КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест для определения общих способностей 1 страница
(40 заданий из теста Айзенка) 1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (рис. 11(1)). 2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ОБЫ (...) КА 3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ 4. Вставьте недостающее число (рис. 11(4)). Рис. II (1) Рис. II (4) 5. Вставьте пропущенное слово БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ(___) ТАБАК 6. Вставьте пропущенное число 196 (25) 324 325 () 137 7. Продолжите ряд чисел 18 10 6 4? 8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР 9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (рис. 11(9)). 13. Вставьте пропущенное число (рис. 11(13)). Рис. II (9) 10. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. 11(10)). 11. Вставьте недостающую букву щцтпл? 12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ME (...) ОЛАД Рис. II (13) 14. Вставьте недостающее число 4 9 20 8 5 14 10 3? 15. Вставьте недостающее число 16 (27) 43 29 () 56 16. Вставьте недостающие буквы (рис. 11(16)). Рис. II (16) 17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных (рис. 11(17)). Рис. II (17) Рис. II (18) 5 6 19. Вставьте пропущенное число 6 11? 27 20. Вставьте пропущенное число 12 (56) 16 17 () 21 21. Вставьте пропущенное слово ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (___) МИРАЖ 22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ПРИК (...) ЬЯ 23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово ЖААРБ ТЯХА НУССК КОДАЛ 18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 11(18)). 24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок РУКА (.....) ГРОЗДЬ 25. Вставьте пропущенную букву А Г Ж Г 3 Л 3 М? 26. Вставьте пропущенные буквы (рис. 11(26)).
Рис. II (26) 27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 11(27)). Рис. II (27) 28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (рис. 11(28)). 29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 11(29)). Рис. II (29) 5 6 30. Вставьте пропущенное слово КНИГА (АИСТ) САЛАТ ПОРОГ (___) ОМЛЕТ 31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок КАРТОЧНАЯ ИГРА (___) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ 32. Вставьте пропущенное число 1 8 27? 33. Вставьте пропущенное слово ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА ОЛИМП (___) КАТЕР 34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН 35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число (рис. 11(35)).
Рис. II (35) 36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок ЗАЛИВ (___) ЧАСТЬ ЛИЦА 37. Вставьте пропущенное слово ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА РЫНОК (___) ОСАДА 38. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. 11(38)). Рис. II (38) 39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. Ш39)). Рис. II (39) 40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (рис. 11(40)). Использование в исследовании анкет (см.) позволяет собрать большой фактический материал — в этом ценность метода. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами. Социометрический метод (см.) позволяет изучить характер взаимоотношений в коллективе через сравнительно несложную процедуру выбора. Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений. В практической деятельности психологов широко используются такие методы, как беседа (см.), изучение продуктов деятельности, биографический метод (см.), близнецовый. Последний помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях. Рис. II (40) Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Сформулируйте ответ на первый узловой вопрос темы. Используйте при этом таблицы, помещенные на с. 26. Как вы представляете себе взаимодействие на современном этапе психологии с педагогикой? Что Рис. 11.9. Схема краткой вариационно-статической обработки экспериментального материала (по К. К. Платонову) для них является общим и что специфическим? 2. Воспроизведите по памяти определение психологии {оно давалось в первой теме) я, исходя из этого определения, сформулируйте основную задачу психологической науки в целом и конкретные задачи ее отраслей. Исследуйте при этом материал, помещенный на с. 14. 3. Что дает психологу и педагогу-исследователю руководство принципами детерминизма, единства сознания и деятельности, развития? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов? 4. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления, бихевиоризма и советской психологии, стоящей на позициях диалектического материализма? 5. Используя материал, помещенный на с. 29, дайте развернутую характеристику основных этапов психологического исследования. 6. Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться учителем в школе и в каких целях? 7. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в школе. 8. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 9. Какие величины следует прежде всего получить при количественной обработке данных исследования и что они характеризуют? Постарайтесь связать свой ответ с высказыванием И. П. Павлова о том, что «факты — это воздух ученого, но... не будьте рабами фактов». 10. В чем заключается принципиальное отличие в использовании метода тестов советской психологией от зарубежной практики? Для чего нужны тесты педагогу и каким требованиям они должны отвечать? 11. Как вы понимаете генетический принцип психологических исследований? Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего? Что следует понимать под «срезом»? Ответы к тесту 1. 4. 2. ЧАИ. 3. ЧЕМОДАН. (Все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка.) 4. 11, (Вычесть число на полу из суммы чисел на окнах.) 5. ЖАБА. (Первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествую- щего слова; вторая буква пропущенного слова — это четвертая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это третья буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова.) 6. 25. (Сложить все цифры, стоящие вне скобок.) 7. 3. (Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4 + 2=6; 6: 2=3.) 8. ТЕСТО. (Все остальные слова обозначают предметы домашней обстановки: стол, диван, кресло.) 9. 6. (Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного или белого цвета или заштрихованы. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.) 10. 5. (Имеются три фигуры, отличающиеся тем, как проведена линия внутри прямоугольника, и три маленькие фигурки внутри — крест, ромб и черное пятно. На каждом прямоугольнике есть две такие фигурки.) 11. И. (Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую.) 12. ШОК. 13. 54. (Числа в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга.) 14. 11. (В каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым.) 15. 27. (Число в скобках есть разность между числами вне скобок.) 16. С и Е. (Слово СОМНЕНИЕ, читается против часовой стрелки.) 17. 2. (Круг может быть без линий, может иметь горизонтальную либо вертикальную линию. А малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений. Кроме того, они имеют разную штриховку.) 18. 2. (Третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из тех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими.) 19. 18. (Возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5 соответственно, каждый раз прибавляя 2.) 20. 76. (Удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок.) 21. КОЖА. (Первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это пятая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова.) 22. ЛАД. 23. СКУНС (остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка.) 24. КИСТЬ. 25. С. (Ряды построены из букв русского алфавита соответственно через 2, 3 и 4 буквы.) 26. Е и Е. (Слово ЕДИНЕНИЕ, читается по часовой стрелке.) 27. 2. (Имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо X.) 28. 1. (Имеется три типа вазонов, три типа стеблей и три формы цветов. Вазон может быть белым, черным или заштрихованным. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.) 29. 1. (Шипы, направленные наружу, считаются за +1; шипы, направленные внутрь,— за —1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма двух предыдущих фигур: 4 — 2 = 2, —1 + 5 = = 4, 2 + 2=4.) 30. ГРОТ. (Первая и вторая буквы пропущенного слова — это соответственно пятая и третья буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова — это соответственно первая и пятая буквы последующего слова.) 31. ВИНТ. 32. 64. (Возведите в куб числа 1, 2, 3 и 4 соответственно.) 33. ПОРТ. (Первая и вторая буквы пропущенного слова — это соответственно пятая и первая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова — это соответственно пятая и третья буквы последующего слова.) 34. ВТОРНИК. (Остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно.) 35. -=-. (Буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе. Числа, соответствующие порядковому номеру этих букв в алфавите, расположены подобным же образом.) 36. ГУБА. 37. РОСА. (Первая и вторая буквы пропущенного слова — это соответственно вторая и третья буквы последующего слова.) 38. 1. (В каждом ряду и в каждой колонке есть три разных типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук. Те формы и положения, которых нет в первых двух рисунках третьего ряда, должны быть в пропущенном рисунке.) 39. 6. (Есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви.) 40. 1. (Вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов.) III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Узловые вопросы темы 1. Марксистское учение о развитии. Возникновение психики.как результат эволюции материи. 2. Цели и способы изучения психики и форм поведения животных в психологии и других смежных науках. 3. Условия возникновения и общие закономерности развития психики и форм поведения в процессе эволюции животных. 4. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека. Роль труда в развитии сознания. Основные психологические понятия по теме Антропоморфизм — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы, например наделение животных человеческими способностями и качествами. Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека. Целостная теория, объясняющая механизмы и структуру бессознатель- ного, до настоящего времени не создана. Зоопсихология — отрасль психологии, изучающая развитие психики животных. Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения. Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Подсознательное — совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Панпсихизм — ошибочная теория, наделяющая психикой всю материю. Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека. Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы — изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Чувствительность — способность
