Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтение басен




Басни И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского пока занимают очень незначительное место в чтении учащихся начальных национальных школ, вероятно, ввиду трудностей понимания их как произведений аллегорического жанра.

Вместе с тем при правильной организации работы, использовании интересных форм учебной деятельности на уроке чтения басни можно добиться желаемых результатов и в образовательном, и в воспитательном отношении.

Меткость, народность языка, образные выражения, краткие изречения, ставшие пословицами, лаконизм и яркость описаний и многие другие достоинства басни делают ее благодатным материалом для развития образного мышления и обогащения речи учащихся.

Басни помогают бороться с различными пороками людей, воспитывать гражданские, нравственные качества.

Басня имеет свои жанровые особенности - аллегорию, мораль, необычную композицию, особый стиль, язык и др. Поэтому в методике проведения уроков чтения басен есть некоторые особенности, например в определении последовательности работы над басней. По этому вопросу есть разные точки зрения. В школьной практике и в трудах ученых-методистов традиционным стал такой порядок: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА«ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

1. Вступительное слово учителя - знакомство в краткой форме с
биографией И.А. Крылова, спецификой содержания басни; беседа о повадках птиц, животных, рыб и других действующих лиц басен, в частности басни «Лебедь, Щука и Рак» (при этом обращается внимание на то, что все действующие лица этой басни - из разных сфер жизни и действуют каждый по-своему). Объяснение слов и отдельных выражений.

2. Чтение басни учителем - первичное знакомство учащихся с
содержанием басни. Повторное чтение одновременно с просмотром
диафильма. Комментирование текста.

 

3. Беседа ориентировочного характера - выяснение, как они ведут себя в
жизни (не в басне), в обычной обстановке.

4. Чтение басни учащимися и анализ конкретного содержания; чтение
про себя с заданием определить границы относительно законченных
отрывков - частей (первая часть - мораль; вторая - «Везти с поклажей воз
взялись»; третья - «Из кожи лезут вон»; четвертая - «Воз и ныне там»).

Коллективно выясняется, с какой интонацией нужно читать каждую часть, где сделать логические паузы (без употребления термина): мораль читается тоном нравоучения, пауза в конце части; вторая часть читается тоном рассказчика-сказочника, медленно, спокойно, логическая пауза после слова взялись; третья - с интонацией недоумения, затем - тоном объяснения причины, логическая пауза после слов в воду; четвертая - сначала с вопросительной интонацией, потом - с повествовательной, тоном огорчения.

5. Ответы на вопросы:

- Почему Лебедь, Щука и Рак не смогли увезти воз? Может быть, они не
стараются?

- Они очень стараются, «из кожи лезут вон».

- Может быть, воз был тяжелый?

- Нет, «поклажа бы для них казалась и легка».

- А в чем же причина того, что «воз и ныне там»?

- Они все двигаются в разные стороны (ответ уточняется по
иллюстрации).

6. Раскрытие аллегории.

7. Выяснение смысла морали.

8. Связь с жизнью: Бывает ли так у людей? Приведите примеры.
Нарисуйте картинку по басне.

9. Заключение учителя.

Другой вариант изучения басни в начальной школе представляет

Л.В. Занков: после чтения сразу предложить вопросы по выяснению основной мысли басни и ее морали. «Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то, и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.