потерь на уплате налоговыхсанкций. Контроль над ценами выходит за рамки собственно налогового планирования, однако знание последствий применения тех или иных иен необходимо налоговому менеджеру на стадии принятия решений. При этом важно учитывать принципы определения цены товаров, работ и услуг, изложенные в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст, 40 (гл. 7, разд. IV) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. До вступления в действие части первой Налогового кодекса применялся порядок, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости требовался пересчет выручки для целей налогообложения, исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию. В связи с этим контроль над ценами приобретал особое значение; так, несоблюдение указанного порядка приводило к значительным штрафным санкциям за занижение налогооблагаемой базы. Необходимо иметь в виду, что и в условиях действия Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен. Однако это право распространяется лишь на сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, на товарообменные (бартерные) операции по внешнеторговым контрактам, а также при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Если, по мнению налогового органа, примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены, исходя из рыночных цен. Для сокращения возможных налоговых потерь необходимо учитывать особенности методики расчета конкретных налогов. Так, сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам материальных ресурсов, работ и услуг, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Таким образом, сразу «отсекаются» затраты предприятий, связанные с вложением средств в непроизводственную сферу и соответствую щая им сумма налога, уплаченная поставщикам. Источником таких расходов и относящегося к ним налога является чистая прибыль пред. приятии. Поэтому, во избежание потерь при уплате штрафных санкций, следует организовать раздельный учет ресурсов, предназначенных к использованию в производственной и непроизводственной сферах. Аналогичный подход должен применяться и при производстве льготируемой продукции (работ, услуг). В этом случае уплаченный поставщикам налог должен относиться на себестоимость готовой продукции. При отсутствии раздельного учета затрат на производство облагаемой и необлагаемой НДС продукции предприятию грозит уплата налога по всему перечню производимых им товаров. Следовательно, организация раздельного учета является не только превентивной мерой для предотвращения штрафных санкций, но и способом' уменьшения платежей путем законного использования налоговых льгот. При налоговом планировании следует учесть все факторы риска, так или иначе влияющие на величину уплачиваемых налогов. Например, уменьшение суммы полученного от покупателей НДС на величину уплаченного поставщикам налога возможно лишь при правильном оформлении первичных и расчетных документов. Так, если в полученных от поставщиков первичных документах (счетах, накладных, актах выполненных работ и т.д.) НДС не выделен отдельной строкой, то самостоятельное выделение его в расчетных документах не допускается. В этом случае налогоплательщик лишается права на уменьшение подлежащей уплате в бюджет суммы НДС и вынужден платить налог со всего оборота. Аналогичные требования предъявляются налоговыми администрациями и в отношении счетов-фактур, хотя их действия в данной ситуации могут быть оспоре-ныварбитражномсуде(ЗаконРФот0б.12.91 г.№ 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) не содержит норм, указывающих на необходимость использования счетов-фактур в качестве первичных документов, подтверждающих право налогоплательщика на зачет уплаченных поставщику сумм налога). Тем не менее, во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами, следует тщательно контролировать все поступающие от поставщиков первичные документы, при достаточно длительных связях анализировать допущенные ими ошибки при оформлении таких документов и проводить разъяснительную работу с целью недопущения подобных ошибок в будущем. Налоги, объектом обложения которыми является прибыль (доход): налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы, т ценных бумаг, налог на доходы от долевого участия в деятельности ДРУГИХ предприятий, налог на доходы по отдельным видам деятельности (например, доходы от видеопоказа, видеосалонов, проката аудио- и видеокассет и записей на них), налог на доходы от фрахта и т.д. Наибольший интерес с позиций налогового менеджмента представляет регулирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. При этом внимание налогового менеджера должно быть обращено на учет всех факторов, влияющих на формирование валовой прибыли, как объекта налогообложения. Поскольку основной составляющей валовой прибыли является прибыль от реализации продукции (работ, услуг), следует сосредоточить внимание на регулировании выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости этой продукции. При этом большое влияние на величину налогооблагаемой прибыли оказывает выбранный при формировании учетной политики предприятия метод определения выручки — «по оплате» (кассовый метод) или «по отгрузке» (метод начисления). В данном случае предпочтение, как правило, отдается кассовому методу, позволяющему судить о реальной, а не потенциальной величине прибыли от реализации продукции по состоянию на каждую отчетную дату. В условиях непрекращающегося роста числа неплатежей применение метода начислений неизбежно приводит к значительной переплате налогов, так как базой для их расчета выступают начисленные, но не поступившие на счета предприятия суммы выручки. При регулировании себестоимости необходимо учитывать требование Закона РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль пред- • приятии и организаций» (с изменениями и дополнениями) о соблюдении «Положения о составе затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Поскольку на себестоимость продукции могут быть отнесены только те затраты, которые непосредственно связаны с ее производством и реализацией, необходимо четко разграничить затраты производственного и непроизводственного характера. Например, возможность отнесения на себестоимость консультационных и информационных услуг зависит от того, в какой Мере эти услуги способствуют производству и реализации продукции. В противном случае они могут быть покрыты только чистой прибылью предприятия. Поэтому одной из задач налогового менеджера должна стать оптимизация непроизводственных затрат (сокращение в пределах разумного без нанесения ущерба интересам пред-Приятия). При налоговом планировании следует учитывать и то обстоятельство, что далеко не все производственные затраты могут быть включены в состав себестоимости. Положение о составе затрат ограничивает возможности формирования производственной себестоимости лишь включенным в него перечнем. Однако налоговые администрации в своей контрольной работе строго придерживаются этого Положения, ставя в вину плательщику завышение себестоимости при включении в нее затрат, выходящих за рамки указанного перечня. Поэтому тщательный анализ произведенных затрат, постоянный контроль за их отражением на соответствующих счетах бухгалтерского учета может уменьшить риск потерь на уплате штрафных санкций. В этот же круг проблем следует включить и отнесение на себестоимость сумм амортизационных отчислений. С 01.01.98 г. предприятиям предоставлено право проведения самостоятельной амортизационной политики. Руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), предприятия выбирают один из четырех способов начисления амортизационных отчислений, отразив его в своей учетной политике: • линейный способ; • способ уменьшаемого остатка; • способ списания по сумме чисел лет срока полезного исполь • способ списания стоимости пропорционально объему продук Однако ни один из перечисленных способов не может быть принят при налогообложении прибыли, так как Положением о составе затрат предусмотрено начисление амортизации по нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Если предприятие воспользовалось предоставленным ему правом и начислило амортизационные отчисления в соответствии с ПБУ 6/97, то в случае превышения сумм амортизации над суммами, рассчитанными исходя из норм указанного постановления, сумма превышения должна быть прибавлена к налогооблагаемой прибыли. Таким образом, положения ПБУ 6/97 не могут быть использованы в целях минимизации налога на прибыль. В то же время увеличение размеров амортизационных отчислений оказывает непосредственное влияние на формирование налогооблагаемой базы по уплате налога на имущество предприятий. Следовательно, в процессе налогового плани- Подробнеесм.п. 10.5. „ования необходимо проанализировать возможные выгоды и потери от применения того или иного способа амортизации основных средств и на этой основе принимать решение о вкл ючении его в свою учетную политику. Как уже отмечалось выше, на формирование себестоимости оказывает непосредственное влияние метод стоимостной оценки списываемых в производство материальных ресурсов. Так, при применении метода оценки запасов по средней себестоимости стоимость списываемых материальных ресурсов определяется путем деления общей стоимости поступивших материальных ценностей на суммарное их количество и умножения на количество ценностей, списанных в производство. Данный метод применяется с 1974 года и до недавнего времени был единственно возможным. Согласно Положению о бухгалтерском учете «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), материально-производственные запасы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным способом заменять друг друга, разрешено оценивать по себестоимости каждой единицы. Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что в течение отчетного периода материальные ресурсы списываются в производство в последовательности их приобретения. При этом методе ресурсы, первыми списанные в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени закупок. При методе ЛИФО, напротив, ресурсы, первыми поступившие в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени закупок. На первый взгляд, в условиях инфляции и роста цен на сырьевые ресурсы выигрывают предприятия, применяющие метод ЛИФО. Однако завышение себестоимости неминуемо вызовет очередной виток цен, что далеко не всегда выгодно предприятию. В то же время при применении метода ФИФО появляется возможность снижения издержек, и, как следствие, снижения цен, что, в свою очередь, отразится и на величине налогооблагаемой прибыли. Регулирование налогооблагаемой базы по уплате налога на прибыль включает и другие направления, в частности, использование возможностей снижения валовой прибыли за счет увеличения суммы операционных и внереализационных расходов. Например, разрыв во времени оплаты поставок импортного сырья при соблюдении сроков кредиторской задолженности приводит к росту отрицательных курсовых разниц, которые, по Положению о составе затрат, уменьшают налогооблагаемую прибыль, что и используется налогоплательщиками в целях минимизации налога на прибыль. Однако при этом следует иметь в виду, что последующее приобретение валюты по более высокому курсу с целью оплаты импортных товаров уменьшает и даже может полностью нивелировать влияние курсовых разниц на налогооблагаемую прибыль. Поэтому использование данного метода регулирования возможно лишь при наличии достаточных средств на валютном счете предприятия. Регулирование налогооблагаемой базы для уплаты налога на до. ходы от ценных бумаг требует группировки ценных бумаг по способам налогообложения дохода от их использования. Так, дивиденды по акциям, дающим право на участие в распределении прибыли предприятия -эмиттента, а также доходы по государственным ценным бумагам облагаются 15%-ным налогом у источника выплаты. Адо-ходы по другим видам ценных бумаг облагаются в составе валовой прибыли по общей ставке налога на прибыль. Очевидно, предпочтение в данном случае следует отдавать акциям (притягательность государственных ценных бумаг сомнительна ввиду неспособности государства гарантировать оплату своих долгов). Проблема регулирования налогооблагаемой базы по уплате налогов, имеющих в качестве объекта фонд оплаты труда (в частности, сбора на нужды образовательных учреждений) сводится к ограничению роста численности работающих и контролю за формированием фонда оплаты труда. При планировании платежей в государственные социальные внебюджетные фонды (в настоящее время они не входят в налоговую систему, однако в силу обязательности их уплаты воспринимаются налогоплательщиками как налоги) следует учитывать особенности договоров, заключаемых с работниками. Например, выплаты по договорам подряда и поручения не облагаются платежами в фонд социального страхования, что создает определенные преимущества заключения таких договоров с работниками по сравнению с трудовыми соглашениями. Таким образом, учет всех влияющих на налогооблагаемую базу факторов позволяет не только существенно минимизировать налоги, но и предотвратить возникновение штрафных санкций, снизив тем самым общий уровень налоговых издержек. Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой система налогового планирования? 2. Какие задачи решает государственное налоговое планирование? 3. Приведите основные этапы и последовательность осуществления государ 4. Что такое налоговый дефицит, и каковы причины его возникновения? 5. Какие цели преследует налоговый менеджмент хозяйствующих субъек й Назовите основные направления налогового менеджмента. п Какие факторы оказывают негативное влияние на налоговый менеджмент? о' В чем заключается регулирование налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов? Приведите примеры такого регулирования. 6.4. Перспективы развития налоговой системы
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |