Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование как экономическая категория отражает процесс фор­мирования целевых фондов денежных средств и их использование на 1 страница




—------------------------------------------------!--------------------------------------------------------------------------- 1

Развитие любой Страны трудно представить без ее участия в меж­дународном разделении труда. Одни страны специализируются в про­изводстве сельскохозяйственной продукции. Другие создают высо­коточные технологии, являются, например, крупнейшими произ­водителями автомобилей, судов и т.д. На этой основе возникает не­обходимость в торговле между различными странами. Однако этот процесс проходит не стихийно. Он регулируется как международ­ным внешнеторговым законодательством, так и законодательством каждой отдельной страны, которая заинтересована в проникнове­нии на рынки других стран, но свой рынок старается защитить от вторжения конкурентоспособной продукции. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок являются таможенные пошлины. Этой теории защиты внутреннего рынка противодействует теория «свободной торговли». Объясняется такая политика довольно просто. Если внутренняя экономика дан­ной страны или ее отдельные отрасли недостаточно конкурентоспо­собны на мировом рынке, она нуждается в защите государства с по­мощью торгово-политических решений. И, наоборот, наиболее раз­витая страна, стремясь продвинуть свои товары, выступает за свобо­ду рынка и снятие таможенных ограничений.

Из сказанного следует, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и од­новременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иност­ранных товаров. Поскольку таможенная политика направлена на достижение конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами, то она, несомненно, является составной частью внешнеэкономической политики. С помощью определенно­го арсенала мер государство может способствовать притоку иност-


нньгх товаров на внутренний рынок или защитить внутреннюю ^ономику и потеснить импортера со своего рынка.

На формирование внешнеэкономической политики определяющее „яние оказывает государство. Современная внешнеэкономическая олитика осуществляется с помощью ряда методов, которые устанав-ают, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи.,тенТральным инструментом является таможенная пошлина. С ее по-мошью исторически регулировался внешнеторговый оборот. Во внеш­неэкономических связях и отношениях России с другими странами мира при переходе к рыночным отношениям произошли серьезные переме­ны. Наиболее прогрессивным, отразившим некоторые реформаторс­кие тенденции периода перестройки стало таможенное законодатель­ство 1990-х годов. Отход от принципа монополии во внешней торговле ознаменовал Таможенный кодекс СССР, вступивший в действие в 1991 году. Однако он не решил всех проблем. Ему на смену пришел новый Таможенный кодекс России, принятый 18 июня 1993 года.

Российское таможенное законодательство в своем развитии ши­роко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного тор-гово-таможеиного права, на базе которых таможенное дело Россий­ской Федерации будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и прак­тикой. Государственное регулирование внешнеэкономической дея­тельности опирается на научно обоснованную внешнеэкономичес­кую политику, современное законодательство и разработанные на его основе нормативные акты,

Таможенная политика и налоги являются важнейшими инстру­ментами влияния на цены ввозимых и вывозимых товаров. Наиболь­шее влияние на ввоз товаров оказывают ставки таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый с това­ров, ввозимых в страну и вывозимых из нее. В настоящее время доля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета развитых стран составляет примерно 10-20%. В России в >азные годы вклад таможенников составлял от 20 до 30% доходной части федерального бюджета. В 1999 году —это 91 251,2 млн рублей ^и 19,26% вдоходах федерального бюджета1.

Таможенные пошлины классифицируются по различным призна-Кам: Целям взимания; объекту обложения; способу взимания; в за-

1 плевральный закон от 22.01.99 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на " год».


висимости от страны происхождения товара; по характеру происхо^ дения.

Если цель взимания фискальная, т.е. увеличение финансовых по ступлений в бюджет, то и величина пошлины зависит от возможно' сти повышения цены на товар.

По объекту обложения пошлины подразделяются на:

ввозные или импортные — взимаются с импортных товаров, про­
возимых через таможенную границу или отпускаемых с тамо­
женных складов, расположенных внутри страны;

вывозные или экспортные — взимаются с товаров при вывозе
их за таможенную территорию: чаще всего эти пошлины при­
меняются к товарам, в области экспорта которых страна обла­
дает монополией;

транзитные пошлины — взимаются за провоз товара по терри­
тории данной страны; в фискальных пелях многие страны при
транзите взимают разного рода сборы (разрешительные, гер­
бовые, плату за провоз грузов и т.п.).

По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на следующие виды:

специфические, устанавливаемые в определенной сумме с еди­
ницы объема, веса или количества товара;

адвалорные, устанавливаемые в виде определенного процента
с цены товара. Размер такой пошлины прямо пропорциона­
лен цене;

смешанные или комбинированные — комбинация специфичес­
ких и адвалорных ставок, что позволяет в зависимости от ко­
лебания цены на тот или иной товар отдавать предпочтение
более эффективной ставке.

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие разновидности:

максимальные (общие) ~ устанавливаются для всех стран;

минимальные — применяются в отношении товаров, происхо­
дящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной
режимом наибольшего благоприятствования;

преференциальные — предоставляются отдельным странам, как
правило, развивающимся. Они ниже минимальных или рав­
ны нулю, что означает беспошлинный провоз.

Существует группа так называемых специальных пошлин. К ниМ относятся антидемпинговые, карательные и компенсационные. Анти­демпинговые пошлины взимаются сверх обычных при обнаружении факта тышта. Карательные— применяются против товаров, проис­ходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства


скриминацию, они в 3—5 раз выше общих. Компенсационные пошли-

* ичимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных го-

рСТвом импортеру товара. 1 лавная цель данной группы пошлин —

пенятствовать вытеснению с рынка отечественных производителей из-

апоступления более дешевых импортных товаров.

jjo характеру происхождения пошлины делятся на следующие раз­новидности:

. автономные — устанавливаются постановлением государствен­ной власти данной страны вне зависимости от каких-либо мно­госторонних или двусторонних актов (договоров); размер этой пошлины может быть изменен в связи с интересами государ­ства без согласования со странам и-партнерами; • конвенционные (договорные) — устанавливаются в процессе пе­реговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке. Центр тяжести в современной таможенно-тарифной политике приходится на адвалорные пошлины, которые определяются в про­центах к таможенной стоимости товара. Оценка таможенной сто­имости товара представляет собой довольно сложную процедуру и проводится в соответствии с Законом о таможенном тарифе. Тамо­женная стоимость на практике может быть определена несколькими методами: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитанием стоимости; сложением стоимости; резервным методом1.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Цена сделки — фактичес­ки уплаченная (или подлежащая уплате) цена ввозимого товара на мо­мент пересечения границы Российской Федерации. При этом в цену сдел­ки включаются (если они не были включены ранее):

* расходы по доставке товара до места ввоза товара (авиапорта, порта
и т.д.);

* расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке;

■ стоимость транспортировки; страховые платежи;

* комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные поку­
пателем; стоимость контейнеров и другой тары;

1 стоимость упаковки; лицензионные и иные платежи за использо­вание объектов интеллектуальной собственности, которые поку­патель должен осуществить в качестве условий продажи оценивае­мых товаров;

1 Постановление Правительства РФ от 05.11.92 г. № 856 «Об утвержде­нии порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на тер­риторию Российской Федерации».


• часть прямого или косвенного дохода продавца от любых послр
ющих продаж на территории Российской Федерации.

В случаях, когда этот метод не может быть использован, послеп вательно применяют каждый из перечисленных выше методов. Таким образом, таможенная стоимость принимается равной-

по методу 1:

т~и -f p

где Т — таможенная стоимость товара; Цсд — цена сделки по ввозимому товару;

. Рн — накладные расходы (расходы на доставку товара до места ввоза, упаковкуидр.);

по методу 2:

Т = ГД +Р,

">ид н'

где Ц^ — цена сделки по товару, идентичному ввозимому.

Идентичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значе­нию и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репута­ции на рынке, стране происхождения;

по методу 3:

Т^Ц +Р,

где Цод — цена сделки по товару, однородному ввозимому.

Однородным считается товар, который выполняет те же функции, что и ввозимый товар; является коммерчески взаимозаменяемым; имеет одинаковые характеристики по назначению, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения;

по методу 4:

т = ТТ -р

1 ^пр нрф'

где Ц — цена продажи товара на территории РФ;

Рнрф ~ транспортные расходы на территории Российской Фе­дерации и суммы импортных таможенных пошлин, сборов, налогов, уплачиваемых в Российской Федерации; ■ по методу 5;

т = зй + рн + пэ,

где Зи — затраты изготовителя импортного товара;

Пэ — прибыль, получаемая экспортером от продажи товара; • по методу 6:

Т = П

где Ц — цена, устанавливаемая таможней с учетом мировой та­моженной практики.

Таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

п=т~с„,

где П — сумма таможенной пошлины; Т — таможенная стоимость товара; Сп — ставка таможенной пошлины по таможенному тарифу-


Ставки таможенных пошлин являются едиными и в равной мере

мменяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной но-

пслатуры внешнеэкономической деятельности. Крометаможенных

лив При переходе товара через границу взимаются и другие нало-

1 и сборы. Так, в соответствии с Таможенным кодексом Российской

ераЦии устанавливаются следующие таможенные платежи:

. НДС;

. акцизы;

. сборы за выдачу лицензии таможенными органами РФ;

• таможенные сборы за таможенное оформление (О, I % в рублях
и 0,05%, в валюте от таможенной стоимости товаров);

• таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров

и др... ",.

Таким образом, в стоимость ввезенного товара включаются рас­ходы по транспортировке товара, суммы пошлин и налогов, взимае­мых при импорте. Импортные товары облагаются налогами уже на границе страны назначения и сопровождаются ими, формируя цену для потребителя.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение таможенной пошлины.

2. Как классифицируются таможенные пошлины?

3. Какие платежи и сборы уплачиваются при пересечении товаром таможен­
ной границы?

Законы и нормативные акты

■ Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 г. № 5221-1 (с
изменениями и дополнениями).

2. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1. «О таможенном тарифе» (с изменения­ми и дополнениями).

■ Временная инструкция о взимании таможенных платежей. Утверждена

ГТК РФ 08.06.95 г. № 01-20/8107.

■ Приказ Председателя Государственного таможенного комитета Россий­
ской Федерации «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Со­
глашением об общих условиях и механизме поддержки и развития про­
изводственной кооперации предприятий и отраслей государств — участ­
ников Содружества Независимых Государств (г. Ашхабад, 23.12.93)» от
24.12.98 г. № 870, г. Москва (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ
13.04.99г.,№ 1752).



 

 


ГЛАВА 8 ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Изучив материалы данной главы, Вы сможете:

охарактеризовать основные задачи государственной социаль­
ной политики на современном этапе;

классифицировать расходы и источники финансирования от­
раслей социальной сферы;

сравнить методику планирования затрат на содержание раз­
личных учреждений социальной сферы;

назвать направления и привести примеры реструктуризации
затрат в социальной сфере.

8.1. Социальная политика в России и источники ее финансирования

Социальная политика — это деятельность органов государствен­ной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи. В дореформенный период к социальной сфере отно­сили искусство, культуру, спорт, науку, образование, здравоохране­ние и социальное обеспечение, т.е. те отрасли, где не создавались материальные блага. Социальную сферу именовали бюджетной, не­производственной. В настоящее время так принято называть сферу жизнедеятельности людей, охватывающую широкий перечень объек­тов или предметов ведения социальной политики. Для выполнения главных функций государства и решения профильных проблем соз­дается социальная инфраструктура.

Цель развития социальной инфраструктуры — повышение каче­ства жизни населения, что является в конечном счете основой роста национальной экономики, а также укрепление социальной стабиль­ности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира-Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика Hpf" ступности — в большинстве государств за последние годы вырос,"


данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из круп­ных регионов мира — качество жизни населения в 1990-х годах ухуд­шилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи про­тиворечия между необходимостью построения современной социаль­ной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финанси­рованию социальной сферы; между старыми организационными фор­мами, новыми задачами экономической реформы и негативными яв­лениями в обществе. О каких же негативных явлениях идет речь? Это, прежде всего, — резкое обострение межнациональных отношений; экологические проблемы; рост преступности, правонарушений,■ паде­ние нравственности; социально-политическая пассивность населения; недостаточность правовой и политической культуры; снижение жиз­ненного уровня населения; резкое снижение рождаемости и увеличе­ние смертности.

В настоящее время за основу стабилизации социально-экономи­ческого положения в стране принят принцип жесткого государствен­ного регулирования и внесение корректив в федеральную финансо­вую политику. Предпринимаются попытки исключить резкие скачки розничных цен, разработан механизм последовательной ликвидации задолженности государства по заработной плате работникам бюджет­ной сферы, пенсиям, пособиям, компенсационным выплатам населе-

нию.

Главными задачами государственной социальной политики на довременном этапе развития являются: реализация комплекса ста-Зилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку кстем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер диальной поддержки населения; недопущение обострения соци-1 льных конфликтов; повышение эффективности государственного Регулирования хозяйственной деятельности.

Поскольку социальная сфера в значительной своей части пред-

шляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль го-

Фства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее

ятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря

нижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже про-

°много минимума, также растет. Отметим, что прожиточный

имум — это удовлетворение физиологических потребностей за

У т Наиболее дешевых продуктов при минимальных расходах на

Уги, лекарства, санитарно-гигиенические товары и белье. Ина-


                                   
   
   
       
 
 
 
     
   
 
         
 
 
 
 
   
     
 


че говоря, прожиточный минимум — это показатель минимально-го объема и структуры потребления материальных благ или услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедея­тельности человека. Величина прожиточного минимума устанав­ливается в натуральном и стоимостном выражении. При оценке качества жизни населения применяется и такой показатель, как минимальный потребительский бюджет. Он примерно в два раза превышает прожиточный минимум, так как включает в себя по­купку новой одежды, обуви, товаров длительного пользования и расходы на отдых.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспе­чение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как соци­альном государстве. В основе социальных гарантий лежит прин­цип соблюдения единого социального стандарта на всей террито­рии страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социаль­ной (бюджетной) сферы; гарантируется одинаковый объем и каче­ство медицинского обслуживания, образования; фиксируется до­пустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной страте­гической линии социальной защиты населения. Перечень видов социальных расходов в различных регионах Российской Федера­ции имеет существенные различия и зависит от их бюджетных воз­можностей. Наибольший удельный вес в расходах занимают затра­ты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оп­лате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной рефор­мой, введение льгот в соответствии с Федеральным законом от 12.0J.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение инвалидов транс­портными средствами, протезирование, изготовление ортопедичес­кой обуви и др.

Реформа межбюджетных отношений позволила повысить роль и значение каждого элемента бюджетной системы — федерального бюджета, территориальных и местных бюджетов — в решении соци­альных проблем. При недостаточности средств у нижестоящих бюд­жетов на реализацию федеральной социальной политики использу­ются регулирующие механизмы, такие как трансферты, целевые суб­венции, дотации, целевые программы, бюджетные кредиты, выде­ляемые субъектам Федерации. Заметим, что нынешняя система фи­нансовой поддержки регионов трудно контролируема, так как одни 350.


объекты могут финансироваться из многих источников, а другие душены такой поддержки. В России в 1997 году 81 субъект Федера­ции из 89 не имел сбалансированного бюджета и получал трансфер­ты и субвенции из Центра, в некоторых случаях превышающие соб­ственные доходы в 1,5—1,8 раза.

Поскольку механизмы саморегуляции в социальной сфере прак­тически перестали функционировать, то возникла необходимость про­ведения реформ. Они направлены на сокращение бюджетных расхо­дов, так как устаревшая конструкция сети учреждений социальной сферы не эффективна, не оптимальна, у государства нет средств для ее содержания и поддержки. К примеру, реформы здравоохранения предусматривают необходимость улучшения качества медицинского обслуживания на основе сочетания принципов конкуренции (сво­бода выбора врача, государственной или негосударственной больни­цы и т.д.) с бюджетным финансированием расходов, исходя из числа пролеченных больных, а не коек в больнице, Важное значение для ра­ционального использования средств имеет контроль за деятельностью медицинских учреждений со стороны профессиональных организаций, страховых обществ и т.д. Освоение достижений медицинской науки и техники, атакже современных методов управления должно привести к экономии ресурсов и обеспечить учреждения квалифицированным персоналом. Развитие института семейных врачей призвано направить их усилия на раннюю диагностику и профилактику болезней, что поз­волит существенно снизить затраты на лечение пациентов. Функцио­нирование реабилитационных центров, хосписов, госпиталей сестрин­ского ухода значительно дешевле, чем содержание обычных дорогос­тоящих больниц.

В качестве ближайших задач государственной политики в сфере образования провозглашены мероприятия, направленные на:

• минимизацию затрат;

• сокращение обязательной аудиторной нагрузки в общеобразователь­
ной школе на 10-20%;

• приведение профессионально-квалификационной структуры под­
готовки специалистов в соответствие с потребностями практики;

• государственное регулирование рынка учебной литературы;

• переход на тестирование с поэтапной отменой выпускных экзаме­
нов и вступительных испытаний в учреждениях профессиональ­
ного образования;

• повышение финансовой самостоятельности учреждений и др.

Реализация конституционных прав граждан на социальное обес­печение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рож-


дения и воспитания детей, при безработице, а также на получен-, бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не тол,е ко за счет бюджетных средств, но и за счет средств государстве нць! и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначен»? Одним из основных видов социальной защиты населения являете пенсионное обеспечение.

В стране в 1995-1996 годах насчитывалось около 260 пенсионеров на 1000 населения, а средний размер пенсий составлял около 30% к средней заработной плате. Отличительными особенностями отече­ственной пенсионной системы являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.