Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи изучения курса физики




Учебное пособие

И ТЕРМОДИНАМИКА

МЕХАНИКА, МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

ФИЗИКА. Часть 1

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

Редактор Л.Б. Морева

Темплан 2000., поз. № 65

Лицензия ЛР № 020251 от 16.04.1996г.

 

Подписано в печать _______________. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ.л. 6,28

Уч.-изд.л. 6,19. Тираж 300. Заказ ____.

 

 

Волгоградский государственный технический университет.

400131 Волгоград, просп. им. В.И.Ленина, 28.

РПК “Политехник” Волгоградского государственного

Курс физики в вузе совместно с курсами высшей математики и теоретической механики составляет основу теоретической подготовки инженеров и играет роль фундаментальной базы, без которой невозможна успешная деятельность инженера любого профиля. Физика является обеспечивающей дисциплиной для многих общеинженерных курсов, например: сопротивления материалов, электротехники, теплотехники, гидравлики и других, а также для многих спецкурсов различных инженерных специальностей. Кроме того, курс физики способствует формированию научного мировоззрения студентов. Как известно, мировоззрение - есть система взглядов и представлений о явлениях в природе и обществе. Каждый взрослый человек имеет мировоззрение, но наша страна заботится о том, чтобы инженеры, которым предстоит работать в эпоху научно-технической революции, имели научное мировоззрение. Основу научного мировоззрения составляет марксистско-ленинская философия, а физика является естественно-научной базой философии. С другой стороны, физика, как и любая другая наука, исходит из философских законов, так что связь физики и философии двоякая. Курс физики в вузе призван углубить, расширить, а главное - обобщить и систематизировать знания по физике, полученные ранее в средней школе, ПТУ или техникуме. Наибольшее обобщение и систематизация возможна на основании раскрытия в курсе физики современной научной физической картины мира (ФКМ). Что такое ФКМ? Начиная с первых шагов зарождения научных знаний, людям было свойственно стремление понять не только отдельные явления природы, но и создавать представления о мире в целом. С развитием физики на основе опытных данных создавались различные физические теории, каждая из которых успешно описывала свой круг явлений. В настоящее время в физике выделяют пять фундаментальных теорий, каждая из которых объединяет вокруг себя ряд родственных теорий. К фундаментальным теориям относятся: механика, электродинамика, статистическая физика, квантовая физика, космология. Современная наука установила существование глубоких связей между фундаментальными теориями, показала наличие наряду со специфическими для каждой теории и общефизических идей, понятий, моделей, законов. ФКМ - система общефизических и специфических для каждой теории идей, понятий, моделей, законов, раскрывающая представления об окружающем мире с физической точки зрения на современном уровне развития физики. Учебный курс физики (рис 1), направленный на раскрытие содержания ФКМ, включает в себя сначала изложение общефизических представлений, а затем основ пяти фундаментальных теорий. При этом план изучения каждой теории состоит из краткого рассмотрения экспериментальных основ теории, ее фундаментальных идей, понятий, моделей, законов, а также применения теории к решению важнейших физических задач.

 

Рис. 1. Структура курса физики

 

 

Глава 1. ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Рассмотрим идеи, понятия, модели, законы, которые справедливы для всех физических явлений и называются поэтому общефизическими.

Все, что существует в окружающем мире, называют материей. Опыт убеждает людей в том, что материя испытывает непрерывные изменения и превращения, при которых,однако, не происходит ни исчезновения, ни появления материи из ничего. Всякое изменение материи называют ее движением.

Движение (изменение) материи происходит в пространстве и времени, свойства которых связаны между собой и со свойствами материи. Пространство и время - формы существования материи, обладающие непрерывностью, однородностью, изотропностью, относительностью. Непрерывность пространства и времени означает отсутствие разрывов в них, причем время течет в одну сторону: от прошлого к будущему. Однородность пространства означает физическую эквивалентность всех точек пространства, однородность времени - физическую эквивалентность всех моментов времени. Изотропность пространства означает физическую эквивалентность всех направлений в пространстве. Влияние свойств материи на свойства пространства и времени сказывается, например, в том, что вблизи массивных тел (звезд и других) пространство несколько искривляется, а течение времени замедляется. Так, экспериментально установлено, что луч света, проходящий от звезды к Земле вблизи края Солнца, откланяется на 1075”.

Весь материальный мир условно делится на три пространственные структурные области: мегамир , макромир , микромир . В каждой из этих областей изучаются определенные материальные объекты. В мегамире - это галактики, скопления звезд, межзвездная материя; в макромире - звезды галактики, планетные системы звезд, Солнечная система, тела на Земле, электромагнитные и гравитационные поля; в микромире - молекулы, атомы, ядра атомов, элементарные частицы.

Одной из фундаментальных общефизических идей является идея о дискретном строении материальных объектов. Так, считается, что Вселенная состоит из совокупности крупных материальных объектов, каждый из которых состоит из совокупности более мелких, а каждый из более мелких состоит, в свою очередь, из еще более мелких объектов и т.д. до элементарных частиц, являющихся наименьшими материальными объектами.

Другой общефизической идеей является идея о единстве всего материального мира. Оно проявляется в том, что все материальные объекты состоят из большого числа по-разному сгруппированных и взаимодействующих, но одинаковых протонов, нейронов, электронов, фотонов и некоторых других элементарных частиц.

Одним из фундаментальных понятий в физике является понятие взаимодействия. Благодаря взаимодействию возможно существование больших и малых объектов, протекание различных процессов. Всякое взаимодействие - есть совокупность большого числа элементарных актов взаимодействия элементарных частиц. Каждый элементарный акт состоит в том, что две взаимодействующие элементарные частицы обмениваются третьей элементарной частицей. Среди большого разнообразия взаимодействий в природе выделяют четыре вида фундаментального взаимодействия: сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное, каждое из которых характеризуется своим типом обмениваемых элементарных частиц. В таблице 1.1 приведены относительные интенсивности видов взаимодействия, пространственные области их действия, материальные объекты, подверженные этим взаимодействиям.

Таблица 1.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.