Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология разработки мисси и целей развития ОУ




1. Управление проектированием желаемой педагогической системы ОУ. Перед тем, как приступить к проектированию желаемой педагогической системы ОУ осуществляется проблемно-ориентированный анализ существующей педагогической системы ОУ, в процессе которого должны быть получены ответы на вопросы:

1. Что не удовлетворяет в результатах на выходе ОУ?

2. Какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов?

3. Что нужно изменить в содержании и технологиях образовательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы сеять имеющиеся ограничения?

После этого требуется ответить на вопрос: «Какой мы хотели бы видеть ОУ в будущем?» Этот образ желаемого состояния ОУ (тексты, схемы, графики и т. п.) называется проектом желаемого будущего.

2. Задачи проектирования:

- описать в наиболее общем виде общий замысел (концепцию) обновленной ОУ: основные ориентиры для поиска возможностей реализации проекта и его дальнейшей детализации;

- обеспечить актуальность проекта, т. е. его соответствие будущим образовательным потребностям;

- обеспечить реалистичность проекта, т. е. его соответствие имеющимся или прогнозируемым возможностям ОУ;

- определить необходимый и достаточный состав компонентов, из которых будет состоять новая ОУ, и обеспечить скоординированность связей между ними (системность проекта).

Последовательность проектирования. При управлении проектированием желаемого будущего ОУ следует:

- решить вопрос о переходе на новую образовательную модель или же о модернизации существующей педагогической системы;

- при переходе на новую образовательную модель – изучить и оценить возможные подходы к построению новой образовательной системы ОУ;

- при модернизации существующей педагогической системы - осуществить поиск, изучение и оценку новшеств, которые могут быть применены для решения выявленных ранее актуальных проблем;

- решить вопрос: «Какие изменения в образовательной системе ОУ предлагается осуществить в перспективе для повышения эффективности образовательного процесса?»;

- проверить изменения, предлагаемые на каждой ступени образовательной системы и в каждой образовательной области, с точки зрения их согласованности;

- принять решение, определяющее, какой мы хотим видеть ОУ в будущем.

Шаги проектирования:

- проектирование миссии ОУ, ее целей и соответствующего им принципа построения образовательной системы;

- формирование «месива» идей;

- предварительный выбор идей изменений на основе учета возможностей, условий, уровня технологической разработанности идей и других факторов, обеспечивающих реализацию миссии ОУ;

- формирование общего образа желаемого будущего.

3. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных.

Сформулированная миссия служит:

- средством представления ОУ во внешней среде и формирования ее имиджа, определяя, к чему стремится ОУ, в чьих интересах она действует и что для этого готова делать;

- средством интеграции коллектива ОУ, формирования командного духа, определяя смысл совместной деятельности и становясь основой для формирования организационной культуры ОУ (это совокупность норм и ценностей, разделяемых членами организации и служащих регуляторами их поведения в ней).

Чтобы миссия выполняла свое назначение, надо понять, что она не очевидна, и формулировать миссию, исходя их двух оснований:

- приоритетных интересов (в чьих интересах действует ОУ, удовлетворение чьих потребностей для нее является приоритетным?);

- образовательной модели, на которой предполагается строить педагогический процесс.

Проектирование общих целей ОУ. В целях конкретизируется миссия ОУ.

Цель – это образ желаемого результата и в отличие от прожекта – это образ результата:

1) с фиксированным временем его получения;

2) соотнесенный с возможностями его получения к требуемому сроку;

3) мотивирующий субъекта действовать в направлении его достижения;

4) операционально определенный (верифицируемый), то есть заданный так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым.

Отождествление цели образования с функцией ОУ или социальным заказом – это ошибка.

Соотношение понятия «функция ОУ» с понятием «цель ОУ» - как между направлением движения и пунктом, в который в ходе этого движения нужно прибыть к определенному сроку.

Социальный заказ – некая сумма требований к результатам работы ОУ, идущих из социума. Это не значит, что каждое требование социума должно стать для ОУ целевым ориентиром. То, что объективно требуется, далеко не всегда возможно и не всегда совпадает с мотивами лиц, принимающих решение о целях.

При проектировании целей и их оценке удобно пользоваться моделью цели, определяющей основные отношения и свойства цели:

- отношение цель – потребность: всякая цель соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании (свойство актуальности);

- отношение цель – возможность: всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий (свойство реалистичности);

- отношение цель – результат: образ желаемого результата должен быть таким, чтобы можно было сравнить желаемый и фактически достигнутый результат (свойство контролируемости);

- отношение цель – время: во всех случаях должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута (свойство временной определенности);

- отношение цель – место: всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства (свойство пространственной определенности).

При разработке цели должно быть обеспечено наличие у нее всех перечисленных свойств.

Ссылка на объективные трудности не может служить достаточным основанием для воспроизводства устаревшей педагогической практики. ОУ сможет выполнять свое высокое предназначение, если сама окажется способной учиться, используя имеющиеся для этого возможности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.