КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования целевых фондов денежных средств и их использование на 2 страница
• низкий по сравнению с другими странами пенсионный возраст (55- • одинаковый (35-40 лет) трудовой стаж, требуемый для получения • высокая доля пенсионеров, получающих пенсию на льготных ус • выплата социальных пенсий гражданам после достижения пенси • выплата пенсий при продолжении трудовой деятельности; • ограничение максимального размера пенсий; • выплата фиксированных компенсационных надбавок в связи с ро • обязательные страховые взносы предприятий и организаций в Пен Дальнейшее сохранение нынешней системы пенсионного обеспечения становится практически невозможным. В настоящее время ряды пенсионеров пополняются за счет поколения военных лет, но в недалеком будущем их число начнет стремительно увеличиваться. Поэтому единственным выходом из этой ситуации признан поэтапный переход от распределительных к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий, при котором взносы работодателей и самих работников идут не в общий котел (Пенсионный фонд), а на персональные счета. Это повысит заинтересованность в увеличении легальной оплаты труда, приведет к рационализации затрат (расходы на пенсионные цели в России в настоящее время составляют 6,5% ВВП). Действующая система социальной защиты основана на выделе-нии категорий населения, имеющих право на получение помоШй в виде льгот без учета реальной нуждаемости, что не является эталоном социальной справедливости. Поэтому в Федеральной програМ" ииальных реформ в Российской Федерации, на период до 2000 предусмотрена необходимость разработки и реализации новых,0поввобластисоциальнойзащитынаселения,которыедолжны 1 Дпаться на принципы адресности и эффективности. В стране на-я создаваться сбалансированная совокупность социальных про-м направленных на смягчение отрицательных последствий кри-^и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающихся групп д|4Ся " населения. jjoBOe качество приобретает социальная политика и на уровне отдельной административно-территориальной единицы. Прежде icero, это вовлечение в диалог новых субъектов социальной политики. К ним относятся предприниматели, готовые нести ответственность за социально-экономическую деятельность, а также лица наемного труда, которые объединяются в профессиональные союзы, отстаивают свои интересы и защищают отраслевые приоритеты. Растет число некоммерческих негосударственных организаций, принимающих на себя часть государственных социальных обязательств. Меняется и спектр предметов ведения социальной политики на местах. Новые объекты аналогичны основным болевым точкам российского общества в целом. С этой точки зрения при реализации социальной политики формируется индивидуальный подход, конкретность, прямая адресность, ориентированная либо на заданную группу населения, либо на конкретную территорию. Одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство перестало быть монопольным источником заказа на реализацию социальных Услуг, Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. Платный же заказ социальных институ-в (юридических лиц различных организационно-правовых форм) 1 гРаждан не имеет границ и стандартов, а регулируется законами 'ьшка. Таким образом, появление двух видов заказов создает пред->сылки для расширения ресурсной базы социальных учреждений, 1К Как за каждым видом заказа стоят субъекты со своими интереса- ЛК потребностями и финансовыми возможностями. Заметим, что государственный социальный заказ представляет со->и поручение уполномоченного органа власти, выдаваемое на кон-Рсной основе организациям любой формы собственности на вы-лНение целевой программы или отдельного проекта, направлен-
ных на решение социально значимых проблем и финансируем полностью или частично за счет средств бюджета. Если до недавней времени не допускалось государственное финансирование негосудаь° ственных учреждений, то в настоящее время становится возможный установление договорных отношений между органами управления и конкретным исполнителем. Правовые отношения, возникающИе между заказчиком и исполнителем социального заказа, принцип^ ально отличаются от отношений государственного органа и лодве-домственного учреждения, поскольку они регулируются гражданским, а не финансовым правом. Средства, получаемые исполнителем, являются платой за работу, а не целевым финансированием уц, реждения. В большинстве российских законов, касающихся социальной сферы, содержатся многочисленные бюджетные и налоговые нормы, определяется компетенция уровней власти, задаются требования к распределению расходов и доходов между бюджетами. На практике же бюджетный процесс и финансирование социальных отраслей осуществляется только по бюджетному законодательству, что усиливает социальную напряженность в обществе. Иначе говоря, отрасле- I вое законодательство предоставляет социальным партнерам широкий спектр прав, льгот и самостоятельности, а бюджетное и налоговое — регламентирует, минимизирует затраты и возлагает финансовую ответственность за ненадлежащее его выполнение на руководителей учреждений. Очевидно, что этот конгломерат правовых норм, рассредоточенных по множеству законодательных актов различной природы, различных отраслей, принятых в разное время, является тормозом социального развития, способствует сворачиванию социальных программ и переводу части из них в разряд платных. Таким образом, важнейшим условием функционирования любой социальной системы является ее ресурсное обеспечение, которое включает в себя кадры, материальную базу, финансовые средства или источники финансирования. Основное место среди этих источников занимают средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных фондов социального назначения: пенсионного, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что в совокупности объем доходов и расходов этих фондов составляет две трети от доходов федерального бюджета, успех социальных начинаний не может быть обеспечен без привлечения дополнительных средств, таких как специальные целевые займы; средства негосударственных пенсионных фондов; целевое налогообложение; доходы от платных социальных услуг; средства благотворителей; другие внебюджетные источники, 354 ущие той или иной отрасли. Например, переходят в собствен-^сть государства и могут направляться на социальное обслужива-н° оСобые источники финансирования. К ним относятся, напри- 1 наличные деньги и средства от реализации имущества граждан ожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стацио-pHbix учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников. На уровне учреждения привлечение дополнительных источников на социальные цели может осуществляться двумя путями: . предпринимательской деятельностью самого учреждения, в том числе платными услугами; • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в.-..пользу учреждения (выступать спонсорами). Ограничение бюджетного финансирования сформировало у учреждений социальной сферы устойчивую тенденцию к расширению границ их рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с законами Российской Федерации платными могут быть только те социальные услуги, которые не предусмотрены для данного учреждения в качестве основных; последние финансируются из бюджета. ' Стабильным и долговременным внебюджетным источником может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны являться надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности. Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников социального процесса: трудового коллектива, родителей, зрителей, пациентов, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет целевое назначение средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению. Уместно вспомнить еще о таком источнике финансирования, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества. При создании системы государственной поддержки международных проектов в гуманитарной области объем привлекаемых финансовых и иных
ресурсов от зарубежных партнеров и фондов мог бы стать боле Поскольку в следующих параграфах данной главы речь пойл основном о бюджетных источниках, еще раз отметим, что внеб V жетные средства — это доходы, получаемые бюджетными учпр^ ниями сверх ассигновании, выделяемых из бюджета. Называются он также специальными средствами, привлеченными средствами или д * полнительиыми источниками финансирования. Правовая база для привлечения состоит из целой серии законов Российской Федерэ ции как отраслевого характера, так и общеотраслевого. Доходы за числяются на отдельный счет в кредитном учреждении и используются в соответствии со сметой и принятым в учреждении положением о порядке расходования внебюджетных средств. Учет доходов и расходов осуществляется на едином балансе по плану счетов, установленному для бюджетных учреждений. Отчетность составляется на отдельных формах. Внебюджетные средства подлежат в установленном порядке налогообложению. Остатки денежных средств не изымаются. Кроме вышеперечисленных доходов бюджетные учреждения могут иметь средства, которые называются «суммы по поручениям». Они поступают от юридических и физических лиц, в отделы шх случаях — из других бюджетов на особые счета в банке и предназначаются для выполнения определенных поручений. Контрольные вопросы: 1. Какие проблемы общества решаются в отраслях социальной сферы? 2. Назовите главные задачи государственной социальной политики на со 3. Какие показатели применяются при оценке качества жизни? 4. В чем отличие государственного социального заказа от заказа юридичес 5. За счет каких источников финансируются расходы социальной сферы. 8.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы Управление финансами в отраслях социальной сферы осложни ется нестабильностью социально-экономических и общественн политических процессов. Современная государственная политик^ направлена на оздоровление экономики через усиление хозяйстве ной самостоятельности субъектов, передачу им компетенции по пр нятию управленческих решений, жесткую финансовую регламеН jjepa» все шире вмщш» m;u^«.v.,....— амй, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом, органами явления, экономикой и финансами. ОбЩ^е основы управления следует рассматривать через ряд клю- ых понятий, способных достаточно емко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленского процесса, ожидаемые результаты. К таким понятиям относя управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей системами, эффективность управления и т.п. В частности, под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Можно выделить четыре направления совершенствования социального управления, которые напрямую связаны с финансами: * разграничение компетенции, полномочий и ответственности • переход от распределительного и директивного к регулирую 1 развитие принципов автономности учреждений с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности; развитие общественно-государственных форм управления. Из-за отсутствия достаточного объема финансовых ресурсов при ботке стратегии управления всегда возникает необходимость ешения таких задач, как выбор приоритетов; выявление и исполь- Вание новых источников финансирования, создание организа- нных и экономических механизмов рационального использо- 1 имеющихся средств; обоснованное распределение полномо- и по распоряжению ресурсами. Задача выбора приоритетов, ко- ' необходимо обеспечить государственными финансовыми Рсами, на федеральном уровне заключается в том числе и в оп- -нии соотношения затрат на различные направления соци- •# политики. На региональные же и местные уровни возлага- я ВопРосы реализации федеральных законов, конкретизация механизмов их исполнения, оценка эффективности или недостатков этих законов. Правовые нормы призваны установить строгую ответственность органов исполнительной власти за исполнение закона о бюджете, а бюджетных организаций — за целевое и экономное использование средств. Осуществляется это в том числе путем перемещения средств из коммерческих банков на счета органов казначейства в государственных банках, что позволит предотвратить необоснованные расходы. Производится детальная расшифровка бюджетных назначений, постоянно контролируется степень исполнения бюджета со стороны законодательной власти и органов финансового контроля. Здесь необходимо заметить, что контроль является одной из важнейших управленческих функций. В современной ситуации его значимость возрастает и наполняется новым содержанием. Цель контроля состоит в проверке выполнения установленных принципов, принятых планов, действующих инструкций. Функция контроля заключается в разработке критериев оценки выполнения поставленных задач, промежуточном и итоговом анализе эффективности их решения, общей оценке деятельности, а также экономической целесообразности расходов. Сегодня функциями финансового контроля, кроме Департамента контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, наделены и другие государственные органы: налоговые службы, казначейства, Контрольно-ревизионное управление Администрации Президента Российской Федерации, Счетная палата как орган финансово-бюджетного контроля по линии законодательной ветви власти. Осуществляются финансовые ревизии и проверки также министерствами и ведомствами, Государственными внебюджетными фондами, другими структурами. Для примера приведем новые органы государственного финансового контроля — контрольно-счетные палаты или счетные палаты. Они призваны осуществлять контрольную, экспортно-аналитическую и информационную деятельность, связанную с разработкой, утверждением и исполнением бюджета и смет внебюджетных фондов; производить экономическую экспертизу проектов законов, затрагивающих вопросы финансового характера; готовить предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти и бюджетного процесса в целом. Не менее важное значение для эффективности управления имеют бюджетные нормы и нормативы, позволяющие объективно определить бюджетные потребности регионов и учреждений, В этой связи исключительно актуальным является принятие Бюджетного кодекса РФ, регламентирующего механизмы реализации социальных 358 гарантий населению на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, представляющих собой минимально допустимую стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете надушу населения. Другим доминирующим показателем для формирования расходов бюджета признан норматив финансовых затрат в расчете на одну социальную услугу. Стандартное качество по стандартной цене может быть предоставлено населению при законодательно утвержденных государственных минимальных социальных стандартах (ГМСС). Предполагается, что круг ГМСС будет включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения; наиболее массовые виды пособий и выплат населению; номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг в области образования, здравоохранения, культуры социального обслуживания; нормы и нормативы обеспеченности ими населения; нормы и нормативы материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Поскольку в настоящее время не сформирована соответствующая правовая база для установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, на практике используются только отдельные элементы нормирования. Управление финансами социальной сферы осуществляется и на уровне органов управления, и на уровне учреждения. Основной задачей органа управления является обеспечение функционирования социальной сферы в соответствии с целью, определенной законами РФ, федеральными и региональными программами развития, Нормальное функционирование социальных услуг не может быть обеспечено без формирования их рынка, без проектирования новых видов учреждений, организации независимого контроля. К числу новых функций следует отнести маркетинг — исследование рынка спроса и предложений социальных услуг, организацию пропаганды лучшего опыта работы и возможность оказания платных услуг населению. Анализ современного состояния социальных систем показывает, ; что они находятся в зоне административного (управленческого) воздействия, ведущего не только к разнообразию, но и к упорядочению I их деятельности. Подтверждением этого является тенденция к правовой регламентации и разделению финансовых полномочий на уровне: орган управления — учреждение. Приоритетной является процедура делегирования обязанностей, прав и ответственности. Этот процесс рассматривается как экономический метод управленческих дей- \ ствий органа управления. Делегирование обязанностей тесно связано с распорядительством финансовыми ресурсами, которое проИсх в процессе управления. При этом для выполнения распоряжени.- ^ обходимо создать определенные условия путем расширения прав ководителей учреждений по использованию выделяемых спедРу" Предполагается систематическое применение стимулов за диверсий кацию источников финансирования и более эффективное исполь вание имеющихся ресурсов. Права же тесно связаны с властью, соде° жательной стороной которой выступают нормативные акты, собствен ность, информация, возможность регулировать финансовые потоки Экономические отношения в социальной сфере регламентируются как государственными документами, так и отраслевыми инструктивно-методическими материалами. Их перечень настолько обширен а содержание так разноречиво, что без знания общих принципов бюджетного финансирования руководителям государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно трудно ориентироваться в действующей нормативно-правовой базе. Нельзя не отметить также, что документы по финансово-экономическим вопросам постоянно меняются: интенсивно меняется налоговое законодательство; совершенствуется система оплаты труда; развивается процесс становления финансовой самостоятельности учреждений; ужесточаются правила контроля за целевым использованием средств. Все это затрудняет решение стратегических и повседневных задач, отрицательно сказывается на финансовых взаимоотношениях учреждения с учредителем и другими экономическими партнерами. Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и Устав учреждения. В них устанавливается перечень расходов учреждения и указываются условия, при которых эти расходы могут производиться, Таким образом, задачи управления финансами социальной сферы реализуются в первую очередь через бюджетную политику государства. Главной проблемой бюджетной политики и государстве ного регулирования становится рационализация структуры бюдже-та и правовая регламентация самого процесса его составления и и* полнения. К числу приоритетных отнесены вопросы: полной прозрачности и подконтрольности расходов бюджета; уменьшения числа бюджетополучателей; сокращения экономически и социально неэ фективных дотаций; усиления ответственности за исполнение б од жета перед получателями средств; достоверности отчетных даннь» урегулированности отношений между бюджетом и негосударстВ ными фирмами. Особое значение имеет перевод на полное или ч тичное самофинансирование социальной сферы. Контрольные вопросы: ечИСЛите ключевые понятия управленческого процесса, в том числе Шессауправления финансами социальной сферы, кие задачи необходимо решать при выработке стратегии управления со-иальной сферой без достаточного объема финансовых ресурсов? та3овите нормативы, которые должны применяться при формировании расходов на социальные цели. Определите понятие «норматив минимальной бюджетной обеспеченности». Какими документами регламентируются взаимоотношения между учреж-' дением и учредителем? 8.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели Эффективность экономических методов управления социальными процессами находится в прямой зависимости от объемов финансирования отраслей социальной сферы, соотнесенных с поставленными перед этими отраслями задачами. В силу этого при бюджетном планировании учитываются три составляющие: политические целевые установки; социальные и финансовые показатели, нормы и нормативы; реальные техн и ко-экономические параметры работы социальных служб. Задачами бюджетного планирования при этом являются: обеспечение сбалансированного функционирования различных сфер жизнедеятельности; повышение обоснованного маневрирования финансовыми ресурсами. Остановимся подробнее на социальных и финансовых показате-.. Вначале условимся, что при рассмотрении материала речь пойдет о планировании расходов на содержание учреждений и проведение мероприятий в области образования, культуры, здравоохране-мя и социального обслуживания населения, поскольку эти отрасли •бъединяет единая методология формирования затрат как на уровне эответствующего бюджета, так и на уровне учреждения (мероприя-*я)- Необходимо также иметь в виду, что практика формирования ДЖетов и смет расходов учреждений социальной сферы, основан-1 на «достигнутом уровне» и возможностях бюджета, значительно тличается от требований действующего законодательства. Начнем отраслевых законоположений, закрепляющих достаточно широкие язательства со стороны государства, обеспечивающие возможность аоилъного развития социальной сферы. Образование является одним из основных и неотъемлемых кон-ИтУЦионных прав граждан Российской Федерации. Основы регу-Рования принципов государственной политики в области образо- вания сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. ]\jb 19 ^ «Об образовании» и от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и после зовском профессиональном образовании». В них под образовани I понимается целенаправленный процесс воспитания и обучени М интересах человека, общества, государства, сопровождающийся ко статапией фажданином (обучающимся) установленных государство образовательных уровней (образовательных цензов), которые удОс товеряются соответствующим документом. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность Получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |