Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика нагрузок и соотношение работы различной направленности в процессе многолетней подготовки




Построение процесса подготовки пловцов

ЧАСТЬ 4



 


реагировать и на меньшие нагруз­ки, которые могли быть весьма эф­фективными, не применяй тренер ранее самых жестоких режимов. Разумеется, отказ от форсирования обычно связан с менее успешными выступлениями в юношеских со­ревнованиях, однако совершенно необходим, если ставить задачу достижения вершин мастерства. Анализ подготовки выдающихся пловцов в подавляющем большин­стве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении ряда лет создавалась разносторонняя фун­кциональная база и лишь при ее на­личии и с достижением оптималь­ного для демонстрации высших достижений возраста реализовыва-лись наиболее мощные резервы ус­ложнения подготовки.

Рациональное построение многолет­ней подготовки пловцов во многом обусловлено целесообразным соот­ношением различных видов их под­готовки и динамикой нагрузок (табл. 15.6, рис. 15.16). На этапе на­чальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризует­ся увеличением объема вспомога­тельной подготовки, которая в сум­ме с общей составляет 80 — 90 % все­го объема тренировочной работы. На этапе специализированной базо­вой подготовки существенно возрас­тает доля специальной и уменьша­ется доля общей подготовки. На этапе максимальной реализации ин­дивидуальных возможностей изме­няется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с од­ной стороны, и специальной, с дру­гой, в сторону преобладания послед­ней, доля которой достигает 60 % и


более общего объема тренировоч­ной работы. На заключительном этапе — сохранения достижений — не происходит существенного изме­нения соотношения видов подготов­ки: остается очень высокой доля специальной подготовки и до мини­мума сводится доля общей.

Индивидуально адекватное для конкретного пловца соотношение основных видов подготовки может быть несколько иным, что обуслов­лено его специализацией, индиви­дуальными особенностями и обсто­ятельствами подготовки.

Огромное значение в процессе многолетней подготовки имеет пос­тепенность повышения нагрузок. Чаще всего имеет место планомер­ный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе многолетней подго­товки, что способствует планомер­ному повышению подготовленности пловца. Такая динамика нагрузок характерна, например, для лучшей в 90-е годы представительницы укра­инской школы спортивного плава­ния Яны Клочковой (табл. 15.7).

Увеличение тренировочных на­грузок обычно осуществляется по трем направлениям: общего объема работы, интенсивности и доли ин­тенсивных нагрузок в их общем объеме.

Пути повышения тренировоч­ных нагрузок из года в год и от этапа к этапу могут быть различ­ными: параллельное увеличение объема и интенсивности, увели­чение процента интенсивной рабо­ты в общем объеме; преимущест­венное возрастание отдельных из указанных параметров при стаби­лизации или даже уменьшении других.

Обычно первые три этапа много­летней подготовки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, ко­торый к окончанию третьего этапа обычно достигает 70 — 80 % макси­мальных величин, характерных для следующего этапа. В дальнейшем при более медленном возрастании



ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки



 


 



общего объема тренировочной ра­боты резко повышается ее инте]; сивность и процент интенсивной ро боты в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема рабо­ты обычно колеблется в пределах 15 — 30%, а увеличение процента интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10—15% (см. рис. 15.16). Однако встречаются примеры и более резкой динамики тренировочных нагрузок, что, в частности, было характерно для це­лой плеяды победительниц крупней­ших соревнований из бывшей ГДР, а также для некоторых сильнейших советских спортсменок.

Примечательно, что более 25 лет назад, когда скачкообразная динамика нагрузок не была так распространена, как в 80 —90-е го­ды, известный советский биохи­мик Н.Н.Яковлев (1972) отмечал, что при хорошей подготовленнос­ти более эффективным может ока­заться не постепенное, а скачкооб-


разное увеличение тренировочных нагрузок, вызывающее резкое нарушение гомеостаза и мощно стимулирующее дальнейшее раз­витие адаптационных биохимичес­ких изменений.

Скачкообразная динамика на­грузок все чаще применяется выда­ющимися пловцами, примером че­му служит, в частности, соответ­ствующий опыт целой плеяды олимпийских чемпионок и чемпио­нок мира из Китая, по существу до­минировавших в женском плава­нии в середине 90-х годов.

Причем наиболее эффективен вариант, при котором на протяже­нии первых трех этапов многолет­ней подготовки нагрузки возраста­ют постепенно, а на этапе макси­мальной реализации индивидуаль­ных возможностей — резко (часто двукратно и более) по всем нап­равлениям. Принципиально важно при этом, чтобы скачок в нагрузках совпал с достижением пловцом оп­тимального возраста для наивыс­ших результатов. В этом случае им буквально в течение года нередко удается добиться выдающихся ре­зультатов. Существенно и то, что при такой динамике нагрузок ре­зервы последующего роста мастер­ства в основном связаны с качес­твенными характеристиками трени­ровочного процесса. Поэтому в дальнейшем он преимущественно связан с повышением подвижности,


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


устойчивости и экономичности в ра­боте функциональных систем, с со­вершенствованием технико-такти­ческого мастерства, психических воз­можностей и т.д., что, собственно, и подтверждает опыт подготовки мно­гих звезд современного плавания.

На этапе сохранения достиже­ний четко просматривается стремле­ние пловцов обеспечить успешные выступления за счет качественных характеристик, при относительно небольших или умеренных объемах работы на суше и в воде, что, в час­тности, подтверждает опыт четырех­кратного олимпийского чемпиона В. Сальникова (табл. 15.8), который на протяжении целого десятилетия оставался практически непобеди­мым в плавательном марафоне и блестяще завершил спортивную карьеру победой на Играх 1988 г. в 28-летнем возрасте.


Ряд выдающихся современных пловцов использовал своеобразный вариант динамики нагрузок, при котором по достижении нижней границы оптимальной возрастной зоны для наивысших результатов нагрузки скачкообразно увеличи­вались, после чего их ежегодное увеличение носило планомерный характер. Некоторые пловцы при стабилизации объема тренировоч­ной работы или ее незначительном повышении после скачкообразного прироста, планируют резкую ин­тенсификацию соревновательной практики. В частности серебряная медалистка Игр XXV Олимпиады (1992г.), экс-рекордсменка мира на дистанции 200 м брассом А. Нилл (США) в 14-летнем возрасте скач­кообразно увеличила объем трени­ровочной работы в воде — с 1050 до 1860 км (77,1%), что привело к





ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки



 


 



 


 


резкому росту ее результатов, а в последующие годы объем плавания увеличивался планомерно. В 1991 — 92 тренировочном году, при подго­товке к Играм в Барселоне прирост нагрузок был обеспечен в основном резкой интенсификацией силовой работы на суше и соревнователь­ной практики (табл? 15.9).

Олимпийский чемпион 1992 и 1996 гг. и многократный рекорд­смен мира на дистанциях 400, 800 и 1500 м вольным стилем К. Перкинс (Австралия) в 15-летнем возрасте улучшил результат на 1500-метро­вой дистанции более чем на минуту, что во многом было обусловлено скачкообразным ростом объема тренировочной работы на суше и в воде, а дальнейший его прогресс был обеспечен планомерным увели­чением нагрузок (табл. 15.10).

На четвертом и пятом этапах многолетней подготовки многие выдающиеся пловцы существенно варьируют нагрузку в годы, пред­шествующие крупнейшим и менее ответственным соревнованиям. Нап­ример, пятикратная олимпийская чемпионка (1988—1996 гг.) Эгерсе-

191.


ги в течение года, предшествующе­го Играм в Сеуле (1988 г.) резко ин­тенсифицировала процесс подго­товки, что выразилось в увели­чении объема работы на суше на 24,0 % и в воде на 10,4 % и способ­ствовало стремительному росту ее результатов. В последующие годы объем плавания был заметно сни­жен, при сохранении объема рабо­ты на суше и некоторой интенси­фикации соревновательной деятель­ности, и результаты спортсменки несколько снизились. При подго­товке к чемпионату мира 1991 г. она вновь увеличила нагрузки как на суше (на 6,5 %), так и в воде (на 14,9%), что позволило ей улучшить результат на 200-метровой дистан­ции на 3,06 с (табл. 15.11).

Аналогичным образом поступил и олимпийский чемпион 1992 г. на 100 м баттерфляем П. Моралес. Правда, снижение нагрузок после Игр в Сеуле у него было выражено значительно больше (табл. 15.12), вероятно, потому что в 1988 г. ему было уже 23 года и резкое сниже­ние нагрузок в последующие после Игр два года с дальнейшим их


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



 


 



 


 


скачкообразным приростом пред­ставлялось оправданным путем уве­личения продолжительности сохра­нения высшего мастерства.

Для рационального построения многолетней подготовки очень важ­но соответствующее соотношение на ее этапах работы различной пре­имущественной направленности.

Имеет место существенное раз­личие в предрасположенности, спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущес­твенной направленности. Подрос­тки 13—14 лет в наибольшей мере предрасположены к работе аэ­робной направленности: скорост-но-силовые упражнения, выпол­нение которых обеспечивается преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом по­вышается способность успешно пе­реносить работу, требующую


проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэроб­ного характера, скоростно-силовых качеств. Наивысшая предрасполо­женность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 18 — 21 год, а у женщин — в 16—17 лет. Специаль­ные скоростно-силовые возмож­ности у мужчин в наибольшей ме­ре могут быть развиты в возрасте 18 —22 лет, у женщин — в возрасте 1 б — 20 лет. Включение в подготов­ку юных спортсменов напряжен­ной силовой работы нецелесооб­разно, так как она предъявляет к их организму непосильные требо­вания, а кости, связки и нервная система еще к ней не готовы, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Учет возрастных особенностей формирования организма должен


ГЛАВА 1 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.