Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, CTpytoypa доходов и расходов социальных внебюджетных фондов 2 страница




В расходах бюджета Фонда социального страхования РФ основ­ной удельный вес приходится на выплаты пособий. Так, в 1996 году на выплаты всех видов пособий было направлено 19 220 млрд руб.1 (в ценах 1997 года), или 71,68% всех его расходов.

Контроль над полнотой и своевременностью начисления и упла­ты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществ­ляется Фондом социального страхования РФ совместно с Мини­стерством по налогам и сборам РФ, а за правильным и рациональ­ным расходованием этих средств на предприятиях — вышеназван­ным фондом с участием профессиональных союзов. Фонд соци­ального страхования РФ так же, как и Пенсионный фонд РФ, имеет значительную задолженность по выплатам населению. В 1997 году гражданам, получающим единое ежемесячное пособие на ребенка, Другие виды социальных пособий и материальной помощи, финан­сируемые из его средств, недоплатили 1215 млн руб.2, то есть 54% общей суммы. При этом величина переходящих остатков к началу 1998 года превысила долги по выплатам населению в 2,3 раза. Суще-

1 Российский статистический ежегодник. 1997. С. 526.

2 Финансовые известия. 1998.30 июня. С. 5.

Б-4

ственным недостатком многих социальных выплат является отсут­ствие адресности выплат и зависимости величины тарифа от состоя­ния условий труда, соблюдения техники безопасности, уровня забо­леваемости, ряда других факторов. Вследствие этого у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность к снижению страхо­вых рисков и к обеспечению безопасных условий труда. Кроме того, достаточно распространенной является практика изъятия средств из социальных фондов «на текущие нужды», приводящая к возникно­вению и росту задолженности фондов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Система медицинского страхования была принята Законом РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с I января 1993 года. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхова­ния и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации рав­ные возможности в получении медицинской и лекарственной помо­щи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования являются:

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязатель­
ного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. вырав­
нивание условий деятельности территориальных фондов по
финансированию программ обязательного медицинского
страхования;

• обеспечение реализации Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав
граждан в системе обязательного медицинского страхования;

• участие в разработке и осуществлении государственной фи­
нансовой политики в области обязательного медицинского
страхования;

• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обес­
печению финансовой устойчивости системы обязательного ме­
дицинского страхования и созданию условий для выравни­
вания объема и качества медицинской помощи, предоставля­
емой гражданам на всей территории Российской Федерации.


Финансовые средства Федерального фонда обязательного меди-„яского страхования находятся в государственной собственно-

ти рф; не входят в состав бюджетов'других Ф°НД08; изъятию не

П° финансовые средства Фонда обязательного медицинского стра-

упвания образуются за счет:

. части страховых взносов предприятии, организации, учреж­дений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в оазМерах устанавливаемых законодательством РФ;. взносов территориальных фондов на реализацию совместных

программ, выполняемых на договорных началах;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение рес­
публиканских программ обязательного медицинского стра­
хования;,
. добровольных взносов юридических и физических лиц,
. дОХодов от использования временно свободных финансовых

средств Федерального фонда;

. нормированного страхового запаса финансовых средств Фе­дерального фонда;

. поступлений иных финансовых средств, не запрещенных за­
конодательством РФ- v.,,
Финансовые средства в Федеральный фонд обязательного меди-
„инского страхования РФ перечисляются предприятиями, органи-
Еями учреждениями и иными хозяйствующими субъектами не-
Бвисимб от форм собственности в соответствии с Положением о
порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территори-
Зяые Фонды обязательного медицинского страхования. Тариф
Сносов в Фонд обязательного медицинского страхования составляет
¥(*% в денежной и натуральной форме выплат, начисленных по всем
основаниям независимо от источника финансирования, включая
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, из

НИХ- 0 2% — в Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования РФ; 3 4% — в территориальные фонды обязательного медицинского

страхования. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной

Аппмы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных базовых) программ обязательного медицинского страхования в пре­делах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на


здравоохранение. «Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную програм­му государственных гарантий» утверждается приказом Минздрава РФ. В соответствии с ним граждане России не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Право на получение этого объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской по­мощи и финансовых возможностей людей, а из жестких ограниче­ний в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существен­ное снижение количества койко-дней пребывания больных в стаци­онаре и фактически не гарантирует бесплатного обеспечения доро­гостоящими видами медицинской помощи.

Основу доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют страховые взносы — свыше 95% общего объема доходов (см. табл. 5.2.3). Его средства используются на сле­дующие мероприятия;

• оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

• финансирование целевых медицинских программ;

• подготовку и переподготовку специалистов;

• развитие медицинской науки;

• улучшение материально-технического обеспечения здраво­
охранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание ус­ловий деятельности территориальных фондов обязательного меди­цинского страхования и финансирование целевых программ в рам­ках обязательного медицинского страхования. Распределение субвен­ций территориальным фондам обязательного медицинского страхо­вания осуществляется в соответствии с Положением о порядке пре­доставления Фондом субвенций территориальным фондам обязатель­ного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме того, исполь­зуется методика комплексной оценки территории и деятельности системы обязательного медицинского страхования субъекта РФ для обоснования потребности в субвенциях Фонда. Положение и мето­дика утверждены приказом Федерального фонда обязательного ме­дицинского страхования от 07.08.97 г. № 71 «Об обеспечении целе­вого и рационального использования средств системы обязательно­го медицинского страхования».

Все годы существования этот фонд имеет переходящий остаток средств на начало следующего года. Например, на 1 января 1998 года он составил 57 333,7 млн руб. В России есть регионы, которые


Таблица 5.2.3

Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ за 1994-1997 годы1

 

       
Вид дохода Сум- Удель- Сум- Удель- Сум- Удель- Сум- Удель-
  ма2, ный ма2, ный ма2, ный ма, ный
  млрд вес, млрд вес, млрд вес, млрд вес,
  руб. % руб. % руб. % руб. %
Остаток средств                
на начало года            
Поступление   100,0   100,0   100,0 1 102 100,0
в том числе:                
Страховые взносы 258 ' 94,16   99,02   95,74   98,46
Доходы от                
использова-                
ния банком                
временно                
свободных                
средств   4,02   0,98   1,54   •0,54
Возврат                
ранее раз-                
мешенных                
временно                
свободных                
средств   1,82   2,72 П 1,00
Прочие                
доходы               ____ ____

еще не ввели обязательное медицинское страхование. Там взносы от работодателей попадают в общий бюджетный котел, а не в фонд, как требует федеральный закон. Система обязательного медицинс­кого страхования прекрасно работает в Германии, Швеции и при­знана во всем мире. Но она должна иметь многоуровневую струк­туру финансирования. Основную массу денег должен обеспечивать работодатель, поскольку он первый заинтересован в здоровье ра­ботников.

1 Российский статистический ежегодник. 1997. С. 527; Федеральный за­
кон от 03.03.99 г. № 44-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования за 1997 год».

2 В ценах 1997 года.


Таблица 5.2.4

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ за 1994-1997 годы1


                   
   
     
       
 
       
 
 
 
 

         
Вид расхода Сум- Удель- Сум- Удель- Сум- Удель- Сум- Удель-
  ма2, ный ма1, ный ма2, ный ма, ный
  млрд вес, млрд вес, млрд вес, млрд вес,
  руб. % руб. % руб. % руб. %
Всего за гол,   100,0   100,0   100,0   100,0
в том числе:                
Субвенции                
территориаль-                
ным фондам                
и другим уч-                
реждениям   40,56   55,62   82,71   82,64
Научные ис-                
следования                
в области обя-                
зательного                
медицинского                
страхования - - - -   0,38   0,35
Содержание                
исполнитель-                
ной дирекции   1,40   2,13   2,13   1,75
Мероприятия                
по подготовке                
специалистов                
для системы                
обязательного                
медицинского                
страхования -   0,50   0,35
Компьютери-                
зация системы                
обязательного                
медицинского                
страхования   6,64   5,04   2,63   2,18
Целевое фи-                
нансирование                
МТС3 учреж-                
дений здраво-                
охранения -   8,53   8,65   9,43
Проведение                
региональных                
совещаний   0,12   0,09
Прочие                
расходы   46,85   26,74 _   0,16

1 Российский статистический ежегодник. 1997. С. 527; Федеральный за­
кон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицин­
ского страхования за 1997 год» от 03.03.99 г. № 44-ФЗ.

2 В ценах 1997 года.

3 Материально-техническое снабжение. — Прим. авт.


прошлогоднего.

^W^:ZZTv^~*tl^- CP^TBa Фонда за-

. ^^^^^^^заций'учрежде'

ний общественных организации и граждан, • прочих поступлений.


Работодатели производят отчисления в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 1,5% к денежной и натуральной форме выплат, начисленных по всем основаниям, независимо от источника финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера. Основа доходов Фонда занятости населения РФ — страховые взносы работодателей. В 1997 году плате­жи предприятий и организаций составили 90% доходов Государствен­ного фонда занятости населения РФ, 85% — Пенсионного фонда РФ и 62% — доходов консолидированного бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. При этом имеет мес­то систематическое нарушение финансовой дисциплины при уплате страховых взносов, что ведет к увеличению числа территорий, нуж­дающихся в дотациях. Задолженность работодателей фонду занятос­ти превысила 3,5 трлн руб. (в масштабе цен 1997 года)1. Средства фонда занятости направляются на:

• мероприятия по профориентации, профессиональной подго­
товке и переподготовке безработных граждан, включая со­
держание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий
обучающимся по направлению органов службы занятости;

• организацию общественных работ;

• выплаты пособий по безработице; компенсаций материальных
затрат безработным гражданам в связи с их добровольным пе­
реездом в другую местность по предложению службы занятос­
ти; оказание материальной и иной помощи членам семьи без­
работного, находящимся на его иждивении, а также гражда­
нам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с
истечением установленного законодательством срока его вып­
латы;

• оплату периода временной нетрудоспособности безработным
гражданам;

• возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назна­
чением досрочных пенсий безработным;

• мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или
новых рабочих мест, по созданию специализированных рабо­
чих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в со­
циальной защите; по развитию предпринимательской деятель­
ности безработных граждан. Указанные расходы производятся
как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кре­
дитования согласно заключенным договорам;

Финансовые известия. 1997. 10 июля. С. 6.


расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработ­кой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, вклю­чая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

создание и содержание информационных систем рынка ра­бочей силы и разработку их программного обеспечения, вклю­чая приобретение технических средств; осуществление информационно-справочной и рекламно-изда­тельской деятельности по вопросам занятости населения; научно-исследовательские работы по проблемам занятости на­селения;

организацию международного сотрудничества в решении проб­лем занятости населения, включая вопросы трудовой деятель­ности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на тер­ритории Российской Федерации;

содержание органов службы занятости и ревизионных ко­миссий, включая расходы на социально-бытовое и медицин­ское обслуживание работников по нормам и нормативам, при­нятым для структурных подразделений соответствующих ис­полнительных органов власти;

подготовку и повышение квалификации кадров органов служ­бы занятости и содержание учебно-методической базы; издание нормативных и методических материалов, атакже бла­ночной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости;

проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий.

Наибольший удельный вес в расходах Государственного фонда за­нятости населения РФ занимают выплата пособий и материальная помощь, финансирование материальной поддержки лиц, признанных безработными, содержание службы занятости и прочие расходы. У Государственного фонда занятости населения РФ наиболее тяжелое положение по сравнению со всеми внебюджетными социальными фондами. В первые годы своего существования доходы бюджета фонда почти в два раза превышали расходы. Однако в 1996 году, после сни­жения тарифа страховых взносов в него с 2% до 1,5% фонда оплаты труда Государственный фонд занятости населения РФ перестал вы­полнять обязательства по социальным выплатам населению. К началу 1998 года задолженность Государственного фонда занятости населе­ния РФ по выплатам населению (пособия по безработице и матери­альная помощь, досрочные пенсии, стипендии) составляла 2767 млн




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.