Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология разработки стратегии развития ОУ




1. Стратегии развития. Стратегия локальных изменений – параллельное улучшение. Обновление деятельности каких-то отдельных участников жизни ДОУ.

Стратегия модульных изменений – несколько комплексных нововведений, которые связаны между собой внутри одного модуля (начальная школа или преподавание точных наук, например), но не всегда эти изменения связываются с остальными функциональными сферами;

Стратегия системных изменений – полная реконструкция ОУ. Например, создание комплекса «Детский сад - ОУ» или комплекса «ОУ - вуз».

«План любых изменений в организации всегда должен базироваться на солидной концептуальной основе». У. Беннис.

Стратегии поведения ОУ в изменяющейся среде: пассивно-приспособительное (реактивное) поведение; опережающая, со стремлением понять тенденции изменений, активное поведение.

2. Этапы разработки стратегии.

I этап: выработка стратегии.

Действия: целевой глобальный анализа общественной системы и определение стратегической цели;

- на основе прогноза формулирование стратегических направлений в деятельности субъективного фактора;

- выбор «решающих участников» действия.

П этап: идентификация и анализ стратегических проблем.

Действия: анализ состояния данной сферы жизни общества с позиции избранной стратегии;

- формулирование и анализ проблемы, подлежащей решению.

Ш этап: выбор стратегического решения.

Действия: генерирование альтернатив; оценка альтернатив; выбор и утверждение курса действий (принятие решения).

IV этап: Подготовка выполнения стратегического решения.

Действия: разработка комплекса тактических решений;

- создание соответствующего организационного механизма;

- формирование готовности субъекта к стратегическому действию (осознание его, стимулы, ответственность).

3. Структура концепции развития. Концепция (лат. – понимание, система) - а) определенный способ понимания, трактовки какого — либо явления, основания, точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов. б) документ, определяющий общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи политики в области образования и механизмы их реализации; в) теоретический документ, описывающий стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебного заведений и позволяющий получить намеченные результаты.

Концепция ОУ – понимание путей развития ОУ.

Источники идей для составления Концепции:

1) потребности страны, региона, города (района) – социальный заказ на выпускника;

2) директивные и нормативные документы, побуждающие к изменениям в обязательном порядке;

3) внутренний потенциал организации;

4) периодические издания, научные труды, книги по теории управления развивающимися образовательными учреждениями

Пример 1. Структура концепции развития школьного образования в … … … до 2020 года (вариант 1)

Введение

1. Тенденции и перспективы изменения внешней среды

2.1. Тенденции развития мирового и национального образования

2.2. Потребность региона в ОУ

3. Тенденции и перспективы изменения внутренней среды школьного образования области

3.1. Система школьного образования

4. Структура, содержание и механизмы реализации Программы развития школьного образования области

5. Выводы

Пример 2. Структура концепция развития школьного образования в … … … до 2020 года (вариант 2)

1.. Введение

2. Цели и задачи образования и воспитания в ОУ

3. Основные принципы образования и воспитания детей и молодежи

4. Психологические особенности школьного возраста

5. Содержание образовательно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников

6. Образ выпускника ОУ - ожидаемый результат реализации концепции.

4. Понятие программы развития рассматривается в трудах В. С. Лазарева, М. М. Поташника, К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и многих других научных деятелей. Программа определяется как модель совместной деятельности группы людей, определяющую исходное состояние некоторой системы, образ ее желаемого будущего, а также состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Программа развития ОУ – модель желаемого инновационного процесса, определяющая:

1) исходное состояние ОУ (где мы сейчас находимся?);

2) образ желаемого будущего (куда мы хотим идти?);

3) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (что мы будем делать, чтобы оказаться там, где хотим?).

Функции программы:

- определять направления действий ее участников и их целевые ориентиры (средство обеспечения целенаправленности совместной работы исполнителей);

- определять связи между отдельными исполнителями и их группами (средство координации действий и интеграции усилий исполнителей);

- быть средством контроля хода работ и условий их выполнения;

- быть средством предвидения возможных угроз достижению поставленных целей;

- быть средством выработки решений при отклонении фактического хода работ от запланированного, или при выявлении ранее непредвиденных угроз.

Для выполнения этих функций программа должна определять:

1. Проблемы, на решение которых она ориентирована.

2. Новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы.

3. Образ (проект) желаемого будущего ОУ, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему ОУ.

4. Стратегию осуществления изменений.

5. Цели программы – ожидаемые и желаемые результаты.

6. План действий.

7. Инновационные проекты осуществления частных изменений.

8. Ресурсное обеспечение программы.

9. Кадровое обеспечение программы.

Необходимые качества программы развития ОУ, делающие ее эффективным средством управления:

- актуальность – ориентированность на решение наиболее значимых для будущего ОУ проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект;

- прогностичность – отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к ОУ и изменений в условиях его деятельности, то есть соответствие изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться;

- реалистичность – обеспечение соответствия между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;

- рациональность – определение таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволяют получить максимально полезный результат;

- целостность – обеспечение полноты состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованности связей между ними;

- контролируемость – операциональное определение конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), то есть определение их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;

- чувствительность к сбоям – своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от запланированного.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных качеств приведет к тому, что:

- либо желаемые результаты не будут получены вовсе;

- либо они будут получены в более поздние сроки;

- … и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.

Программа развития ОУ по П. Далину и В. Русту реализуется в ходе: сбора данных, их анализа, выявления силы и слабости ОУ, а на этой основе – что нуждается в изменениях, определения краткосрочных и долгосрочных целей, планирования достижения целей, развития ОУ, организации сети ОУ, оценки.

М. М. Поташник и В. С. Лазарев предлагают другую технологию развития: программа определяет, что нужно сделать, чтобы решить актуальные проблемы ОУ и повысить качество образования в нем. Понимание процесса выявления и решения проблем ОУ базируется на методологии системного анализа.

Последовательность разработки программы развития ОУ:

1. Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы ОУ.

2. Формирование концептуального проекта желаемого будущего ОУ.

3. Разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к обновленной школе.

4. Формирование целей первого этапа движения к обновленной школе.

5. Разработка операционального плана осуществления преобразований.

6. Экспертиза программы.

Структура программы развития (вариант 1).

1.Информационная справка.

2. Проблемно-ориентированный анализ.

2.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для ОУ внешней социальной среды.

2.2. Анализ и оценка достижений передового опыта и конкурентных преимуществ ОУ.

3. Концепция проектирования развития ОУ.

3.1. Цель и задачи программы развития.

3.2. Планируемые результаты реализации программы развития.

4. Основные направления реализации программы развития.

4.1. Изменения в основном процессе.

4.2. Изменения в организации образовательного процесса.

4.3. Изменения в научно-методических условиях.

4.4. Изменения в методах и технологиях.

4.5. Изменения в нормативно-правовом обеспечении.

4.6. Изменения в управлении реализацией программы.

4.7. Изменения в структуре ОУ.

4.8. Развитие социально-педагогического партнерства ОУ.

4.9. Изменения в материально-технической базе.

5. Этапы реализации программы развития.

6. Финансовое обеспечение программы.

Приложение. План мероприятий по реализации программы развития.

Структура программы развития (вариант 2).

Введение.

Раздел І. Состояние и основные проблемы развития образовательного учреждения:

1.1. Краткая характеристика состояния образования в учебном заведении.

1.2. Проблемы развития образования в учебном заведении.

Раздел ІІ. Концептуальные основы Программы.

2.1. Цель и задачи программы.

2.2. Методологические подходы к развитию ДОУ.

2.3. Основные направления развития ДОУ.

2.4. Этапы реализации Программы.

2.5. Ожидаемые результаты.

Раздел ІІІ. Система мер реализации Программы.

3.1. Основные меры по реализации основных направлений развития ДОУ (образовательного учреждения).

3.2. Мероприятия по реализации и финансовому обеспечению Программы.

3.3. Перечень программы, проектов, планов, конкретизирующих деятельность педагогического коллектива по развитию образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.