Рис. III. 1. Упрощенная схема эволюцион-но-исторического развития от древесных насекомоядных до человека (снизу вверх: древесные насекомоядные, лемуры, долгопяты, обезьяны Нового Света, человекообразные обезьяны, человек) некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение. Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни. Во всех трех аспектах исходным и определяющим является диалекти-ко-материалистическое понимание развития, в соответствии с которым развитие есть единство противоположностей, «раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними»1. Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. 1 Ленин В. И. Философские тетради. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317. Рис. III.2. Эволюция психики {по К. К. Платонову) По мере своего развития нервная система погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Одновременно все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление и уплотнение нервных элементов — постепенно возникает головной мозг. Чувствительность (см.) возникает на базе раздражимости (см.) как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность — первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А. Н. Леонтьев), т. е. организм на- чинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действи- Рис. III.3. Мозг и органы чувств (ступени эволюции) Рис. III.4. Типы нервной системы (слева вверху — нервные клетки и волокна диффузной нервной системы; справа вверху — диффузная нервная система гидры, слева внизу — нервная система дождевого червя; справа внизу —■ нервная система пчелы) Рис- III.5. Абсолютный вес мозга Рис. III.6. Относительный вес мозга
Рис. III.7. Основные этапы развития психики в животном мире Рис. III.8. Развитие форм поведения в филогенезе
тельности осуществляется в виде целостных образов. Стадия интеллекта (см.) характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами (см.). Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др. Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками (см.). Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть. Интеллектуальное поведение (см.) животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием Рис. III.9. Схема процессов инстинктивной регуляции поведения: О — воспринимаемые объекты и их свойства, Р — рецепторы, РИ — распознающая инстанция, ИПР — инстанция принятия решения, ПП — поведенческие программы, О' — измененные в результате выполнения поведенческих программ объекты, ОИ — оценочная инстанция, источник мотивации поведения Рис. 111.10. Врожденная реакция птенцов черного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают Рис. Ш.11. Гагарка «высиживает» камень вместо яйца, переложенного во время ее отсутствия на новое место и находящегося в поле ее зрения из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда). Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Рис. III.12. Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому) Рис. Ш.13. Заяц «играет» на барабане Рис. Ш.14. Эксперимент с собакой: при усложнении условий опыта собака перенесла навык с передней лапы на заднюю и дотчну-лась до веревки с приманкой Рис. III.15. Позы доминирования у человекообразных обезьян Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции. Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор). Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни. Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека. Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди помещения. Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. В экспериментах с животными была предпринята попытка обучения обезьяны использованию знаковых средств. Пример системы сигнализации шимпанзе представлен на рисунке III.22. Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание (см.) — высший уровень развития психики, присущий исключительно Рис. 111.16. Установление ассоциации по тождеству. Выбор по образцу различных стерео метрических фигур Рис. 111.17. Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды n;t баки и залить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается Рис. 1П.18. Шимпанзе Парис отщепляет и употребляет лучину для доставания приманки из трубы Рис. III. 19. Обезьяна не догадывается потянуть за оба конца веревки, чтобы достать чашку с пищей Рис. Ш.20. Обезьяна с ломощью ящиков достает высоко подвешенный предмет человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Научное объяснение сущности сознания дали основоположники диалектического материализма. «Сознание — общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (К. Маркс). Сознание — «высший продукт особым образом организованной материи» (В. И. Ленин). Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на Рис. 111,21. Обезьяна с помощью палки совместном употреблении орудий достает яблоко труда. Рис. III.22. Пример системы сигнализации для шимпанзе Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось и ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука посте- пенно превращалась в специализированный орган активного Осязания.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |