КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика нагрузок и соотношение работы различной направленности в процессе многолетней подготовки
Построение процесса подготовки пловцов ЧАСТЬ 4
реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестоких режимов. Разумеется, отказ от форсирования обычно связан с менее успешными выступлениями в юношеских соревнованиях, однако совершенно необходим, если ставить задачу достижения вершин мастерства. Анализ подготовки выдающихся пловцов в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении ряда лет создавалась разносторонняя функциональная база и лишь при ее наличии и с достижением оптимального для демонстрации высших достижений возраста реализовыва-лись наиболее мощные резервы усложнения подготовки. Рациональное построение многолетней подготовки пловцов во многом обусловлено целесообразным соотношением различных видов их подготовки и динамикой нагрузок (табл. 15.6, рис. 15.16). На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет 80 — 90 % всего объема тренировочной работы. На этапе специализированной базовой подготовки существенно возрастает доля специальной и уменьшается доля общей подготовки. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей изменяется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны, и специальной, с другой, в сторону преобладания последней, доля которой достигает 60 % и более общего объема тренировочной работы. На заключительном этапе — сохранения достижений — не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается очень высокой доля специальной подготовки и до минимума сводится доля общей. Индивидуально адекватное для конкретного пловца соотношение основных видов подготовки может быть несколько иным, что обусловлено его специализацией, индивидуальными особенностями и обстоятельствами подготовки. Огромное значение в процессе многолетней подготовки имеет постепенность повышения нагрузок. Чаще всего имеет место планомерный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе многолетней подготовки, что способствует планомерному повышению подготовленности пловца. Такая динамика нагрузок характерна, например, для лучшей в 90-е годы представительницы украинской школы спортивного плавания Яны Клочковой (табл. 15.7). Увеличение тренировочных нагрузок обычно осуществляется по трем направлениям: общего объема работы, интенсивности и доли интенсивных нагрузок в их общем объеме. Пути повышения тренировочных нагрузок из года в год и от этапа к этапу могут быть различными: параллельное увеличение объема и интенсивности, увеличение процента интенсивной работы в общем объеме; преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других. Обычно первые три этапа многолетней подготовки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который к окончанию третьего этапа обычно достигает 70 — 80 % максимальных величин, характерных для следующего этапа. В дальнейшем при более медленном возрастании ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки
общего объема тренировочной работы резко повышается ее инте]; сивность и процент интенсивной ро боты в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы обычно колеблется в пределах 15 — 30%, а увеличение процента интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10—15% (см. рис. 15.16). Однако встречаются примеры и более резкой динамики тренировочных нагрузок, что, в частности, было характерно для целой плеяды победительниц крупнейших соревнований из бывшей ГДР, а также для некоторых сильнейших советских спортсменок. Примечательно, что более 25 лет назад, когда скачкообразная динамика нагрузок не была так распространена, как в 80 —90-е годы, известный советский биохимик Н.Н.Яковлев (1972) отмечал, что при хорошей подготовленности более эффективным может оказаться не постепенное, а скачкооб- разное увеличение тренировочных нагрузок, вызывающее резкое нарушение гомеостаза и мощно стимулирующее дальнейшее развитие адаптационных биохимических изменений. Скачкообразная динамика нагрузок все чаще применяется выдающимися пловцами, примером чему служит, в частности, соответствующий опыт целой плеяды олимпийских чемпионок и чемпионок мира из Китая, по существу доминировавших в женском плавании в середине 90-х годов. Причем наиболее эффективен вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней подготовки нагрузки возрастают постепенно, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей — резко (часто двукратно и более) по всем направлениям. Принципиально важно при этом, чтобы скачок в нагрузках совпал с достижением пловцом оптимального возраста для наивысших результатов. В этом случае им буквально в течение года нередко удается добиться выдающихся результатов. Существенно и то, что при такой динамике нагрузок резервы последующего роста мастерства в основном связаны с качественными характеристиками тренировочного процесса. Поэтому в дальнейшем он преимущественно связан с повышением подвижности, ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов устойчивости и экономичности в работе функциональных систем, с совершенствованием технико-тактического мастерства, психических возможностей и т.д., что, собственно, и подтверждает опыт подготовки многих звезд современного плавания. На этапе сохранения достижений четко просматривается стремление пловцов обеспечить успешные выступления за счет качественных характеристик, при относительно небольших или умеренных объемах работы на суше и в воде, что, в частности, подтверждает опыт четырехкратного олимпийского чемпиона В. Сальникова (табл. 15.8), который на протяжении целого десятилетия оставался практически непобедимым в плавательном марафоне и блестяще завершил спортивную карьеру победой на Играх 1988 г. в 28-летнем возрасте. Ряд выдающихся современных пловцов использовал своеобразный вариант динамики нагрузок, при котором по достижении нижней границы оптимальной возрастной зоны для наивысших результатов нагрузки скачкообразно увеличивались, после чего их ежегодное увеличение носило планомерный характер. Некоторые пловцы при стабилизации объема тренировочной работы или ее незначительном повышении после скачкообразного прироста, планируют резкую интенсификацию соревновательной практики. В частности серебряная медалистка Игр XXV Олимпиады (1992г.), экс-рекордсменка мира на дистанции 200 м брассом А. Нилл (США) в 14-летнем возрасте скачкообразно увеличила объем тренировочной работы в воде — с 1050 до 1860 км (77,1%), что привело к ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки
резкому росту ее результатов, а в последующие годы объем плавания увеличивался планомерно. В 1991 — 92 тренировочном году, при подготовке к Играм в Барселоне прирост нагрузок был обеспечен в основном резкой интенсификацией силовой работы на суше и соревновательной практики (табл? 15.9). Олимпийский чемпион 1992 и 1996 гг. и многократный рекордсмен мира на дистанциях 400, 800 и 1500 м вольным стилем К. Перкинс (Австралия) в 15-летнем возрасте улучшил результат на 1500-метровой дистанции более чем на минуту, что во многом было обусловлено скачкообразным ростом объема тренировочной работы на суше и в воде, а дальнейший его прогресс был обеспечен планомерным увеличением нагрузок (табл. 15.10). На четвертом и пятом этапах многолетней подготовки многие выдающиеся пловцы существенно варьируют нагрузку в годы, предшествующие крупнейшим и менее ответственным соревнованиям. Например, пятикратная олимпийская чемпионка (1988—1996 гг.) Эгерсе- 191. ги в течение года, предшествующего Играм в Сеуле (1988 г.) резко интенсифицировала процесс подготовки, что выразилось в увеличении объема работы на суше на 24,0 % и в воде на 10,4 % и способствовало стремительному росту ее результатов. В последующие годы объем плавания был заметно снижен, при сохранении объема работы на суше и некоторой интенсификации соревновательной деятельности, и результаты спортсменки несколько снизились. При подготовке к чемпионату мира 1991 г. она вновь увеличила нагрузки как на суше (на 6,5 %), так и в воде (на 14,9%), что позволило ей улучшить результат на 200-метровой дистанции на 3,06 с (табл. 15.11). Аналогичным образом поступил и олимпийский чемпион 1992 г. на 100 м баттерфляем П. Моралес. Правда, снижение нагрузок после Игр в Сеуле у него было выражено значительно больше (табл. 15.12), вероятно, потому что в 1988 г. ему было уже 23 года и резкое снижение нагрузок в последующие после Игр два года с дальнейшим их ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
скачкообразным приростом представлялось оправданным путем увеличения продолжительности сохранения высшего мастерства. Для рационального построения многолетней подготовки очень важно соответствующее соотношение на ее этапах работы различной преимущественной направленности. Имеет место существенное различие в предрасположенности, спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки 13—14 лет в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности: скорост-но-силовые упражнения, выполнение которых обеспечивается преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается способность успешно переносить работу, требующую проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 18 — 21 год, а у женщин — в 16—17 лет. Специальные скоростно-силовые возможности у мужчин в наибольшей мере могут быть развиты в возрасте 18 —22 лет, у женщин — в возрасте 1 б — 20 лет. Включение в подготовку юных спортсменов напряженной силовой работы нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования, а кости, связки и нервная система еще к ней не готовы, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Учет возрастных особенностей формирования организма должен ГЛАВА 1 5
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |