КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Введение
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гимнастика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров по направлению "Оздоровительная физическая культура", а также подготовки по магистерским программам: "Двигательная рекреация", "Физическая реабилитация", "Физкультурно-оздоровительные технологии" и т.п. Основное содержание пособия посвящено изложению теоретических основ и методики проведения занятий оздоровительной аэробикой как одной из форм оздоровительной физической культуры (ОФК). При изучении курса следует учитывать, что общепризнанных определений ОФК, классификации ее организационно-методических форм, средств и методов, системы понятий, научной и методической терминологии не существует. Это является отражением, на взгляд авторов, как минимум следующего: — относительно плохой (по сравнению, например, со сферами спорта и физического воспитания) проработанностью всего проблемного поля оздоровительной (по другой классификации -массовой) физической культуры, направленной в течение многих десятилетий на подготовку "к труду и обороне", а не на укрепление здоровья. Отра- жением этого является отсутствие теории оздоровительной физической культуры (с основным разделом - теория оздоровительного воздействия физических упражнений на организм занимающихся), которая должна была бы лежать в основе программно-методических основ ОФК, ее практики и учебных пособий. - механистического и, по сути, абсурдного ведомственного разделения физической культуры и системы здравоохранения. В результате, систему здравоохранения хотя и "назначили" отвечать за здоровье нации, но лишили мощнейшего средства оздоровления и профилактики заболеваний — физических упражнений и сопутствующих им факторов. А специалисты по физической культуре практически не изучают важнейший пласт медико-биологических знаний о причинах и факторах развития и протекания заболеваний на уровне организма человека и способах их предотвращения. В связи с этим при изложении курса часто используется оригинальный понятийный аппарат, а само учебное пособие в целом построено по нетрадиционной схеме, в основе которой лежит следующая парадигма. Физическая тренировка оказывает мощное позитивное воздействие на организм человека. Например, она способна улучшать: здоровье и психическое состояние людей (снизить риск многих заболеваний, регулировать работу организма, повысить "жизненный тонус", активность, работоспособность, улучшить настроение, повседневное самочувствие и т.п.); физические кондиции (повысить силу и выносливость мышц, улучшить гибкость и координацию движений); фигуру (снизить количество жира в теле, увеличить или уменьшить объем мышц, улучшить осанку, походку) и т.д. Однако физическая тренировка может привести и к негативным последствиям. Например, она может травмировать суставы конечностей и позвоноч- ник, приводить к мышечным болям, ухудшить сон и самочувствие, вызвать перенапряжение сердца, угнетение иммунной системы, нарушения в работе внутренних органов, стойкое негативное отношение ко всем формам физической активности и т.п. Для того чтобы тренировка эффективно улучшала физическое состояние, а риск негативных последствий был минимальным, специалист по оздоровительной физической культуре должен: —знать как устроен и как функционирует организм человека; —хорошо представлять себе, к каким изменениям в организме приводят применение того или иного упражнения, то или иное построение тренировочного процесса; —уметь организовать тренировочный процесс и весь образ жизни занимающихся в соответствии с законами биологии, психологии и социальных реалий общества. Другими словами, хорошо усвоить ключевое положение спортивной науки: в основе методики тренировки лежат законы строения и функционирования организма человека, включая сферу высшей нервной деятельности. В соответствии с этими представлениями при изложении программного материала была предпринята попытка обоснования техники и технологии применения средств и методов занятий аэробикой путем привлечения фундаментальных знаний по биологии, психологии и физиологии активности, а не только общетеоретических положений теории и методики физической культуры. Определяя место аэробики среди других форм ОФК, авторы считали, что последняя имеет следующие организационно-методические направления. а) Лечебно-реабилитационное (ЛРФК). Объект люди, в силу разных причин оказавшиеся ниже уровня, который условно называется "практиче- ское здоровье" - т.е. больные или ослабленные люди. В этом — главное отличие этого направления. б) Адаптивное направление (АФК), предполага в) Рекреативное направление (РФК). Двига г) Кондиционно-профилактическое направление. Занятия направлены на поддержание оптимального уровня развития физических качеств и внешнего вида, улучшение здоровья "здоровых", профилактику "болезней цивилизации", "возрастных" заболеваний. Это направление от предыдущего отличается тем, что (1) используются в основном организованные формы занятий; (2) при их использовании целенаправленно подбираются наиболее эффективные средства и методы воздействия на те системы и органы, от которых в первую очередь зависит здоровье человека; (3) пред- полагается получение существенного тренировочного эффекта в отношении исполнительных и обеспечивающих двигательные действия систем организма. Занятия такого типа могут иметь черты "облегченного" спорта, с типичными для последнего средствами, методами и организацией тренировок. Однако в этом случае ставится цель не максимального развития, а поддержания "достаточного" уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требования травмобезо-пасности и минимизация риска перенапряжения, т.е. без введения человека в состояние глубокого стресса. Оздоровительная аэробика относится к четвертому направлению ОФК, хотя и может использоваться как одно из средств в рекреационном и адаптивном направлениях. Специалисты по оздоровительной аэробике должны быть подготовлены для работы с наиболее массовой группой занимающихся - так называемыми "практически здоровыми людьми" разных возрастных групп.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |