КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования целевых фондов денежных средств и их использование на 1 страница
—------------------------------------------------!--------------------------------------------------------------------------- 1 Развитие любой Страны трудно представить без ее участия в международном разделении труда. Одни страны специализируются в производстве сельскохозяйственной продукции. Другие создают высокоточные технологии, являются, например, крупнейшими производителями автомобилей, судов и т.д. На этой основе возникает необходимость в торговле между различными странами. Однако этот процесс проходит не стихийно. Он регулируется как международным внешнеторговым законодательством, так и законодательством каждой отдельной страны, которая заинтересована в проникновении на рынки других стран, но свой рынок старается защитить от вторжения конкурентоспособной продукции. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок являются таможенные пошлины. Этой теории защиты внутреннего рынка противодействует теория «свободной торговли». Объясняется такая политика довольно просто. Если внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли недостаточно конкурентоспособны на мировом рынке, она нуждается в защите государства с помощью торгово-политических решений. И, наоборот, наиболее развитая страна, стремясь продвинуть свои товары, выступает за свободу рынка и снятие таможенных ограничений. Из сказанного следует, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Поскольку таможенная политика направлена на достижение конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами, то она, несомненно, является составной частью внешнеэкономической политики. С помощью определенного арсенала мер государство может способствовать притоку иност- нньгх товаров на внутренний рынок или защитить внутреннюю ^ономику и потеснить импортера со своего рынка. На формирование внешнеэкономической политики определяющее „яние оказывает государство. Современная внешнеэкономическая олитика осуществляется с помощью ряда методов, которые устанав-ают, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи.,тенТральным инструментом является таможенная пошлина. С ее по-мошью исторически регулировался внешнеторговый оборот. Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами мира при переходе к рыночным отношениям произошли серьезные перемены. Наиболее прогрессивным, отразившим некоторые реформаторские тенденции периода перестройки стало таможенное законодательство 1990-х годов. Отход от принципа монополии во внешней торговле ознаменовал Таможенный кодекс СССР, вступивший в действие в 1991 году. Однако он не решил всех проблем. Ему на смену пришел новый Таможенный кодекс России, принятый 18 июня 1993 года. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного тор-гово-таможеиного права, на базе которых таможенное дело Российской Федерации будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности опирается на научно обоснованную внешнеэкономическую политику, современное законодательство и разработанные на его основе нормативные акты, Таможенная политика и налоги являются важнейшими инструментами влияния на цены ввозимых и вывозимых товаров. Наибольшее влияние на ввоз товаров оказывают ставки таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну и вывозимых из нее. В настоящее время доля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета развитых стран составляет примерно 10-20%. В России в >азные годы вклад таможенников составлял от 20 до 30% доходной части федерального бюджета. В 1999 году —это 91 251,2 млн рублей ^и 19,26% вдоходах федерального бюджета1. Таможенные пошлины классифицируются по различным призна-Кам: Целям взимания; объекту обложения; способу взимания; в за- 1 плевральный закон от 22.01.99 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1У" год». висимости от страны происхождения товара; по характеру происхо^ дения. Если цель взимания фискальная, т.е. увеличение финансовых по ступлений в бюджет, то и величина пошлины зависит от возможно' сти повышения цены на товар. По объекту обложения пошлины подразделяются на: • ввозные или импортные — взимаются с импортных товаров, про • вывозные или экспортные — взимаются с товаров при вывозе • транзитные пошлины — взимаются за провоз товара по терри По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на следующие виды: • специфические, устанавливаемые в определенной сумме с еди • адвалорные, устанавливаемые в виде определенного процента • смешанные или комбинированные — комбинация специфичес В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие разновидности: • максимальные (общие) ~ устанавливаются для всех стран; • минимальные — применяются в отношении товаров, происхо • преференциальные — предоставляются отдельным странам, как Существует группа так называемых специальных пошлин. К ниМ относятся антидемпинговые, карательные и компенсационные. Антидемпинговые пошлины взимаются сверх обычных при обнаружении факта тышта. Карательные— применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства скриминацию, они в 3—5 раз выше общих. Компенсационные пошли- * ичимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных го- рСТвом импортеру товара. 1 лавная цель данной группы пошлин — пенятствовать вытеснению с рынка отечественных производителей из- апоступления более дешевых импортных товаров. jjo характеру происхождения пошлины делятся на следующие разновидности: . автономные — устанавливаются постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров); размер этой пошлины может быть изменен в связи с интересами государства без согласования со странам и-партнерами; • конвенционные (договорные) — устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке. Центр тяжести в современной таможенно-тарифной политике приходится на адвалорные пошлины, которые определяются в процентах к таможенной стоимости товара. Оценка таможенной стоимости товара представляет собой довольно сложную процедуру и проводится в соответствии с Законом о таможенном тарифе. Таможенная стоимость на практике может быть определена несколькими методами: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитанием стоимости; сложением стоимости; резервным методом1. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Цена сделки — фактически уплаченная (или подлежащая уплате) цена ввозимого товара на момент пересечения границы Российской Федерации. При этом в цену сделки включаются (если они не были включены ранее): * расходы по доставке товара до места ввоза товара (авиапорта, порта * расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке; ■ стоимость транспортировки; страховые платежи; * комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные поку 1 стоимость упаковки; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров; 1 Постановление Правительства РФ от 05.11.92 г. № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации». • часть прямого или косвенного дохода продавца от любых послр В случаях, когда этот метод не может быть использован, послеп вательно применяют каждый из перечисленных выше методов. Таким образом, таможенная стоимость принимается равной- • по методу 1: т~и -f p где Т — таможенная стоимость товара; Цсд — цена сделки по ввозимому товару; . Рн — накладные расходы (расходы на доставку товара до места ввоза, упаковкуидр.); • по методу 2: Т = ГД +Р, ">ид н' где Ц^ — цена сделки по товару, идентичному ввозимому. Идентичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значению и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения; • по методу 3: Т^Ц +Р, где Цод — цена сделки по товару, однородному ввозимому. Однородным считается товар, который выполняет те же функции, что и ввозимый товар; является коммерчески взаимозаменяемым; имеет одинаковые характеристики по назначению, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения; • по методу 4: т = ТТ -р 1 ^пр нрф' где Ц — цена продажи товара на территории РФ; Рнрф ~ транспортные расходы на территории Российской Федерации и суммы импортных таможенных пошлин, сборов, налогов, уплачиваемых в Российской Федерации; ■ по методу 5; т = зй + рн + пэ, где Зи — затраты изготовителя импортного товара; Пэ — прибыль, получаемая экспортером от продажи товара; • по методу 6: Т = П где Ц — цена, устанавливаемая таможней с учетом мировой таможенной практики. Таможенная пошлина рассчитывается по формуле: п=т~с„, где П — сумма таможенной пошлины; Т — таможенная стоимость товара; Сп — ставка таможенной пошлины по таможенному тарифу- Ставки таможенных пошлин являются едиными и в равной мере мменяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной но- пслатуры внешнеэкономической деятельности. Крометаможенных лив При переходе товара через границу взимаются и другие нало- 1 и сборы. Так, в соответствии с Таможенным кодексом Российской ераЦии устанавливаются следующие таможенные платежи: . НДС; . акцизы; . сборы за выдачу лицензии таможенными органами РФ; • таможенные сборы за таможенное оформление (О, I % в рублях • таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров и др... ",. Таким образом, в стоимость ввезенного товара включаются расходы по транспортировке товара, суммы пошлин и налогов, взимаемых при импорте. Импортные товары облагаются налогами уже на границе страны назначения и сопровождаются ими, формируя цену для потребителя. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение таможенной пошлины. 2. Как классифицируются таможенные пошлины? 3. Какие платежи и сборы уплачиваются при пересечении товаром таможен Законы и нормативные акты ■ Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 г. № 5221-1 (с 2. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1. «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями). ■ Временная инструкция о взимании таможенных платежей. Утверждена ГТК РФ 08.06.95 г. № 01-20/8107. ■ Приказ Председателя Государственного таможенного комитета Россий
ГЛАВА 8 ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Изучив материалы данной главы, Вы сможете: • охарактеризовать основные задачи государственной социаль • классифицировать расходы и источники финансирования от • сравнить методику планирования затрат на содержание раз • назвать направления и привести примеры реструктуризации 8.1. Социальная политика в России и источники ее финансирования Социальная политика — это деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи. В дореформенный период к социальной сфере относили искусство, культуру, спорт, науку, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, т.е. те отрасли, где не создавались материальные блага. Социальную сферу именовали бюджетной, непроизводственной. В настоящее время так принято называть сферу жизнедеятельности людей, охватывающую широкий перечень объектов или предметов ведения социальной политики. Для выполнения главных функций государства и решения профильных проблем создается социальная инфраструктура. Цель развития социальной инфраструктуры — повышение качества жизни населения, что является в конечном счете основой роста национальной экономики, а также укрепление социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира-Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика Hpf" ступности — в большинстве государств за последние годы вырос," данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 1990-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. О каких же негативных явлениях идет речь? Это, прежде всего, — резкое обострение межнациональных отношений; экологические проблемы; рост преступности, правонарушений,■ падение нравственности; социально-политическая пассивность населения; недостаточность правовой и политической культуры; снижение жизненного уровня населения; резкое снижение рождаемости и увеличение смертности. В настоящее время за основу стабилизации социально-экономического положения в стране принят принцип жесткого государственного регулирования и внесение корректив в федеральную финансовую политику. Предпринимаются попытки исключить резкие скачки розничных цен, разработан механизм последовательной ликвидации задолженности государства по заработной плате работникам бюджетной сферы, пенсиям, пособиям, компенсационным выплатам населе- нию. Главными задачами государственной социальной политики на довременном этапе развития являются: реализация комплекса ста-Зилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку кстем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер диальной поддержки населения; недопущение обострения соци-1 льных конфликтов; повышение эффективности государственного Регулирования хозяйственной деятельности. Поскольку социальная сфера в значительной своей части пред- шляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль го- Фства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее ятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря нижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже про- °много минимума, также растет. Отметим, что прожиточный имум — это удовлетворение физиологических потребностей за У т Наиболее дешевых продуктов при минимальных расходах на Уги, лекарства, санитарно-гигиенические товары и белье. Ина- че говоря, прожиточный минимум — это показатель минимально-го объема и структуры потребления материальных благ или услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. Величина прожиточного минимума устанавливается в натуральном и стоимостном выражении. При оценке качества жизни населения применяется и такой показатель, как минимальный потребительский бюджет. Он примерно в два раза превышает прожиточный минимум, так как включает в себя покупку новой одежды, обуви, товаров длительного пользования и расходы на отдых. Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальном государстве. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной) сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения. Перечень видов социальных расходов в различных регионах Российской Федерации имеет существенные различия и зависит от их бюджетных возможностей. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот в соответствии с Федеральным законом от 12.0J.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедической обуви и др. Реформа межбюджетных отношений позволила повысить роль и значение каждого элемента бюджетной системы — федерального бюджета, территориальных и местных бюджетов — в решении социальных проблем. При недостаточности средств у нижестоящих бюджетов на реализацию федеральной социальной политики используются регулирующие механизмы, такие как трансферты, целевые субвенции, дотации, целевые программы, бюджетные кредиты, выделяемые субъектам Федерации. Заметим, что нынешняя система финансовой поддержки регионов трудно контролируема, так как одни 350. объекты могут финансироваться из многих источников, а другие душены такой поддержки. В России в 1997 году 81 субъект Федерации из 89 не имел сбалансированного бюджета и получал трансферты и субвенции из Центра, в некоторых случаях превышающие собственные доходы в 1,5—1,8 раза. Поскольку механизмы саморегуляции в социальной сфере практически перестали функционировать, то возникла необходимость проведения реформ. Они направлены на сокращение бюджетных расходов, так как устаревшая конструкция сети учреждений социальной сферы не эффективна, не оптимальна, у государства нет средств для ее содержания и поддержки. К примеру, реформы здравоохранения предусматривают необходимость улучшения качества медицинского обслуживания на основе сочетания принципов конкуренции (свобода выбора врача, государственной или негосударственной больницы и т.д.) с бюджетным финансированием расходов, исходя из числа пролеченных больных, а не коек в больнице, Важное значение для рационального использования средств имеет контроль за деятельностью медицинских учреждений со стороны профессиональных организаций, страховых обществ и т.д. Освоение достижений медицинской науки и техники, атакже современных методов управления должно привести к экономии ресурсов и обеспечить учреждения квалифицированным персоналом. Развитие института семейных врачей призвано направить их усилия на раннюю диагностику и профилактику болезней, что позволит существенно снизить затраты на лечение пациентов. Функционирование реабилитационных центров, хосписов, госпиталей сестринского ухода значительно дешевле, чем содержание обычных дорогостоящих больниц. В качестве ближайших задач государственной политики в сфере образования провозглашены мероприятия, направленные на: • минимизацию затрат; • сокращение обязательной аудиторной нагрузки в общеобразователь • приведение профессионально-квалификационной структуры под • государственное регулирование рынка учебной литературы; • переход на тестирование с поэтапной отменой выпускных экзаме • повышение финансовой самостоятельности учреждений и др. Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рож- дения и воспитания детей, при безработице, а также на получен-, бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не тол,е ко за счет бюджетных средств, но и за счет средств государстве нць! и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначен»? Одним из основных видов социальной защиты населения являете пенсионное обеспечение. В стране в 1995-1996 годах насчитывалось около 260 пенсионеров на 1000 населения, а средний размер пенсий составлял около 30% к средней заработной плате. Отличительными особенностями отечественной пенсионной системы являются:
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |