КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исполнение бюджета. Экономический анализ бюджетных показателей 1 страница
Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных (органов местного самоуправления). Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета— поквартальная роспись доходов и расходов. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлениях из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Исполнить бюджет по доходам — значит мобилизовать контин-генты1 налогов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, налоговые органы в субъектах РФ контролируют полноту и правильность уплаты налогов и сборов во все уровни бюджетов. Государственный таможенный комитет Российской Федерации осуществляет сбор доходов от внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц. Федеральный комитет по управлению государственным имуществом, Федеральный фонд государственного имущества осуществляют сбор средств от использования и продажи государственного имущества, комитеты по управлению имуществом субъектов РФ — сбор средств от использования и продажи имущества, принадлежащего субъектам РФ, органы (должностные лица) по управлению имуществом муниципальных образовании — сбор средств от использования и продажи имущества, принадлежащего муниципальным образованиям. Распределение мобилизованных налогов, сборов, других платежей по уровням бюджетной системы, по конкретным бюджетам (например, в пределах субъекта РФ — по бюджетам районов и городов) — это реализация различных форм межбюджетных отношений через механизм бюджетного регулирования. Важнейшим из них в настоящее время является предоставление нижестоящему бюджету отчислений от налогов вышестоящего бюджета на год или на долговре- 1 Контингент определенного налога, сбора — это общая сумма его мобилизации от всех плательщиков на соответствующей территории (в целом по РФ, по субъекту РФ, в границах определенного административно-территориального образования) в месяц, квартал, год. менной основе. Распределение федеральных налогов производят органы Федерального казначейства. Дотации и субвенции предоставляются нижестоящему бюджету в суммах, предусмотренных в поквартальной росписи, если исполнение вышестоящего бюджета происходит в пределах утвержденных показателей, если в бюджет вносились уточнения— в пределах уточненной росписи доходов и расходов. Формирование доходов бюджетов большинства субъектов РФ и местных бюджетов, а следовательно, и финансирование расходов в суммах утвержденного бюджета во многом определяется своевременным и полным перечислением трансфертов. Расчеты трансфертных платежей из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП) регионов производятся ежемесячно в пятидневный срок после составления сводного отчета об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета за соответствующий месяц. Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующего бюджета3. Исполнить бюджет по расходам — это значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетные ассигнования2 направляются распорядителям средств. По объему предоставленных прав они подразделяются на главные и нижестоящие. Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств3, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенный ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. . 1 Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. 2 Бюджетные ассигнования — средства, предусмотренные бюджетной рос 3 Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная орга Главные распорядители средств — руководители соответствующих министерств, ведомств, управлений, департаментов — санкционируют расходы на проведение централизованных мероприятий и соответствующих целевых программ; распределяют предоставленные средства между нижестоящими распорядителями средств. На уровне учреждения, организации, предприятия, получающих бюджетные ассигнования, ответственность за правильное, целевое, эффективное использование средств возложена на руководителя. В целях реализации государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 15 56 в Российской Федерации была образована система органов Федерального казначейства. Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяй- [;, ственных функций. Казначейство подчиняется Министру финансов РФ. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией и законами РФ; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; По-; ложением о Федеральном казначействе РФ; приказами и распоряжениями Министра финансов РФ. Одним из важных направлений совершенствования бюджетного 1 процесса является перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов всех субъектов РФ и местных бюджетов. Такая работа про- [ водится и, как свидетельствует практика многих территорий, дает положительные результаты. Главными задачами органов Федерального казначейства являются: • организация, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; ■ регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль над поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов го • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ • управление и обслуживание совместно с Центральным бан • разработка методологических и инструктивных материалов, Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает: • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; • распределение регулирующих доходов в соответствии с ут • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах со Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования. Санкционирование расходов федерального бюджета осуществляется в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступающими доходами и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование бюджетных расходов включает:
• утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распо • утверждение и доведение до распорядителей и получателей • принятие денежных обязательств получателями средств фе Процедура финансирования состоит в расходовании бюджетных средств. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств. Кратко остановимся на организации исполнения регионального бюджета на примере областного бюджета. Исполнение областного бюджета организует Правительство области. Поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных в бюджете, определяется областным департаментом финансов. Министерства, комитеты, управления, департаменты представляют в департамент финансов свод доходов по установленной форме. В соответствии с утвержденным бюджетом и его поквартальным распределением департамент финансов составляет роспись доходов и расходов бюджета. В ходе исполнения областного бюджета в него могут вноситься изменения. Правительство области имеет право принимать решения о внесении изменений в областной бюджет в пределах утвержденных годовых ассигнований по каждому направлению расходов2, вносить изменения в показатели областного бюджета, бюджетов районов и городов областного подчинения в связи с изменениями налогового, бюджетного и иного законодательства Российской Федерации, которые принимаются после утверждения областного бюджета на очередной год, изменяют характеристики бюджета и пропорции межбюджетных отношений. Если в ходе исполнения бюджета областные органы власти и управления в пределах своей компетенции принимают решение, в связи с которым уменьшаются доходы или увеличиваются расходы бюджетов районов и городов областного подчинения, то выпадающие 1 Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, опре 2 Эта норма права в разных субъектах Российской Федерации может иметь доходы должны компенсироваться этим бюджетом из средств областного бюджета. При этом в расчет не принимается свободный остаток средств бюджетов районов, городов областного подчинения, образовавшийся на начало текущего года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения. Правительство области определяет направления использования доходов бюджета, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, а также сумм превышения доходов над расходами, образующихся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов, и передает их на утверждение Законодательного собрания1. Другие потери в доходах или излишние расходы районов из областного бюджета не компенсируются, за исключением случаев, когда они вызваны изменением подчиненности предприятий, организаций, изменением компетенции органов власти или внесением изменений в законодательство уже в процессе исполнения бюджета. Передача средств в этих и ряде других случаев осуществляется через взаимные расчеты между вышестоящим и нижестоящим бюджетами. Бухгалтерский учет и отчетность об исполнении областного бюджета организуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для составления отчета об исполнении консолидированного бюджета области районные (городские) финансовые управления в установленные сроки представляют в Департамент финансов областной администрации отчет об исполнении бюджетов на своих территориях. Ежегодно, в срок, установленный Законодательным собранием области, правительство области представляет отчет об исполнении областного бюджета в Законодательное собрание, которое его рассматривает и утверждает. Важнейший элемент бюджетного процесса— экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса— при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы Федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур. Особо возрастает значимость анализа в настоящее время: при переходе на прогнозное формирование бюджетов; отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их исполь- 1 Эта норма права в разных субъектах Российской Федерации также может иметь иную редакцию. зования; решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма; реструктуризации расходов и оптимизации походной части бюджета; решении других проблем. В зависимости от поставленных задач избирается та или иная методика анализа, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на каждом уровне бюджета. Анализ должен быть; • конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга • системным, т.е. представлять собой систему аналитической ра • оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществ • объективным, что обеспечивается обоснованным подбором ана Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего, осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем — собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, стандартам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям, определяющим параметры бюджета; установление причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап— разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа. Каждое направление анализа имеет свои особенности. Например, депутатский корпус при рассмотрении бюджета приоритетно изучает соблюдение: законодательства при расчете бюджетных показателей; социальных, гарантированных государством нормативов по расходам; Принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, а внутри последних — с местными бюджетами; финан- 8 Б-4
сового обеспечения установленных экономическими и социальным^ прогнозами темпов и пропорций развития различных отраслей хозяйства; целого ряда других положений и показателей. В ведомствах большое внимание уделяется анализу показателей по сети, штатам, кон-тингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам. Органы федерального казначейства в приоритетном порядке анализируют объем мобилизации и обоснованность распределения поступающихдоходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств; своевременность «прохождения» доходов и расходов по счетам; другие вопросы. Методика экономического анализа бюджетных показателей при формировании, рассмотрении и исполнении бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Элементами общей методики являются: определение задач анализа; подбор и предварительная проверка достоверности и правильности анализируемых показателей; использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей; применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей; прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения бюджета по доходам или расходам; широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; использование аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить об уровне формируемых показателей и о результатах исполнения бюджета; и другие. Практическое применение частной методики определяется: этапом бюджетного процесса; уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; структурой, проводящей анализ; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа. Каждый из элементов методики анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от их комплексного применения. Дополняя друг друга, различные приемы анализа способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между соответствующими показателями в процессе формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам. Материалы экономического анализа показателей при формировании и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной записки к прогнозу, проекту или к отчету об исполнении бюджета. Этот документ вместе с тем является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует об обоснованности прогнозных или плановых показателей, о глераХэ принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Таким образом, экономический анализ является неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях «прохождения» бюджетных показателей. Общая экономическая стабилизация в стране и завершение бюджетной реформы будут способствовать совершенствованию бюджетного процесса, максимальной реализации установленных законодательством полномочий участников бюджетного процесса, увеличению доходов бюджетов всех уровней, эффективному использованию бюджетных ассигнований. Контрольные вопросы: 1. Назовите этапы бюджетного процесса, охарактеризуйте систему органов, 2. Перечислите нормативные документы, регламентирующие бюджетный г ном уровне. 3. Перечислите бюджетные полномочия законодательных (представитель i полномочий Министерства финансов РФ в бюджетном процессе. 4. Назовите этапы организации работы по формированию федерального бюд 5. Перечислите документы, представляемые в Государственную Думу Феде 6. Дайте краткую характеристику процедуры рассмотрения и утверждения фе 7. Расскажите о структуре Федерального закона «О федеральном бюджете», 8. Перечислите полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета. 9. Назовите права и обязанности получателей бюджетных средств. 10. Перечислите задачи экономического анализа бюджетных показателей при 4.6. Казначейская система исполнения бюджета Изучив материалы данного параграфа, Вы сможете: • обосновать необходимость перехода на казначейскую систе • дать характеристику существующей системе территори • определить порядок исполнения федерального бюджета по до • перечислить принципы контроля над исполнением бюджета. Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Кассовое исдол нение бюджетов всех уровней через Центральный банк России и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только государственной, более того, для ее развития отвлекались и использовались финансовые средства государства. Чрезвычайно актуальным стало обеспечение учета, подконтрольности, защищенности и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны. История развития экономических отношений в России имеет пример такой системы учреждений. С 1821 по 1917 год «главное счетоводство всех приходов и расходов» осуществлялось Департаментом Государственного казначейства. Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 году и в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня — территориальных органов Федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации1 и «Положение о Федеральном казначействе»2. 1 Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном каз
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |