Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы целевых бюджетных фондов




Под целевыми бюджетными фондами понимаются денежные фон­ды, образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевых источников средств и используемые на финансирование определенных государственных или местных расходов под контро­лем фискальных органов государства.

Понятие «целевые бюджетные фонды* появилось в 1995 году. По­добный статус был закреплен за некоторыми внебюджетными фон­дами, ранее создаваемыми для обеспечения финансирования отдель­ных государственных расходов.

Анализ их функционирования выявил ряд негативных явлений, прежде всего таких, как межведомственное распыление госу­дарственных средств и ослабление государственного финансового контроля над их целевым использованием. Для преодоления указан­ных недостатков, начиная с 1995 года, отдельные внебюджетные фонды стали учитываться в бюджетах различных уровней.

В1999 году в состав консолидированного бюджета РФ были вклю­чены следующие целевые бюджетные фонды:

• Федеральный и территориальные дорожные фонды;


 

• Фонд развития таможенной системы РФ;

• Федеральный и территориальные фонды воспроизводства ми­
нерально-сырьевой базы;

• Федеральный фонд восстановления и охраны водных объек­
тов;

• Государственный фонд борьбы с преступностью;

• Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов;

• Федеральный и территориальные экологические фонды;

 

• Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

• федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и
Федеральной службы налоговой полиции РФ.

Подавляющая часть средств целевых бюджетных фондов консо­лидируется в составе федерального бюджета.

Таблица 5.1.1

 

Наименование фонда Доход
сумма2, млн руб. в% к итогу
Целевые бюджетные фонды, всего: в том числе; Федеральный дорожный фонд РФ Фонд управления, изучения, сохранения и вос­производства водных биологических ресурсов Фонд развития таможенной системы РФ Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов Государственный фонд борьбы с преступностью Федеральный экологический фонд РФ 41563,5 29556,0 3887,0 3626,1 3600,0 400,0 333,0 161,4 100,0 71,1 9,3 8,7 8,7 1,0 0,8 0,4

Доходы целевых бюджетных фондов федерального бюджета на 1999 год1

Дорожные фонды. Указанные фонды образуются в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Россий-

1 Федеральный закон от 22.02.99 г. №36-Ф3 «О федеральном бюджете на

1999 год». Ст. 19.

2 В ценах 1999 года.


ской Федерации» (с изменениями и дополнениями). За счет целе­вых средств, накапливаемых в Федеральном и территориальныхдо-рожных фондах субъектов РФ, осуществляется финансирование зат­рат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строи­тельством автомобильных дорог общего пользования на территории РФ. Средства дорожных фондов не могут быть использованы на иные нужды. Дорожные фонды образуются за счет:

• налога на реализацию горюче-смазочных материалов;

• налога на пользователей автомобильных дорог;

• налога с владельцев транспортных средств;

• налога на приобретение автотранспортных средств.

Из перечисленных налогов первый полностью зачисляется в Фе­деральный дорожный фонд, второй распределяется между Федераль­ным и территориальными дорожными фондами, исходя из действу­ющих ставок налогообложения, последние два налога целиком по­ступают в территориальные фонды субъектов Российской Федера­ции. В дорожные фонды могут направляться так неналоговые по­ступления, например, доходы от проведения займов, лотерей, про­дажи акций. Кроме того, в территориальные фонды зачисляются суб­венции и дотации, выделяемые из Федерального дорожного фонда для развития сети автомобильных дорог, являющихся собственнос­тью субъектов РФ.

Таблица 5.1.2.

Источники формирования доходов Федерального дорожного фонда РФ на 1999 год

 

 

Источник дохода Доход
сумма1, млн руб. в% к итогу
Остаток средств фонда на начало года Налог на реализацию горюче-смазочных материалов Налог на пользователей автомобильных дорог Прочие налоговые и неналоговые поступления Итого: 100,0 12891,1 16014,1 550,8 19 556,0 0,343,6 54,2 1,9 100,0

В число прочих налоговых и неналоговых поступлений, зачисля­емых в Федеральный дорожный фонд, включаются:

В ценах 1999 года.


 

• отчисления в размере 4% от суммы единого налога на вменен­
ный доход;

• доходы от использования имущества федеральных автомо­
бильных дорог;

• доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и со­
оружений на них;

• доходы от взимания сбора за проезд автотранспортных средств,
зарегистрированных на территориях иностранных государств,
по федеральным автомобильным дорогам и др.

Средства Федерального дорожного фонда расходуются на содер­жание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных до­рог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также на оказание финансовой поддержки территориальным до­рожным фондам субъектов РФ в виде выделения субвенций и дота­ций. За счет средств территориальных дорожных фондов осуществ­ляется финансирование расходов дорожного хозяйства по объектам, являющимся собственностью субъектов РФ.

Фонд развития таможенной системы РФ. Согласно таможенному кодексу РФ (ст. 403), этот фонд образуется за счет доходов, получен­ных от реализации товаров, транспортных средств и иных предме­тов, обращенных в федеральную собственность на основании реше­ний таможенных органов или судов по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, таможенньгх сборов, штра­фов и некоторых иных источников. Средства фонда используются на текущее содержание центрального аппарата Государственного тамо­женного комитета РФ, материальное обеспечение личного состава и его боевой подготовки, содержание испытательных научно-исследо­вательских объектов, ведомственных образовательных учреждений и объектов здравоохранения. В федеральном бюджете на 1999 год Фонд развития таможенной системы учтен в сумме 3 626,1 млн руб. На его создание предусматривается отчислять 19,8% средств, поступающих от источников, установленных таможенным законодательством.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Фе­деральной службы налоговой полиции РФ. Указанный фонд форми­руется за счет 45% от суммы поступлений в федеральный бюджет и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, до­полнительно взысканных налоговыми органами и органами на­логовой полиции в результате проведения контрольной работы. При определении размера фонда средства, привлекаемые в федеральный бюджет в связи с применением к налогоплательщику финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, не учитывают­ся. В составе федерального бюджета РФ на 1999 год фонд учтен в сумме 4635 млн руб., которую предусматривается использовать на:


содержание и развитие Министерства по налогам и сборам
РФ-4135 млн руб.;

• содержание и развитие Федеральной службы налоговой по­
лиции РФ — 500 млн руб.

Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы. Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы образуются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы, которые уплачивают пользователи недр, осуществляю­щие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Ставки отчислений на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы устанавливаются федеральным законом в виде процентной доли от стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Действующие в настоящее время ставки определены Федеральным законом от 30.12.95 г. № 224-ФЗ и составляют, на­пример, по нефти и газу — 10%; по углю — 5%; по торфу — 3%; по железным и хромовым рудам — 3,7%; по цветным и редким метал­лам — 8,2%. Средства Федерального и территориальных фондов вос­производства минерально-сырьевой базы расходуются, в основном, на геологическое изучение недр, геологоразведочные работы и на фи­нансирование затрат управленческого характера.

Государственный фонд борьбы с преступностью. Формирование этого фонда осуществляется за счет следующих источников:

• 100% средств, полученных от реализации имущества, конфи­
скованного по вступившим в законную силу решениям судов;

• 100% средств от реализации изъятого при проведении опера­
тивно-розыскных мероприятий имущества, признанного бес­
хозным;

• 50% средств, взимаемых за выдачу лицензии на право прода­
жи оружия и лицензии на приобретение оружия гражданами,
предприятиями, учреждениями и организациями;

• 15% средств от взыскания штрафов, налагаемых в админист­
ративном порядке и по приговорам судов;

• добровольных взносов, благотворительных пожертвований,
поступающих от предприятий, организаций, учреждений и
физических лиц.

Средства фонда направляются на приобретение специальной тех­ники, средств связи и распределяются Правительством РФ между Министерством внутреннихдел РФ, Федеральной службой безопас­ности РФ и Службой внешней разведки РФ.

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов впервые появился в 1999 году. Он образуется за счет следующих источников:


•. 100% средств, поступающих в виде платы за использование вод-

ных биологических ресурсов, взимаемой с российских и иност­ранных пользователей;

• 50% средств, взыскиваемых Федеральной пограничной служ­
бой при охране морских биологических ресурсов РФ, а также
поступающих от реализации имущества, конфискованного в
связи с нарушениями пограничного режима.

Средства фонда направляются на содержание пограничных ор­ганов, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов РФ, на финансирование расходов Государственного комитета РФ по ры­боловству (поддержка отраслевой науки, гидрометеорологическое обслуживание рыбохозяйственной деятельности, содержание орга­нов рыбоохраны и рыборазведения и др.), а также на оказание госу­дарственной финансовой помощи рыбной отрасли и прибрежным регионам РФ.

Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов соз­дан в 1999 году. Он формируется за счет отчислений 29% средств от суммы платы за пользование водными объектами, зачисляемой в доходы федерального бюджета. Круг плательщиков и порядок взи­мания платы регламентируются Федеральным законом от 06.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Сумма пла­ты в соответствии с названым законом в размере 40% зачисляется в федеральный бюджет, а в остальной части поступает в бюджеты субъектов РФ. Средства целевого бюджетного Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов предусматривается ис­пользовать на следующие цели:

• реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических со­
оружений, находящихся в федеральной собственности;

г строительство объектов инженерной защиты от наводнений;

• приобретение технологического оборудования, необходимого
для обеспечения гидротехнических сооружений;

" нормативное, информационное, техническое и методическое обеспечение процесса управления использованием и охраной водн ых объектов.

Экологические фонды. В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» создана система государственных экологических фондов, включаю­щая в себя Федеральный экологический фонд, фонды субъектов РФ и местные фонды. Эти фонды предназначены для решения неотлож­ных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и для других нужд. Они образуются за счет средств, поступающих от предприя-


тий, учреждений, организаций, граждан РФ, а также иностранных юридических и физических лиц. На создание экологических фондов направляются следующие доходы:

• плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю­
щую среду, за размещение отходов и другие виды загрязнений;

• суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы
за экологические правонарушения;

• выручка от реализации конфискованных орудий охоты й ры­
боловства, незаконно добытой с их помощью продукции;

• доходы, полученные в виде дивидендов, процентов по вкла­
дам, банковским депозитам, от долевого участия средств фон­
дов в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

• сумма поступлений в иностранной валюте от иностранных
юридических и физических лиц.

Средства, поступающие от предприятий и граждан, аккумулиру­ются в субъектах РФ на счете их экологического фонда и затем рас­пределяются следующим образом:

• 60% направляется на реализацию городских и районных при­
родоохранных предприятий с зачислением соответствующих
сумм на счета городских, районных экологических фондов;

• 30% остаются в распоряжении экологического фонда субъек­
та РФ;

• 10% перечисляются в Федеральный экологический фонд РФ
на финансирование природоохранных мероприятий феде­
рального значения.

' Средства экологических фондов расходуются на:

• оздоровление окружающей природной среды;

• воспроизводство природных ресурсов;

• научные исследования;

• внедрение экологически чистых технологий;

• строительство очистных сооружений;

• выплату компенсационных сумм гражданам в порядке возме­
щение вреда, причиненного здоровью загрязнением окру­
жающей природной среды;

• иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Экологические фонды становятся все более заметным дополне­нием бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление ме­роприятий по охране окружающей природной среды. Так, в фе­деральном бюджете на 1999 года средства Федерального экологиче­ского фонда почти на 60% превышают сумму бюджетных ассигно­ваний, предусмотренных на природоохранные цели.


Таким образом, целевые бюджетные фонды по существу явля­ются инструментом, с помощью которого обеспечивается мобили­зация средств на финансирование определенных бюджетных рас­ходов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение целевых бюджетных фондов.

2. Какие целевые бюджетные фонды включаются в консолидированный бюд­
жет РФ?

3. Назовите источники формирования и направления использования дорож­
ных фондов.

4. Укажите источники формирования и виды расходов, осуществляемых за
счет средств фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы.

5. Приведите источники образования и направлен ия использования средств
других целевых бюджетных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.