Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование как экономическая категория отражает процесс фор­мирования целевых фондов денежных средств и их использование на 4 страница





Нельзя не остановиться еще на таком важном моменте, как бюд­жетные санкции или меры принуждения, которые могут быть при­менены в отношении нарушителей бюджетного законодательства К ним относятся:

предупреждение получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложение на руководителей —-получателей бюджетных средств штрафов в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях;

блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в принятии бюджетной заявки, если средства выделялись на выпол­нение определенных условий, однако к моменту составления лими­тов (либо их подтверждения) эти условия оказались невыполненны­ми. Блокировка расходов осуществляется также при выявлении фак­тов и на сумму нецелевого использования бюджетных средств;

изъятие бюджетных средств — бесспорное взыскание бюджетных сумм, используемых не по целевому назначению; списание в бес­спорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет.

Как же рассчитать сумму средств, использованных не по целево­му назначению? Поскольку целевой характер выделяемых ассигно­ваний определяется кодом бюджетной классификации, то перерас­ход плановых назначений по каждой статье является нецелевым, при этом самостоятельное перераспределение средств между предметны­ми статьями не допускается. Нецелевым использованием бюджет­ных средств признается также:

• направление средств на банковские депозиты, приобретение
различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества)
с целью их последующей продажи;

• осуществление взносов в уставной капитал другого юридичес­
кого лица;

• расходование (перечисление или создание кредиторской задол­
женности) средств при отсутствии оправдательных документов;

• завышение объемов выполненных работ, расценок; выполне­
ние работ, не предусмотренных утвержденной проектно-смет­
ной документацией; направление средств на объекты (разра­
ботки), не включенные в адресные и целевые программы;

• недостача материальных ценностей, приобретенных за счет
средств бюджета;

• расходование средств сверх норм, утвержденных в установлен­
ном порядке (норм возмещения командировочных расходов,
норм на расходование бензина и т.п.);


 

• просроченная дебиторская задолженность по перечисленным
авансам за поставку товарно-материальных ценностей и ока­
зание услуг;

• заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюд­
жете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств
или имущества, являющегося государственной или муници­
пальной собственностью.

Иными словами, под использованием средств не по целевому на­значению следует понимать такое их использование, которое не при­водит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, что закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, оп­ределяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает порядок оплаты расходов по государственным закупкам или строительным подрядам исклю­чительно на конкурсной (тендерной) основе, что позволяет избежать завышения цен и оплаты невыполненных работ. На рис. 8. ^./пока­заны методы определения затрат при оплате расходов бюджетными учреждениями.

Рис. 8.4.1. Методы определения затрат при использовании

бюджетных средств

Неполное и нестабильное финансирование учреждений в послед­ние годы привело к тому, что у бюджетополучателей возникли серь­езные трудности с оплатой расходов по коммунальному обслужива­нию помещений, а также за выполненные объемы ремонтных ра­бот. Сокращению кредиторской задолженности в условиях дефици­та финансовых ресурсов способствует применение таких нетрадици­онных методов финансирования, как передача учреждениям в счет


 




финансирования векселей, проведение взаимных зачетов по нало­говым платежам и ассигнованиям из бюджета.

Вексельный способ финансирования предусматривает следующий порядок: финансовый орган передает главному распорядителю кре­дитов ценные бумаги — векселя определенной номинальной стоимо­сти с указанием конкретных сроков их погашения. Главный распо­рядитель кредитов вправе передать вексель подведомственному уч­реждению для оплаты расходов за выполненные работы и услуги; продать на рынке ценных бумаг; взять в кредитном учреждении ссу­ду под залог векселя; предъявить вексель на погашение по истече­нии срока его обращения. Факт передачи векселя от одного вексе­ледержателя другому оформляется соответствующим договором, ак­том приема-передачи с указанием номинальной стоимости, серии и номера ценной бумаги, написанием в векселе нового владельца. Этот способ финансирования учреждений не получил широкого распрос­транения. При всех условиях после обращения вексель возвращает­ся финансирующему органу для покрытия его стоимости за счет бюд­жета. Кроме того, при продаже векселей возникают потери бюджет­ных средств. Чем длительнее срок обращения векселя, тем ниже его рыночная стоимость по сравнению с номинальной.

При условии полного финансирования бюджетополучатели при­меняют традиционную форму расчетов за оказанные услуги, т.е. со своего расчетного счета платежным поручением перечисляют на бан­ковский счет организации необходимую сумму средств за оказанные услуги. Целью взаимных зачетов является сокращение неплатежей. Приданном способе финансирования зачитывается задолженность организаций-налогоплательщиков по уплате в бюджет налогов, включая штрафы и пени; финансовых органов по финансированию главных распорядителей кредитов или учреждений; главных распо­рядителей кредитов и учреждений поставщикам услуг и подрядным организациям за выполненные работы. Например, из-за недофинан­сирования учреждение имеет кредиторскую задолженность за ото­пление. В то же время теплоснабжающая организация является не­доимщиком по платежам налогов в бюджет, из которого финанси­руется это учреждение. Взаимозачет позволяет организации не пла­тить налоги, финансовому органу не перечислять на счет главного распорядителя кредитов или учреждения средства, учреждению не оплачивать расходы за отопление.

Какой бы способ финансирования ни был принят в конкрет­ном субъекте Российской Федерации, применяется пять последо­вательно осуществляемых обязательных процедур санкциониро­вания расходов:


 

• составление и исполнение бюджетной росписи. После утверж­
дения бюджета главные распорядители бюджетных средств со­
ставляют бюджетную роспись по всем подведомственным рас­
порядителям и получателям бюджетных средств. В ней указы­
вается как функциональное, так и экономическое содержание
расходов по всем предметным статьям, приводится покварталь­
ное распределение средств;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигно­
ваниях до распорядителей и получателей бюджетных средств,
а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям
бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных
обязательств до распорядителей и получателей бюджетных
средств;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных
средств;

• подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Далее необходимо отметить, что впервые в бюджетном законода­тельстве приведено понятие бюджетного обязательства, которое пред­ставляет собой признанную органом, исполняющим бюджет, обя­занность совершить расходование средств соответствующего бюдже­та в течение определенного срока, возникающую в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Важнейшие элементы бюджетного процесса — бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета. Бюджетный учет — вид бух­галтерского учета, осуществляемый в органах, исполняющих бюд­жет и в бюджетных учреждениях. По расходам бюджета исполне­ние может быть кассовым и фактическим. В бюджетных учрежде­ниях на кассовые расходы относятся суммы, оплаченные учрежде­нием (казначейством) с бюджетных счетов наличными деньгами и путем безналичных расчетов. На суммы, внесенные на счет в бан­ке, кассовые расходы уменьшаются (например, возврат депониро­ванных сумм по заработной плате). Фактическими расходами счи­таются действительные затраты учреждения, оформленные соответ­ствующими документами, включая расходы по неоплаченным сче­там кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. Фактические расходы более полно свидетельствуют о произведен­ных затратах, чем кассовые. Кассовые расходы не могут быть выше бюджетного финансирования, но могут быть выше и ниже факти­ческих расходов.

Таким образом, финансирование социальной сферы представ­ляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствова-


ние основной деятельности учреждений, так и на эффективное ис­пользование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финан­сирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий.

Контрольные вопросы:

1. Какие задачи решаются государством при казначейской системе финан­
сирования?

2. Какие расходы бюджетных средств признаются нецелевыми?

3. Что представлястсобой кассовый план финансирования?

4. Охарактеризуйте способы финансирования бюджетных учреждений.

5. В чем отличие кассовых расходов от фактических?

Приложение I1 Классификация расходов бюджета, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 06.01.98 № 1-Н (по отдельным отраслям)

 

Наименование вида расхода Код вида расхода Код целевой статьи Раздел
       
Образование      
Детские дошкольные учреждения      
Школы-детскиесады, школы начальные, неполные средние и средние      
Специальные школы      
Вечерние и заочные средние образовательные школы      
Ш кол ы -интернаты      
Учреждения по внешкольной работе с детьми      
Детские дома      
Профессионально-технические училища      
Специальные профессионально-технические училища      

При изучении этого материала см. дополнительно приказ Министерства финансов РФ от 25.05.99 г. N° 38-Н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в редак­ции Приказа Министерства финансов РФ от 23.07.99 г. № 47-Н), опублико­ванный в процессе издания учебника.


Продолжение прил. 1

 

       
Средние специальные учебные заведения      
Институты повышения квалификации      
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров      
Высшие учебные заведения      
Прочие учреждения и мероприятия в области образования      
финансирование расходов по проведению летней оздоровительной кампании      
Культура      
Дворцы и дома культуры, другие учреждения клубного типа      
Целевые дотации и субсидии   410,424,425  
Театры, концертные организации, цирки и другие организации исполнительных искусств      
Организации кинематографии      
Музеи и постоянные выставки      
Библиотеки      
Прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства     1503,1504
Целевые дотации и субсидии   420,421 1601,1602, 1603
Здравоохранение      
Целевые дотации и субсидии      
Больницы, родильные дома, клиники      
Поликлиники, госпитали, амбулатории, диагностические центры      
Фельдшерско-акушерские пункты      
Станции переливания крови     170!
Дома ребенка      
Станции скорой и неотложной помощи      
Санатории для больных туберкулезом      
Санатории для детей и подростков      
Санатории и дома отдыха      



Продолжение прил. 1

 

       
Дезинфекционные станции      
Прочие учреждения и мероприятия в области здравоохранения      
Центры государствен] юго санитарно-эпидемиологического надзора      
Мероприятия по борьбе с эпидемиями      
Прочие учреждения в сфере санитарно-эпидемиологического надзора      
Прочие мероприятия в области физической культуры и спорта      
Целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации      
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, отнесенные па территориальные фонды обязательного медицинского страхования      
Территориальные медицинские объединения      
Социальная политика      
Территориальные центры и отделения оказания социальной ПОМОЩИ па дому 3IS    
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов      
Учреждения по обучению инвалидов      
Пособия и социальная помощь      
Прочие учреждения и мероприятия в области социальной политики   440, 445,446 1801,1802, 1803,1804
Выплата государственных пособий на детей военнослужащих и гражданского персонала      

Законы н нормативные акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.08.98 № 145-ФЗ.

2. Закон РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации».

3. Закон РФ от 09,10.92 г. № 361 2- 1 «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре».

4. Закон РФ от 22.07.93 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан».

5. Федеральный закон от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

6. Федеральный закон от 02.08.95 г. № 122-ФЗ «О социальном обслужива­
нии граждан пожилого возраста и инвалидов».

7. Федеральный закон РФ от 11.08.95 г. № 195-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях».

8. Федеральный закон РФ от 12.01.96 г. №7-ФЗ «О некоммерческих орга­
низациях».

9. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие Федераль­
ным законом от 13.01.96 г. № 12-ФЗ).

10. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»
от 15.08.96 г. № 115-ФЗ {с изменениями и дополнениями от 26.03.98 г.
№ 31-ФЗ).

11. Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовс­
ком профессиональном образовании».

12. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.98 г. № 27 «О
Концепции развития системы адресной социальной помощи населению
Санкт-Петербурга».

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспек­
тивные проблемы общества. — М: Наука, 1984. — 272 с.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. Романовский М.
В. и др. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской — М.: ЮраЙт,
1994. - 621 с.

3. Галуцкш Г.М. Основы фина! юов и финансирование культурной деятель­
ности. - М.: АСКИД. 1996. - 224 с.

4. ПетровичевВ.М. Региональное образование: организация, управление раз­
витием. —Тула: Приокское кн. изд-во. 1994. — 288 с.

5. Попова М. И. Экономические методы управления системой регионально­
го образования. — СПб.: Специальная литература, 1998. —203 с.

6. Строев Е.С., Бляхман JI.C, Кротов М.И. Экономика Содружества Не­
зависимых Государств накануне третьего тысячелетия. — СПб.: Наука,
1998.-580 с.

7. Ярыгина Т. и др. Новые аспекты реформы социальной политики: Доклад.
ЭПИцснтр. 1998. №2(31).

8. Ярыгина Т. и др. Реформа образования в России: между прошлым и буду­
щим: Доклад. ЭПИ центр. 1998. № 5(34)..


ГЛАВА 9 СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ

Изучив материалы главы, Вы сможете:

охарактеризовать назначение и структуру государственных
страховых фондов;

систематизировать свои знания о видах и формах личного и
имущественного страхования;

| • определить экономическую сущность и назвать основные за­дачи страхования.

9.1. Экономическая сущность страхования. Его задачи и роль в рыночной экономике

Возникновение страхования обусловлено идеей перераспределе­ния потерь, падающих на одно лицо в результате какого-то несчаст­ного случая, на целую группу лиц, подверженных той же опасности. Реализация этой идеи на практике привела к необходимости созда­ния сначала материальных, а затем и денежных резервов, образуе­мых из взносов владельцев материальных ценностей, для покрытия убытков собственников, лишившихся по какой-либо причине всего имущества или его части. Специфика страхования заключается в том, что чрезвычайные ущербы наступают случайно и не наносят вреда всем сразу. Поэтому выгоднее создать на солидарной основе корпо­ративный резервный фонд, чем каждому собственнику — индиви­дуальный. С развитием производства увеличивается степень связан­ных с ним опасностей или рисков: пожаров, краж, техногенных ка­тастроф, травматизма, потери дохода и др. Соответственно, страхо­вание становится необходимым элементом общественного воспро­изводства в качестве способа возмещения ущерба, или средства ма­териальной защиты от негативных явлений различного рода. Поня­тие общественного воспроизводства объединяет воспроизводство материальных благ и воспроизводство рабочей силы, следовательно, страхование должно обеспечить защиту всех видов деятельности, а также доходов населения с помощью создания страховых фондов.


возмещение ущерба при возникновении непредвиденных неблаг

ных явлений различного рода, а также на оказание материально°ПрИят~

щи гражданам при наступлении определенных событий в in ^ 1О1И°-

_, "л ЖИЗНИ

Страхование отражает движение денежных потоков, но з торым исключением. Еще в глубокой древности страховые (Ъ^ формировались и в натуральном выражении, Натуральные ne °HZlbI существуют и в настоящее время, прежде всего, это семенной л?Ы ражный фонды, создаваемые в аграрном секторе России. Напром ленных предприятиях создаются резервы сырья, запасных час топлива и т.п. Функционирование системы страхования обуслов но существованием государства прежде всего в тех отраслях стпах вания, которые носят обязательный характер, например, пенсион ном страховании, страховании от несчастных случаев военнослужа щих, пассажиров и др. В добровольных видах страхования нет такой жесткой зависимости. Но поскольку профессиональные страховые организации осуществляют одну из важнейших функций государ­ства — материальную защиту граждан и юридических лиц, а также самого государства от неожиданных негативных событий, то оно жестко регламентирует и всесторонне контролирует деятельность страховщиков через систему государственного страхового надзора. В нашей стране ее возглавляет Департамент страхового надзора Ми­нистерства финансов Российской Федерации.

Возникновение перераспределительных отношений в страхова­
нии обусловлено вероятностью наступления страхового случая, спо­
собного нанести ущерб. Никто не будет страховать свое имущество
от наводнения в пустыне, так как вероятность такого события, оче­
видно, равна нулю. Возможность осуществления страхового случая
должна носить случайный, т.е. непредсказуемый характер, потому
что стопроцентная вероятность наступления страхового события де­
лает страхование опять же бессмысленным, но уже для страховши
(за исключением накопительных видов личного страхования). Стра­
хованию свойственны замкнутые денежные перераспределительн)
отношения. Основная идея страхования, как было отмечено, зак.
чается в солидарном распределении ущерба между страховател
Соответствующий страховой фонд, имеющий целевое назначе
образуется из взносов клиентов страховой организации и расх
ся на покрытие убытков только пострадавшим участникам дан*
вида страхования. за

Перераспределительные отношения в страховании выхс границы календарного года. Некоторые страховые случаи, та* стихийные бедствия, автогенные катастрофы, эпидемии мо исходить не каждый год. И так как предсказать их наступлек


можно, то необходимо создавать специальные резервы для покры-^ экстраординарных ущербов. Страхованию свойственна возврат-■** ть платежей. Размеры взносов, зачисляемых в страховой фонд, вчитываются таким образом, чтобы все средства, за исключением ' одов на проведение страхования, были возвращены страховате-' и в качестве компенсационных выплат. 1 Можно выделить две основные задачи страхования:

. возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, постра­давшим при возникновении неблагоприятных событий раз­личного рода;

. сбережение, суть которого заключается в создании каким-либо человеком капитала, предназначенного для осуществления на­меченной им цели, например, сделать подарок к совершенно­летию сына или дочери, поддержать на должном уровне бла­госостояние семьи в случае потери кормильца, позволить себе сделать дорогое приобретение и т.п. Страхование является га­рантом компенсации ущербов, нанесенных имущественным интересам государства, хозяйствующих субъектов и населения. Оно во многом освобождает бюджет от бремени расходов по возмещению убытков, наступивших вследствие разрушитель­ных природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпиде­мий и других несчастных случаев, защищает предпринимате­лей от имущественных и коммерческих потерь, обеспечивает поддержку уровня жизни граждан.

Предпринимательство и страхование находятся в неразрывной связи. Наличие рыночных отношений, обусловливающих необхо­димость действия самостоятельных производителей на свой страх и риск, усиливает значение страховых услуг. Для предприниматель-ява характерны освоение современных высокоэффективных техно-эгий, выпуск усовершенствованной и новой продукции, готовность Рисковать на рынке, что чревато образованием убытков. Таким об­разом, у предпринимателей возникает страховой интерес.

Страхование является эффективным средством реализации соци-*льной политики государства, осуществляя материальную защиту?аждан путем выплат пенсий и пособий через систему государствен­ного социального страхования.

Страхование — стабильный источник инвестиционных ресурсов

сУдарства. Вкладывая средства страховых резервов, в основном по

досрочным договорам личного страхования, в приоритетные от-

Ш, государство способно решать глобальные экономические за-

1Чи- Страхование имеет стратегическое значение в укреплении и

 

итии национальной экономики.

Б-4

9.2. Понятия и термины в страховании

Следует отметить, что страховая терминология очень общипн она постоянно дополняется в связи с бурным развитием страхов' ния в настоящее время. Это находит отражение в регулярно пепе издаваемых словарях-справочниках страховых терминов. В данное разделе рассматривается основная терминология, связанная с про­цессами формирования и использования страхового фонда.

Страхование — один из древнейших видов финансовой деятель­ности, поэтому наряду с новейшими понятиями, используемыми в современных видах страхования, сохраняют актуальность термины дошедшие до нас из средневековой Европы. Страхованию всегда был свойственен интернациональный характер, во все времена страхов­щики осваивали зарубежные рынки, в конкурентной борьбе пере­нимая все новое и прогрессивное, а заодно и терминологию, поэто­му страховые термины часто имеют несколько синонимов, привне­сенных из разных языков.

Страхователь (полисодержатель) — физическое или юридичес­кое лицо, которое заключает договор страхования со страховой орга­низацией, уплачивает страховые взносы и получает право на возме­щение убытка при наступлении страхового случая.

Застрахованный (посмертный получатель, выгодоприобретатель, правопреемник, бенефициарий и др.) — в договорах личного стра­хования — лицо, в чью пользу заключен договор страхования, ко­торое имеет право получить компенсацию при наступлении стра­хового случая или выкупную сумму при досрочном расторже] договора. Застрахованный может являться одновременно и стра; вателем, если заключил договор в отношении себя и уплатил стра ховой взнос.

Страховщик — страховая организация, имеющая лицензию н< осуществление страховой деятельности и принимающая на себз зательство по договору выплатить компенсацию страхователи: третьему лицу, в чью пользу заключен договор, в случае наступл ния страхового события.

Объект страхования — имеет разные значения в разных отра< страхования:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.