Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая мораль. Групповые нормы




Динамика групповых отношений

Структура и характер отношений в малой группе постоянно подвергаются изменениям, которые образуют динамику группы. На изменчивость группы постоянно влияют 2 фактора:

· изменение внешних условий жизни группы;

· внутригрупповое соперничество или борьба за статус и влияние в группе. Обычно в борьбе за статус и влияние в группе участвуют только члены группы с высоким статусом, не участвуют члены группы с низким статусом и лидеры, если только дело не касается захвата власти.

Однако с изменением внешних условий меняется и система статусов и предпочтений и даже лидер группы.

Межличностные отношения в группе определяют психологический климат и комфорт. Группы с неблагоприятно сложившимися отношениями между их членами считаются социально больными. Существует несколько способов лечения социально больных групп:

1. Социальная хирургия, когда члены коллектива или их рабочие места размещаются в соответствии с их симпатиями, а главное антипатиями: люди, испытывающие друг к другу антипатию, должны быть удалены друг от друга, а неформально негативный лидер должен быть удален («ампутирован»);

2. Социальная терапия, суть которой заключается в осуществлении специальных мер по улучшению отношений в коллективе и налаживании дружеских отношений (совместные мероприятия вечеринки, дни отдыха и т. п.). Наиболее радикальным средством здесь является такая организация труда группы, при которой члены группы заинтересованы в эффективном труде каждого и совместном достижении общей цели.

Каждая более или менее сплоченная группа имеет групповую мораль и групповые нормы неофициальные и неформальные. Групповые нормы регулируют внутреннюю жизнь группы и отношения между членами группы, а также отношения членов группы с людьми, в группу не входящими. Психологической основой формирования и существования групповых норм является феномен одинакового восприятия и оценки членами группы различных событий и явлений. Групповые нормы содержат предписания не только поведения членов группы, но и те мнения, которые они должны высказывать, и те убеждения, которых они должны придерживаться. Источниками формирования групповых норм может быть сама группа, а может быть и более широкое окружение профессиональные нормы деятельности больших групп, к которым принадлежит большинство членов данной малой группы.

Функции групповых норм следующие:

1) способствуют сохранению группы;

2) удовлетворяют потребности членов группы.

Поэтому по содержанию групповые нормы могут быть расклассифицированы на:

· регулирующие отношения внутри группы с целью сохранения целостности группы. Запрещаются действия, ведущие к возникновению конфликтов, несправедливой оценке работы отдельных членов группы, несправедливому распределению работы и вознаграждений и т. п.;

· поддерживающие престиж группы в контактах с представителями других групп. Категорически запрещается «выносить сор из избы», жаловаться на членов группы руководству и т. п.;

· удовлетворяющие потребности членов группы и защищающие их интересов. Среди норм этого направления наиболее важной является так называемая мета-норма или групповая норма на производительность труда,

· создающие видимое соответствие между поведением членов группы и административными правилами организации или моральными правилами общества.

Групповые нормы являются обязательными для всех без исключения, однако высокостатусные члены группы могут позволить себе небольшие отклонения от них. Соблюдение групповых норм обеспечивается механизмом социального контроля в группе. Этот контроль также неформальный: его осуществляют все члены группы. Санкции к нарушителям групповых норм также носят неформальный характер.

Группы применяют следующие виды наказаний за нарушение групповых норм:

· бойкот;

· ограничение общения;

· открытое осуждение нарушителя;

· присвоение клички;

· насмешка или ирония.

Все эти виды наказаний направлены на понижение статуса человека в группе. Рядовые работники более тщательно соблюдают нормы своих групп, нежели правили и предписания организации, в которой они работают. В большинстве групп существует и реститутивная норма, которая указывает, что надо делать, чтобы избежать наказания за допущенное нарушение.

Член группы может придерживаться различных стратегий к соблюдению норм группы:

· полностью принять нормы группы (интериоризация норм);

· принять из соображений психологического удобства (конформизм);

· считать эти нормы несправедливыми и неправильными, но внешне соблюдать их в своем поведении в группе (внешний конформизм);

· выступать против большинства (нонконформизм);

· независимой и самостоятельно мыслящей личности соглашаться или не соглашаться с нормами только с точки зрения того, считает ли он их правильными или нет. Если он согласен с этими нормами, он их соблюдает, если нет, то будет выступать против всей группы.

 

5.3.5. Развитие групп. Типы групп по уровню развития [22]

Свойства группы зависят не только от сложившихся межличностных отношений в группе, влияния норм группы на поведение членов группы, но и от характера и направления процессов, протекающих в группе и образующих основное содержание групповой динамики.

В зависимости от характера формирования группы можно говорить о группах различного уровня развития:

А. Вновь образованная группа, состоящая из незнакомых друг другу людей, называется диффузной группой.

Б. Группа, в которой в результате совместной работы постепенно устанавливаются межличностные отношения и образуют определенную структуру, становится ассоциацией. Это низший уровень развития групп. Его особенностью является стремление членов группы установить хорошие отношения друг с другом, создать психологически комфортные условия труда. Но такая группа безразлична к собственной производственной деятельности, она воспринимает эту деятельность только как одно из внешних условий существования. Характерными чертами группы на этом этапе ее развития являются следующие:

· члены группы оценивают друг друга исключительно по эмоциональным критериям;

· производственные вопросы в неформальном общении членов группы занимают одно из последних мест;

· член группы, выступающий против всех, осуждается и отвергается, независимо от того, с чем связано его выступление;

· конфликты в группе носят исключительно межличностный, субъективный характер, хотя часто им придается форма производственных, деловых конфликтов;

· производственное сотрудничество в виде советов или помощи возникает только эпизодически;

· соревновательные отношения в группе отсутствуют совсем, либо никак не связаны с производственной деятельностью;

· в случае неудачи в деятельности группы каждый член группы пытается возложить ответственность за это на других членов группы;

· в группе есть один лидер, который выполняет одну или две функции;

· в группе встречаются изолированные и отверженные члены группы.

В. Группа, которая занимает «серединное» положение своего развития между низшим и высшим уровнем развития, называется кооперацией. Кооперация как состояние группы неустойчива: группа может подняться к высшему уровню или вернуться к ассоциации, если конфликты, имеющие место, будут носить деструктивный характер по отношению к производственной деятельности группы.

Г. Группа, в которой производственные отношения принесены в жертву развитым межличностным отношениям, а последние достигают максимального уровня сплоченности, называется корпорацией на патологическом уровне развития.

Д. Группа, в которой производственные отношения являются основной развития межличностных отношений, называется коллективом на высоком уровне развития. Особенности этой группы прямо противоположны чертам группы, находящейся на низком уровне развития:

· члены группы оценивают себя по деловым критериям;

· производственные процессы занимают центральное место в неформальном общении членов группы;

· член группы, выступивший против большинства группы, не осуждается, а, если он, в конечном счете, оказывается прав, авторитет его возрастает;

· конфликты в группе носят деловой характер;

· помощь и сотрудничество в работе имеют место там и тогда, где это необходимо по обстоятельствам производственной деятельности;

· в группе развиты соревновательные отношения между членами группы;

· в случае неудачи в групповой деятельности каждый член группы старается объективно оценить меру личной ответственности за нее;

· в группе существует развитая система лидеров, выполняющих различные функции;

· в группе нет изолированных или отверженных членов, каждый новый член группы активно втягивается в групповую деятельность.

Развитием группы нужно управлять. Для создания группы высокого уровня развития необходимо создание для всех членов группы таких условий, в которых у них появляется интерес к производственной деятельности каждого. Иначе говоря, результаты каждого зависят от результатов деятельности других, а оплата его труда определяется успехами всей группы в целом. Существуют следующие способы управления группой:

· Регулирование оплаты труда.

· Кадровая политика.

· Отношения с другими подразделениями – постепенный перевод на внутрифирменное предпринимательство.

· Планирование работы. Постепенно группа сама устанавливает для своих членов режим работы, предоставляет отгулы и отпуска, и т. п.

· Материально-техническое развитие. Группа сама следит за организацией рабочих мест и самого производственного процесса.

Управление развитием группы требует постоянного контроля.

 

5.4. Лидерство и руководство [23]

Различение формальной и неформальной организации заставляет нас различать и понятия «руководитель» и «лидер». Руководитель – человек, официально поставленный во главе группы людей. Лидер – человек, который пользуется наибольшим влиянием в группе. Для того чтобы обеспечить эффективность и стабильность группе, руководитель должен стать неформальным лидером. Почему он должен к этому стремиться? Потому что, это дает дополнительные источники власти. Формальный руководитель выступает источником поощрений и наказаний и его влияние на подчиненного ограничено. Неформальное лидерство обеспечивается личным влиянием или традицией.

Какова природа лидерства? Нет таких черт, которые делали бы человека лидером. Его делают, во-первых, группа, в которой он находится, во-вторых, ситуация, в которой находится группа. Иначе говоря, лидер это выражение всего коллективного настроения.

Человек, который привык быть лидером, вырабатывает у себя определенные методы поведения уверенность в себе, в своих силах, убежденность и т. п.,т. е. стиль руководства. Различают несколько стилей руководства: либеральный, демократический, автократический или авторитарный. Достоинства и недостатки каждого стиля представлены в табл. 8.

Таблица 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.