Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на прибыль 1 страница




Ю

К ю

В

Н



-



 


го



 


Таблица 6.1.2.

Классификация налогов Российской Федерации

(по Налоговому кодексу РФ)


 


 

  Федеральные   Региональные   Местные
1) налог на добавленную стоимость; 1) налог на имущество органи- 1) земельный налог;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды   заций; 2) налог на имуще-
  минерального сырья; 2) налог на недвижимость;   ство физических
3) налог на прибыль (доход) организаций; 3) дорожный налог;   лиц;
4) налог на доходы от капитала;     3) налог на рекламу;
    4) транспортный налог;    
5) подоходный налог с физических лиц;     4) налог на наследо-
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фон- 5) налог с продаж;   вание или даре-
  ды; 6) налог на игорный бизнес;   ние;
7) государственная пошлина; 7) региональные лицензион- 5) местные лицензи­онные сборы
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;   ные сборы    
9) налог на пользование недрами;        
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;        
И) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;        
12) сбор за право пользования объектами животного мира и вод-        
  ными биологическими ресурсами;        
13) лесной налог;        
14) водный налог;        
15) экологический налог;        
16) федеральные лицензионные сборы        

6.2. Налоговая система современной России

Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. Принятый Государ­ственной Думой Налоговый кодекс РФ (часть I) введен в действие с 1 января 1999 года и призван решать следующие важнейшие задачи:

• построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с
правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в
рамках единого налогового правового пространства;

• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить
доходами федеральный, региональный и местные бюджеты зак­
репленными за ними и гарантированными налоговыми ис­
точниками;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей
сбалансирование общегосударственных и частных интересов
и способствующей развитию предпринимательства, активиза­
ции инвестиционной деятельности и увеличению богатства
государства и его граждан;

• снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и умень­
шение числа налогов (до 28);

• формирование единой налоговой правовой базы;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за
нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считает­ся исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии доста­точных средств на счете; запрете придавать обратную силу налогово­му законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее, чем за один месяц до вступления их в силу. В основе Налогового кодекса — принцип справедливости, означающий,, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сбо­ры, основанные на признании всеобщности и равенства налогообло­жения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный харак­тер и различно применяться исходя из политических, идеологичес­ких, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, нало­говых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства фи­зических лиц или места происхождения капитала.


Актуальным вопросом является распределение налоговых полно­мочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органам законодательной влас­ти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправ­ления предоставляется право самостоятельно устанавливать и пре­кращать действие региональных и местных налогов (сборов), изме­нять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответ­ствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов ме­стного самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных, местных на­логов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых нало­говых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет спо­собствовать сохранению единого Российского государства.

Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, установления процедур и механизмов исполнения налогового обяза­тельства, проведения налоговых проверок, обжалования решений кон­тролирующих органов. Установлена более совершенная система ответ­ственности за налоговые правонарушения, учитывающая формы вины налогоплательщиков, смягчающие и отягчающие обстоятельства, ввды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них. Напри­мер, нарушение налогоплательщиком срока представления в налого­вый орган сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыс­кание штрафа в размере 10% от общей суммы денежных средств, по­ступивших на счет за этот период. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (в течение одного налогового периода) взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб., при повторном нарушении — штраф 15 тыс. руб. Если эти нарушения по­влекли занижение дохода, то штраф установлен в размере 10% от сум­мы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. и т.д.

Основное место в Российской налоговой системе занимают кос­венные налоги, к которым относятся: налогна добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина, В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество кос­венных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кри­зисного состояния экономики.


6.2.1. Налог на добавленную стоимость

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).

Схема взимания НДС была предложена французским экономис­том М. Лоре в 1954 году. Это самый «молодой» из налогов, формиру­ющих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал приме­няться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значи­тельно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 года для характеристики объемов про­мышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной сто­имости использовался в аналитических целях в период НЭПа.' Необ­ходимость применения добавленной стоимости как объекта налого­обложения для европейских стран была обусловлена построением об­щего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европей­ского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой це­лью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Нали­чие НДС б налоговой системе было обязательным условием вступле­ния в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 года стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с цепью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные раз­личия. По состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 стра­нах мира2. Но в ряде ведущих стран он не применяется. Так, в США признано нецелесообразным использование НДС из опасения преоб­ладания косвенных налогов в ущерб прямым3. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость ре­организации налога с оборота, действовавшего до 1992 года. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксиро­ванными государством розничными и оптовыми ценами. В новых ус­ловиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спро­са и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введе­ние в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Тем самым

стика^з'- С «ЙГ" " РЫ1ЮЧН0Й Экоиомике- ~ WL: Финансы и стати-2 Там же. С. 93.

стати™™ г£^$Ш/*1аЛ ***' ИХ РуСаК0В0Й" ~ М": Финансы и


обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирова­ния бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности.

НДС — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических сис­тем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.

Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обус­ловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения ста­бильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС — фискальная. В среднем НДС форми­рует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 году составил 46,0%, а планируется на уровне 30,3%. Для функционирования НДС необ­ходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотт рен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одно­временно усложняет методику исчисления налога.

В Законе РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции от 31.03.99 г.) этот налог определен как фор­ма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная сто­имость создается на всех стадиях производства и обращения и опре­деляется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на из­держки производства и обращения. В то же время методические по­ложения относительно базы налогообложения НДС, которыми ру­ководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная сто­имость», что приводит к значительному расширению объекта нало­гообложения.

Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все орга­низации (государственные и муниципальные предприятия, хозяй­ственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федера­ции, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.

При условии осуществления производственной и иной коммер­ческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия


                         
   
   
     
 
 
 
   
     
 
   
 
 

 

с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) част­ные предприятия; международные объединения и иностранные юри­дические лица. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упроще­ния расчетов объектом налогообложения у предприятий, произво­дящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь обо­рот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной сто­имости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачи­вать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресур­сов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

Рассмотрим упрощенную схему расчета НДС, при прохождении товара через ряд предприятий — от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции {рис. 6.2. /).

Объектом обложения НДС являются: обороты по реализации на

Рис. 6.2.1. Расчет НДС

территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг; товары, ввозимые на территорию Российской Фе­дерации в соответствии с таможенным режимом. Налогом облага-


ется реализация товаров не только собственного производства, но и приобретенных на стороне. При этом товаром считается: продук­ция (предмет, изделие), здания, сооружения, другие виды недви­жимого имущества, электро- и теплоэнергия, газ, вода. При реали­зации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, технологических, проектно-изыскательных, рестав­рационных и других работ. НДС облагается реализация следующих видов услуг: пассажирского, грузового транспорта, транспортиров­ки газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энер­гии, услуг по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хране­нию; по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических; связи, бытовых, жилищно-ком­мунальных; физической культуры и спорта; по выполнению зака­зов торговлей; рекламных; инновационных, по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг (кроме сдачи земли в аренду).

Кроме того, объектом налогообложения являются: реализация то­варов (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребле­ния, если затраты по ним не относятся на издержки производства и обращения (объекты социально-культурной сферы, капитальное стро­ительство и др.), атакже своим работникам; обмен товаров (работ, ус­луг) без оплаты их стоимости; безвозмездная передача или с частич­ной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям, физичес­ким лицам, в том числе работникам предприятия; обороты по реали­зации предметов залога и их передаче залогодержателю при неиспол­нении обеспеченного залогом обязательства.

За облагаемый оборот принимается стоимость реализуемых то­варов (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и та­рифов без включения в них НДС, кроме реализации по государствен­ным регулируемым ценам и тарифам, которые включают в себя НДС. При исчислении облагаемого оборота по подакцизным товарам в него входит сумма акциза. Налогообложению подлежат суммы аван­совых (в том числе за поставку на экспорт) и иных платежей, полу­ченные в счет предстоящих поставок товаров или выполнения ра­бот (услуг) и частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги). С 1 января 1999 года в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ при исчислении облагаемого оборота применяется фак­тическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (ра­бот, услуг), даже если она ниже себестоимости, т.е. предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и пред­ложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается


сфера обращения этих товаров {работ, услуг), определяемая, исхо­дя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории РФ или за ее пределами. При определе­нии рыночной цены используются официальные источники инфор­мации о рыночных ценах и биржевых котировках, информацион­ная база органов государственной власти и местного самоуправле­ния, а также информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам.

В налогооблагаемый оборот включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или оплачиваемой сверх этой цены потреби­тельской тары одноразового использования (коробки, полиэтилено­вые пакеты и др.), или транспортной тары (деревянной, картонной), за исключением многооборотной тары, имеющей залоговую цену, по которой налог уплачивается лишь при ее реализации предприятием-изготовителем.

В облагаемый оборот не включаются:

• внутризаводские обороты, т.е. реализация продукции, работ, ус­
луг для промышленно-производственных нужд между структур­
ными подразделениями одного и того же предприятия;

• средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий их учреди­
телями;

■ средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной
форме при ликвидации или реорганизации предприятий, в разме­
ре, не превышающем их уставной фонд, а также пай (доля) юриди­
ческого лица при выходе из организации в размере не выше всту­
пительного взноса;

• средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организа­
циями в виде гранта на осуществление целевых программ с после­
дующим отчетом об их исполнении;

• средства, перечисляемые головной организации обособленными
подразделениями из чистой прибыли для осуществления центра­
лизованных функций по управлению и для формирования фондов
(резервов);

• средства, перечисляемые головной организацией своим обособлен­
ным подразделениям из централизованных финансовых фондов
(резервов);

■ средства, перечисляемые в благотворительных целях организаци­
ям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий
граждан, являющихся получателями таких средств;

• денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое
финансирование некоммерческих организаций, не занимающих­
ся предпринимательской деятельностью (кроме выбывшего иму­
щества).


Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать иены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предпри­ятиями, а при равных условиях — получать дополнительную при­быль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодатель­ством установлены льготы по НДС. Их перечень является еди­ным для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства — участники СНГ. В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие об­ложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ве­дение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг).

Рассмотрим наиболее значимые льготы по освобождению от НДС (см. рис, 6,2.2). Важным элементом налога являются его ставки. При введении налога в 1992 году была установлена единая ставка 28%. Ее величина была рассчитана исходя из необходимости поддержаниядо-ходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году нало­гом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Приведем для сравнения основные ставки этого налога: в Австрии — 20%, Бельгии -- 19%, Дании — 22%, Франции ~-18,6%, ФРГ - 14%, Норвегии - 20%, Швеции - 23,5%, Англии -15%. Кроме того, ставки могутбыть дифференцированными. Так, во Франции в 1988 году действовали четыре ставки налога. Предельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь — 33,33%; сокращенная ставка на товары культурно-образовательного назначения — 7%; ми­нимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспор­та),—5,5%. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5%, 18,6%, 28%. В дальнейшем в рамках Соглашения ЕЭС останутся две ставки: 18,6% — нормальная, 5,5% — сниженная. Аналогичная ситуация в Италии, где при нормальной ставке 19% для товаров широкого по­требления применяются пониженные ставки — 4% и 9%, а для пред­метов роскоши — 38%.

Недолго сохранялась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 году было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993 года базовая ставка была сни-


 




         
   
 
   
 
 


Рис. 6,2.2. Льготы по освобождению от НДС


жена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (за ис­ключением подакцизных) итоварыдлядетей {по перечню, определя­емому Правительством РФ) снижена до 10%.

В 1995 году был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым Пра­вительством РФ, круг продовольственных товаров, облагаемых НДС поставке 10%.Летом 1999 года перечень продовольственных товаров, облагаемых ставкой НДС 10%, еще более сократился. Однако, начи­ная с 2000 года, планируется введение единой ставки НДС 15%. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20%, применяется расчетная ставка, равная 16,67% (20: 120 х 100%), а при ставке 10% - соответственно 9,09% (10: 110 х 100%). Расчетные ставки используются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализу­емую продукцию денежных средств в виде финансовой Помощи, по­полнения фондов специального назначения, авансовых сумм, аренд­ной платы и т. д.

Базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчислен­ная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регули­руемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях тор­говых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, свя­занных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учиты­вающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свой­ства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (ра­боты, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитан­ную по установленной ставке (20 или 10%). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих това­ров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС. Ниже приведена схема формирования свободной (рыноч­ной) цены (см.рис. 6.2.3).

По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, реализуются продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения — услуги связи, грузовые транспортные перевозки и др. (см. рис. 6.2.4).

По государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя НДС, реализуются отдельные (основные) потре­бительские товары и услуги, оказываемые населению (см.рис. 6.2.5).


 



Б-4



                   
   
       
 
 
 
     
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.