Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференцированный подход при обучении грамоте




Необходимость дифференцированного подхода при обучении грамоте вызывается двумя причинами: во-первых, как установлено в исследованиях по современной дидактике, такой подход обеспечивает прочность усвоения материала, помогает в осуществлении принципов доступности,систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы; в этом смысле дифференцированный подход эффективен на всех ступенях обучения; во-вторых, - и это специфично как раз для 1 класса — дети, поступившие в школу, существенно различаются по уровню подготовленности к чтению и письму.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные учащиеся отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени используют неэффективно, - проще говоря, скучают. В условиях обычного урока без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают недостаток внимания учителя, скучают на уроке и в результате теряют свои преимущества.


 

 


Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получит задания по своим возможностям.

Как же распределять первоклассников для осуществления дифференцированного подхода? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Так, С.П. Редозубов рекомендовал делить класс на две подгруппы; общеклассная работа чередуется с групповой. Когда учитель работает с одной группой, другая занимается самостоятельно: списывает, складывает слова по образцу, дописывает незаконченные предложения, читает про себя, готовится к беседе по картинке (для сильной группы); обводит и заштриховывает фигуры, пишет элементы букв, складывает слова под картинками, читает столбики слов, предложения про себя (слабая группа).

Более сложную и гибкую систему предложила Л.К.Назарова. Она делит класс на пять групп: первая группа - дети, читающие словами; вторая группа -читающие по слогам; третья группа - читающие по буквам (с двумя подгруппами: поступившие в школу с упрочившимися знаниями побуквенного чтения и не накопившие пока значительного опыта побуквенного чтения); четвертая группа - дети, поступившие в школу чтением быстрыми темпами; наконец, пятая группа - овладевающие чтением замедленными темпами. Для каждой группы определены свои задачи и своя методика дифференцированного обучения. Задачи первой и второй групп - совершенствовать свои умения на дополнительном материале, путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым.

Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. Нельзя сказать, чтобы процесс переучивания проходил легко: на уроках дети пытаются читать слогами, однако дома продолжают читать по буквам; следовательно, необходим инструктаж родителей, без их помощи побуквенное чтение может затянуться на длительное время.

Следственное побуквенного чтения - пропуск гласных внутри слова при письме

(вместо слива пишут «слва», вместо машина - «мшина»).

Основой работы для групп служит страница «Азбуки»: самые сильные получают дополнительный материал для чтения, менее подготовленные ориентируются на так называемый перспективный материал, т.е. на те тексты «Азбуки», таблицы, другие материалы, которые вполне доступны для сильных, они содержат элементы, трудные для слабых. В процессе коллективной работы вслед за сильными эти элементы прочитывают и те, кто пока читает плохо.

 

Глава 6. Развитие речи и мышления детей на уроках обучения грамоте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.