КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности устойчивость 2 страница
коммунистическая направленность; Социально-психологическая классификация групп по уровню их развития
организационное единство; подготовленность; психологическая коммуникативность. -В основе типологии развития групп Л. И. Уманского предложен континуум, имеющий не только «нулевую точку» (момент создания группы), но и отрезок «отрицательной протяженности», где помещены группы асоциального и антисоциального характера. С точки зрения Л. И. Уманского, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев), но своеобразные модификации социально-позитивных групп, для которых существует угроза переродиться в социально-негативные образования. В типологии обозначены условия, при которых группа может уклониться от пути развития к коллективу. К этому ведут: дезинтегра-тивные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т. д. Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предназначена для определения и фиксации меры влияния группы на личность. В целом типология приобретает такой вид (схема приводится с некоторыми сокращениями):
В соответствии с концепцией дея-тельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредствования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (ОС) и 2) общественная значимость групповой деятельности (ОА) или негативная направленность групповой деятельности (OS). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор «опос-редованности» (ОС) имеет одностороннее направление, вектор «содержания деятельности» позволяет расположить группы по обе стороны от «нулевой точки», что показывает возможность двух принципиально различных «содержаний» деятельности: соответствующих общественному прогрессу (ОА) и препятствующих ему (ОВ). Общая схема приобретает такой вид: Пять обозначенных фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования деятельностью межличностных отношений; фигура 2 — общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только созданная группа, где отношения не развились еще до коллективистских); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, типа мафии); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа «опасна» в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов1. 1 Авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто.— Прим. авт. Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Как следует понимать определение К. Марксом сущности личности как «совокупности общественных отношений»? Используя материал, помещенный на с. 65, дайте определение понятий: «человек», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга. 2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности. 3. Используя материал, помещенный на с. 67—71, проанализируйте общую структуру личности, формы и качества ее направленности. 4. Психологи разных направлений по-раэному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское, неофрейдистское и диалектико-материалистическое понимание источников активности личности. 5. Используя материалы, помещенные на с. 71, определите сущность и роль человеческих потребностей. Какое место в системе потребностей человека занимают потребности в труде и общении? На основе чего, как и при каких условиях они формируются? 6. Раскройте психологическую структуру интереса (см. рис. IV.11 на с. 72). На основании чего мы можем утверждать, что интерес является основным мотивом учения и в то же время средством повышения эффективности обучения? 7. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? Раскройте понятия: «групповая внушаемость», «конформизм». 8. Что такое притязания личности и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему и в каком плане? 9. В чем общность и различие задач социальной психологии и социологии? 10. Какие общности людей (группы) принято выделять и от чего зависит их воспитательная роль по отношению к каждой входящей в них личности? 11. На чем основан метод социометрии и как он практически реализуется? Проанализируйте матрицу и социограмму, представленные на с. 77 — 78, и ответьте на вопросы: а) Сколько групп по данному критерию выбора обнаружено в классе? Кто является их лидерами? б) Кто из учащихся, судя по социограм-ме, требует особого внимания и почему? в) Чем можно объяснить обособление групп мальчиков и девочек? г) Можно ли изменить групповую дифференциацию и статус членов коллектива? Если да, то каким способом прежде всего? 12. О* чего зависит статус личности в коллективе школьников и можно ли его целенаправленно изменить (по данным опубликованных исследований ила личных наблюдений)? 13. Что понимается под референтной группой и какая группа может выступать для школьника в качестве референтной? 14. Специальные исследования показали, что подавляющая часть подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, находится в изоляции в школьном коллективе. На какие выводы это наводит? 15. В одной из школ произошел следующий случай. Школьники с большим единодушием включились в соревнование за лучший класс, которому руководством школы была обещана интересная туристическая поездка во время летних каникул. Для достижения цели в одном из классов были применены все средства, в том числе и подсказки, «шпаргалки», укрывательство нарушителей дисциплины, сдача на макулатуру ценных книг и т. д. Что и почему (предположительно) произошло с классным коллективом, если учесть, что до описанных событий он представлял собой один из лучших в школе? В чем главная ошибка организаторов соревнования? 16. Что следует понимать под «психологическим климатом в коллективе» и от чего он прежде всего зависит? 17. Изучите структуру класса и особенности общения учащихся при помощи наблюдения. С этой целью: определите круг общения каждого ученика, охарактеризуйте наиболее типичные для данного возраста средства общения, выясните содержательную сторону общения детей, выделите наиболее типичные для данного возраста проявления в общении эмоций, чувств, воли, темперамента. Данные наблюдений дополните экспериментом. Эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику раздается по три листка бумаги, обозначенных цифрами 1, 2, 3. Учащимся последовательно зачитываются три вопроса и предлагается ответить на них в соответствующем листе. 1) С кем из одноклассников ты хотел бы постоянно готовить уроки? 2) С кем из одноклассников ты хотел бы всегда проводить свободное время? 3) С кем из одноклассников ты хотел бы поехать отдыхать? При анализе подсчитать количество выборов у учеников в каждой системе отношений. Сопоставить полученные результаты. 18. У группы учащихся вашего класса изучите степень выраженности свойств личности, характерных для организатора. С этой целью обратите внимание на следующие моменты в поведении ваших испытуемых. Как они: понимают то, что переживают и чувствуют другие люди; дают оценки другим людям; находят общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах; ведут себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, гнева, бурной радости; умеют воздействовать на других убедительностью доводов; сохраняют постоянство в предъявлении требований к другим людям; самостоятельно ли включаются в организаторскую деятельность; доброжелательны ли в отношении к окружающим; проявляют ли настойчивость в организаторской работе? Выделите учащихся, у которых свойства организатора выражены ярко и устойчиво проявляются в разных видах деятельности, и тех, у которых эти качества выражены недостаточно. Определите личностные качества, наиболее важные для организатора. Обоснуйте полученные данные и учтите их в своей педагогической практике. Для большей убедительности можете провести исследование с использованием социометрии. 19. Роль интересов в развитии личности особенно наглядно проявляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний. Продумайте: 1. Какими способами вы поддерживаете интерес учащихся в течение урока и развиваете его во внеклассной работе? 2. Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников? Выполните следующее задание: опишите двух-трех учеников вашего класса, которые интересуются преподаваемым вами предметом (посещают кружки, читают дополнительную литературу и т. д.). Постарайтесь выяснить, когда возник у них интерес к предмету, что способствовало его появлению. Для выявления особенностей познавательных интересов может быть составлена специальная анкета, из которой можно узнать, какие предметы интересуют учеников данного класса больше всего и почему. В дополнение к анкетированию проведите беседу, в которой выясните, как связаны интересы с учебной деятельностью ученика, насколько они устойчивы и содержательны. V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Узловые вопросы темы 1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. 2. Структура деятельности человека. Действия и движения. 3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. 4. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса и интерференции навыков. 5. Труд, учение и игра как основные виды человеческой деятельности и их сравнительная характеристика. Понятие ведущей деятельности. Основные психологические понятия по теме Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения. Автоматизм — действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно. Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения лично- сти в данный период, например игра в период дошкольного детства. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания. Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Кривая упражнений — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях. Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познава- тельного или аффективно-оценочного характера. Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей. Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства. Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта. (ЧАСТНЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВИЯ) Рис. V.I. Сущность и структура деятельности Рис. V.2. Факторы эффективности деятельности Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется, и проявляется в ее деятельности. Деятельность — это про- цесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация труда целых коллективов, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность, и т. д. и т. п. Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый их результат, воспринимает и оценива- ет условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности я выступает в качестве регулятора. Деятельность, порождаясь потребностью как источником активности, направляется сознаваемой целью. Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность в свою очередь зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности. При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них возможно выделить некоторые общие структурные компоненты. Это прежде всего цели, мотивы и действия (см.). В процессе развития личности и усложнения деятельности структура последней может изменяться: самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и входить в роли структурного элемента в более сложную деятельность. И наоборот — отдельные действия могут разворачиваться и превращаться в самостоятельную деятельность (например, вычисление при решении различных задач — в деятельность вычислителя). На рисунке показаны факторы, влияющие на эффективность деятельности человека-оператора. Механизмы планирования, контроля и регулирования действий исследовали ряд советских ученых: П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратян и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной ней-ропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия и сличения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм П. К. Анохин назвал акцептором действия. Всякая деятельность может совершаться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях. Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный об- Рис. V,3. Блок-схема механизма координационного управления двигательным актом раз восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества. Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако за- Рис. V.4. Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением тем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериориза-ция). Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны действий требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем на- чинают выполняться при все меньшем участии сознания (возникновение навыка). С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным ак-
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |