КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы
Структура процесса экспериментирования.
Таблица 17 - Структура процесса экспериментирования
I. Понятие организации как структуры и деятельности. Организация – частный случай системы, это иерархически построенная система (иерархия – порядок подчинения ниже стоящих органов и должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням – «иерархическая лестница). Применительно к социальным системам это понятие употребляется, по крайней мере, в трех смыслах: объект; упорядоченность; деятельность. Примеры: 1) Вы из какой организации? 2) организация промышленного предприятия более жесткая, чем школы (второй смысл); 3) руководитель, занятий организацией педсовета, наведением порядка – перед нами организационная деятельность. Таким образом, организация – понятие трехзначное. Причем третье создает второе, и, только потом, получается первое. Как итог и результат. И в нем, как в объекте, все и содержится. Организация – это концентрация усилий, распределение ролей, создание ситуации успеха, положительная мотивация, стимулирование деятельности, выбор инструмента (способа деятельности). Иерархия управленческих действий в школе: 30% - организационное стимулирование 10% - выговор 22% - моральное стимулирование 15% - предупреждение 7% - принуждение 5% - замечание 2% - убеждение 2. Организационно-педагогическая деятельность (ОПД) руководителя школы – социально преобразующая, непрерывная, циклическая деятельность, происходящая в учебное и внеучебное время, объединяющая усилия и индивидуальные действия отдельных членов в совместную деятельность школьного коллектива по достижению поставленных учебно-воспитательных целей. Этапы организационно-педагогической деятельности руководителя: 1. Определения цели деятельности, дифференциация целей с учетом главного направления деятельности и представление результата. 2. Планирование последовательности применения средств достижения цели. 3. Этап подбора и подготовки ответственных за выполнение планируемого. 4. Оценка деятельности. Выбор цели: изучение условий необходимых для реализаций замеченного, выбор средств и методов; оценка возможностей коллектива, моделирование конечного результата, формулировка цели. Планирование реализации цели: - осознание сущности цели и необходимости ее осуществления; - анализ соответствия средств и методов цели в ее конечной формулировке и на его основе корректировка цели и выбор методов; - определение последовательности применения средств достижения цели, выбор места и времени осуществления целей; - подбор исполнителей на основании оценки возможностей отдельных членов коллектива, письменное оформление плана. Подбор и подготовка исполнителей: - выбор главного звена, исполнителей; - четкая система в работе с исполнителями; - соблюдение единых требований к каждому из них; - компетентность руководителя в процессе организации их труда; - объективный выбор методов по организации воздействия на исполнителей. Инструктивно-методическая деятельность руководителя на Ш-ем этапе. 1. Информирование всего коллектива исполнителей о содержании плана. 2. Оценка содержания плана (форм, методов, сроков и исполнителей) и реальности осуществления его в данные сроки и данным коллективом исполнителей с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них. 3. Корректировка и детализация плана с учетом мнения коллектива исполнителей. 4. Самооценка каждым исполнителем своих возможностей по осуществлению возлагаемых на них участков работы по плану. 5. Учет мнений о психологической совместимости отдельных исполнителей в группе. 6. Корректировка плана в соответствии с исполнителями (соответственными исполнителями). 7. Выбор руководителей групп из числа известных в коллективе лидеров. 8. Общий инструктаж коллектива исполнителей. 9. Дополнительный инструктаж лидеров групп и отдельных исполнителей; вручение письменных инструкций исполнителям; издание распоряжения или приказах по школе с целью закрепления данного разделения и кооперации труда исполнителей, повышения личной ответственности каждого из них. Оценка деятельности исполнителей. Глубокий и полный анализ деятельности исполнителей по следующим основным параметрам: 1) четкое осуществление плана в соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями; 2) соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие фактов ее нарушения; 3) рациональное использование времени и возможностей исполнителей; 4) умение самоорганизоваться, рационально распределять силы в группе исполнителей, проявление самодеятельных начал в коллективе; 5) самооценка деятельности и ее результатов, способность к переориентации в направлениях по реализации планируемого; 6) наличие новых рациональных форм и методов в организации труда; 7) коллегиальность в решении задач и возникших трудностей, организация взаимопомощи в коллективе исполнителей; 8) способность к творчеству и исследовательским формам работы. Мотивационно-целевая деятельность: мотивация деятельности коллектива и каждого его члена Параметры: • осуществление ориентации на весь спектр потребностей коллектива, их удовлетворение и развитие; • знакомство с результатами контроля, формирование реалистических самооценок деятельности участников педагогического процесса, потребность в осуществлении ее рефлексии; • регулярность и конкретность поощрений в соответствии с оценкой результатов контролируемой деятельности; • стимулирующий характер контроля. 3. Функционал управления - перечень обязанностей и прав руководителей и органов управления. Примерное распределение обязанностей между руководителями школ при осуществлении внутришкольного управления. Директор: - выполнение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охрана труда и техника безопасности; - содержание и организация внеклассной и внешкольной работы; - выполнение решений педагогического совета; - учебно-воспитательная работа в группах продленного дня; - укрепление и сохранность учебно-материальной базы школы; - организация и проведение работы по трудовому обучению и воспитанию, профориентации; - ведение школьной документации; - работа методического объединения... (указать конкретно); - работа библиотеки; - организация и осуществление дежурства в школе; - педагогическое руководство ученическим самоуправлением; - организация работы среди родителей; - финансово-хозяйственная деятельность. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - состояние учебно-воспитательной работы в школе; - работа учителей предметников... (предметы); - координация деятельность заведующих кафедрами по работе учителей в профильных классах и классах; - состояние успеваемости учащихся, посещаемость; -работа классных руководителей по вопросам учебной деятельности учащихся; - работа по проведению аттестации работников школы; - работа методического совета; - дозировка домашних заданий; - организация учебной работы в кабинетах; - выполнение педагогического режима школы; - выполнение программ, государственного образовательного стандарта, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий; - работа методических объединений (кафедр); - порядок ведения классных журналов, ученических тетрадей и др. школьной документации; - организация факультативных занятий, работы предметных кружков; - связь с ИПК, вузами; - учебная работа в ГПД, профильных классах; - работа библиотекаря по организации внеклассного чтения по предметам; - работа учебной комиссии школьного совета. Заместитель директора по научно-методической работе: - участие в разработке и внедрении программы развития школы; - организация и поддержка экспериментальной работы учителей; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - руководство работой методического совета; - организация теоретических и практических семинаров для коллектива; - координация работы с одаренными детьми; - контроль качество научно-методической работы ни кафедрах. Заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе: - организация воспитательной работы в школе, микрорайоне; - деятельность классных руководителей по организации внеклассной работы с учащимися; - работа руководителей кружков, клубов, секций, студий; - организация ученического самоуправления; - работа ответственных за проведение и подготовку общественных массовых мероприятий (вечеров, утренников, диспутов и т.д.); - программа радиопередач, содержание общешкольной печати; - работа классных политинформаторов; - воспитательная работа в ГПД; - спортивно-массовая, туристическая, краеведческая работа и др. 3. Организация деятельности педагогического совета и совещаний. Педсовет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель). Главные цели и задачи педагогического совета – объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Требования к планированию педагогических советов - актуальность тематики педагогических советов; - значимость и всеобщность проблемы; - научность; - перспективность и преемственность тематики; - концептуальность (выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции); - соответствие концепции развития школы; - целостность системы педагогических советов. Формы проведения педагогических советов: совет–семинар, деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др. Совещания в практике подготовки и реализации управленческих решений. Совещание - это один из важнейших инструментов, используемых руководителями всех уровней при подготовке решений. Руководителям приходится решать дилемму: готовить решение по конкретному вопросу самому либо выносить рассмотрение проблемы на совещание для выработки совместного решения. Типичные задачи, которые решаются в ходе совещаний - распределение заданий; - контроль за работой подчиненных; - координация процесса выполнения работ; - обмен мнениями; - получение информации; - выявление и анализ проблем, возникающих в работе; - принятие решений. Основные правила организации совещаний. 1. Следует заранее составить и раздать всем повестку дня совещаний. 2. Заседания нужно начинать без опоздания с обсуждения пунктов повестки дня и после ее одобрения неукоснительно следовать ей. Возникшие в процессе работы не очень важные вопросы лучше отложить до следующего заседания. 3. На заседании руководитель обеспечивает активное участие всех присутствующих. Сам он не должен говорить более 25% времени, отведенного на совещание. 4. В протоколе следует отражать состояние дел, выдвинутые предложения, сроки их реализации и ответственных. Копии протоколов следует распространить среди участников совещания. 5. Руководитель должен избегать голосования по тому или иному вопросу, при выработке решений лучше стремиться к достижению общего согласия. Обсуждаемые вопросы и решаемые проблемы должны быть в рамках компетенции участников совещания. Если решаемые проблемы попадают в компетенцию функциональных подразделений, представители которых не принимают участия в работе совещания, то принимаемые на совещании решения должны быть согласованы с ним. Любое решение, принятое на совещании, должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями: - формулировка решения; - ресурсы, необходимые для реализации принятого решения; - назначение ответственных; - сроки исполнения; - контроль за ходом исполнения. Содержание организационно-педагогических мероприятий в школе должно быть объединено единой темой и представлять определенную систему. В качестве примера приведем содержание организационных мероприятий по одной из проблемных тем школы.
Таблица 18 - Примерная тематика организационно-педагогических мероприятий по проблемной теме «Компетентностный подход в педагогическом процессе школы»
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |