КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест для определения общих способностей 2 страница
Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда. Структура сознания включает в себя: 1) Совокупность знаний о мире. 2) Различие субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту. 3) Возможность целеполагающей деятельности. (по А. В. Петровскому) Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля 1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим воздействием биологических условий и на базе развития самих организмов, нервной системы. Как с этой точки зрения вам представляется символическое выражение идеи развития в филогенезе в заставке данной темы? Что бы вы считали необходимым внести в изображение дополнительно или как изменить его? Важнейшие особенности
2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой? 3. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Используя материал, помещенный на с. 45, определите соотношение основных уровней развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в характеристику уровней третий показатель — развитие нервной системы. 4. Проанализируйте примеры поведения птиц, приведенные на с. 49, и назовите характерные его особенности. Сделайте вывод об основных признаках инстинктивного поведения животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43. 5. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, з то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их? 6. Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к момен- Рис. 111,23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Я. Я. Ладыгиной-Коте) ту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6. 7. Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта. 8. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных? 9. Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных. 10. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека? 11. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука? 12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие? 13. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы? 14. Используя материалы на с. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму. 15. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека? Рис. III.24. Мимика радости — улыбка и смех шимпанзе (по Н. Н. Ладыгиной-К о тс) Рис. III.25. Изменения в строении руки: 1 — рука африканской человекообразной обезьяны шимпанзе; 2 — рука азиатской человекообразной обезьяны орангутанга; 3— 4 — рука человека IV. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Узловые вопросы темы 1. Человек и личность. Марксистское представление о сущности человека как совокупности общественных отношений. 2. Биологическое и социальное в личности человека. Проблема наследования психических свойств. 3. Психологическая структура личности. Направленность как стержневая характеристика личности. 4. Активность личности. Критика фрейдистских и неофрейдистских концепций активности. Потребности как источник активности. 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровень притязаний личности. 6. Интересы, идеалы и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности. 7. Понятие о группах и коллективах. Коллектив и личность. Конформность личности. Критика западных теорий конформизма. 8. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Основные психологические понятия по теме Ассоциация (в социальной психологии) — группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы. Активность — свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях. Аутсайдер — термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости. Барьер психологический — мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей. Группа — социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными. Диффузная группа — группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности. Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивидуальность — личность в ее своеобразии. Интерес — одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности. Когнитивный диссонанс — неприятное побудительное состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями (мнениями, понятиями) об одном объекте. Коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Конформность — внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество. Корпорация — группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя». Лидер — член группы, осуществляющий руководство. Групповое давление — воздействие группы на мнение и поведение отдельного ее члена. Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Личностный 'смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности. Малая группа — группа, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Межличностные отношения — вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения. Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. Референтная группа — группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная» группа; может быть как реальной, так и воображаемой. Ролевая теория — одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом с. является воспитание. Социометрия — социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отноше- нии в группе по числу взаимных выборов ее членов. Самоконтроль — регуляция самой личностью своего состояния. Самооценка — оценка личностью самой себя. Статус — положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. У.п. может быть адекватным возможностям человека и неадекватным (заниженным, завышенным), что влияет на деятельность и поведение человека. Условная группа — объединение людей по некоторым признакам (возраст, пол, профессия). Установка — неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Эмпатия — способность понимания психических состояний других людей и сопереживание им. Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества. Ядро коллектива — группа членов коллектива, формирующая общее мнение, установки и производственные решения. Основоположники марксизма-ленинизма показали, что личность является и продуктом и активным деятелем (субъектом) общественно-исторического развития. Определяя сущность личности, К. Маркс писал, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность находится в сфере влия- ния различных отношении, и прежде всего отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология — психология раба, господина или свободного человека, гражданина. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Посредством идеологии формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Таким образом, между обществом и личностью существует органическая непосредственная связь и взаимообусловленность. Однако личность — не пассивный объект тех или иных общественных отношений; она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями. Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Исторический материализм изучает личность в составе масс, классов, всего общества. Рис. IV. 1. Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе Рис. IV.2. Схема основных проблем и наук о личности и ее жизненном пути В ПСИХОЛОГИИ ШИРОКО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ БЛИЗКИЕ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ: Рис. IV.3. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность* Политэкономия изучает личность в системе производственных отношений. Социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика изучает личность человека как носителя моральных убеждений. Педагогика изучает личность как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности. «Личность — субъект и объект общественных отношений» (А. Г. Ковалев). «Личность — субъект деятельности» (А. Я. Леонтьев). «Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К. К. Платонов). «Личность — совокупность внут- ренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн). В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями. В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социо-генетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торн-дайк, Б. Скиннер и др.). Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения Я. Левиным. Согласно этой концепции поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. п.). имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие вне-рациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнити-вистскими (Ж. Пиаже, Дж. Кел-ли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологиче-скими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.). Советские психологи, опираясь на основные положения диалектического и исторического материализма и руководствуясь деятельностным подходом, принципами детерминизма, активности, развития, считают,
Рис. IV.4. Структура личности (по С. Л. Рубинштейну) что личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты. Иными словами, личность — это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Мера этого развития — воплощение в личности «надличностных», общественно-исторических потребностей развития человечества. Основу личности составляет ее структура, т. е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Все советские психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность (см.). Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Как уже говорилось, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности. По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, вле-
Рис. IV.5. Структура личности (по К. К. Платонову) чений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе его учения лежит биологическое начало в человеке и отрыв психики от деятельности. Положительным в учении Фрейда можно считать его обращение к сфере подсознательного в психике человека. Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бес- сознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность.
Рис. IV.6. Структура личности (по К. К. Ковалеву) Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности. Разрабатывая проблему актив- ности личности, советская психология опирается на ленинскую идею об активном характере отражения, о происхождении-сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности с точки зрения советской психологии являются потребности (см.). По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.
Рис. IV.9. Виды потребностей ЧЕЛОВЕК ОТДАЕТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЕГО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ОТДАЕТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЕГО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ характеризуются: интересами, убеждениями, стремлениями ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ: УСТАНОВКАМИ, ВЛЕЧЕНИЯМИ Рис. IV.10. Характеристики мотивов Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным дея-тельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы. Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение (см.) имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения (см.) — важный осо-
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |