Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности устойчивость 1 страница




ИНТЕРЕСЫ I

i.-mи...» ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

ПРОЯВЛЕНИЯ

^_^-____ии___^_^________ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

........... 1 ЧЕЛОВЕКА

СОДЕРЖАНИЕ они выражают побудительную силу

ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРЕС ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ______ ^^^^^^__^___,^^^_^^^—^^^^^_-

ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЕ, I I i

профессиональные, ЦЕЛЬ ШИРОТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, „..«„„ иЛ1

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕС НОСИТ ИНТЕРЕСЫ

СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ МОГУТ БЫТЬ

И ДРУГИЕ И ОПОСРЕДОВАННЫЙ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ

^^^^^^^^^^^^^^^^^ ХАРАКТЕР. В ОДНОЙ ОБЛАСТИ,

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ - ЭТО А ТАКЖЕ МОГУТ БЫТЬ

ИНТЕРЕС К САМОМУ ПРОЦЕССУ РАСПРЕДЕЛЕНЫ МЕЖДУ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ * МНОГИМИ ОБЪЕКТАМИ

ОПОСРЕДОВАННЫЙ - ЭТО II

ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ I

' I ИНТЕРЕСЫ

ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ И СОХРАННОСТЬЮ. УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕРЕСОВ ВЫРАЖАЕТСЯ В ДЛИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ

Рис. IV.11. Характеристики интересов

знанныи мотив поведения* придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

К неосознаваемым побуждениям относятся установки (см.) и влечения личности.

Группы и коллективы. Межличностные отношения

Общение людей происходит в разнообразных группах (см.).

Для личности, входящей в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной группы.

Положение индивида в группе определяется:

статусом (см.);

системой групповых ожиданий (совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе);

групповыми нормами.

Работоспособность группы в значительной мере определяется совместимостью ее членов. Групповая совместимость — это такое сочетание психических особенностей каждого из участников группы, которое обеспечивает удовлетворенность совместной деятельностью и ее эффективность.

ГРУППОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ   ГРУППОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ   ГРУППОВЫЕ НОРМЫ
    ГРУППА    
ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ   ГРУППОВОЕ МНЕНИЕ   ГРУППОВЫЕ ЦЕЛИ

Рис. IV.12. Психологическая характеристика групп

В социальной психологии выделяется несколько разновидностей групп. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Такими группами являются семья, учащиеся класса, рабочая бригада и т. д.

Контактные группы могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от количества участников выделяют малые и большие группы. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

п-ей к-ти ы. пе

аи

ie-

в

эв-

;ая га-ж-)ое ов-ек-

Рис. IV.13. Классификация групп (по Г. М. Андреевой)

1   II    
ПЕРВИЧНЫЕ   ФОРМАЛЬНЫЕ   ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА
 
ВТОРИЧНЫЕ   НЕФОРМАЛЬНЫЕ   РЕФЕРЕНТНЫЕ

Рис. IV.14. Классификация малых групп

В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в той или иной реальной или воображаемой группе, выделяются так называемые референтные (эталонные) группы (см.), нормы и правила которых служат для личности образцом.

В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть официальными, когда их деятельность закрепляется специально, и неофициальными, когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой.

В западной психологии существуют три основных направления в исследовании малых групп:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школы «групповой динамики».

Малые группы довольно детально изучены в советской социальной психологии. Изучено взаимодействие личностей в малой группе, выявлено не только влияние группы на личность, но и структура группы, типы взаимодействий в группе и т. д.

В любой группе выделяются руководитель, лидер (см.). Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

По характеру и формам организации деятельности выделяются следующие уровни развития контактных групп (см. табл. на с. 79).

При изучении групп используют такие методы, как наблюдение, независимые характеристики, опрос, интервью, анкета, эксперимент и др.

Широкое распространение как в зарубежной, так и в советской социальной психологии получил социометрический метод (см.). Этот метод был разработан американским ученым Дж. Морено. Сущность метода социометрии заключается в том, что человек ставится в ситуации выбора членов группы по тому или иному критерию (совместный досуг, работа и т. д.). На основе полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает человек в системе межличностных отношений данной группы.

Советские психологи, признавая в целом социометрию как метод исследования, отмечают его некоторые недостатки. Основной из них заключается в том, что социометрия

Рис. IV.15. Социограммы (по Дж. Морено)

Рис. IV.16. Социограммы (по Дж. Морено)

не позволяет выяснить причины сложившейся структуры отношений.

В советской психологии метод социометрии разрабатывается и широко используется в исследованиях Я. Л. Коломинского и его учеников.

На социограмме члены группы, получившие 4 и более выборов, располагаются в центре. В первой зоне от центра — получившие 3 выбора, во второй — 1—2 выбора, в третьей — 0 выборов, за пределами окружностей расположены отвергаемые в выборах («С кем угодно, но не с ним»). Кружки и треугольники связываются линиями со стрелками» показывающими, кому адресован выбор.

Данные социометрии должны непременно дополняться наблюдениями, беседой, психолого-педагогическими экспериментами.

Коллектив (см.) — высшая форма развития организованной группы, которая характеризуется: единством цели, добровольностью объе-

Рис. IV.17. Социограмма (по Я. Л. Ко-ломинскому)

динения, сплоченностью, наличием коллективистических взаимоотношений, опосредованных совместной деятельностью, созданием условий для всестороннего гармонического развития личности*

Поведение личности в группе может быть коллективистическим, когда личность отстаивает общеколлективные ценности и интересы, а может быть и конформным.

Конформность (см.) представляет собой стремление личности строить свое поведение соответственно некоему стандарту, шаблону. Конформность в поведении личности проявляется в том, что человек пассивно приспосабливается к окружающему, не вырабатывает собственной моральной позиции, а приспосабливается к тем стандартам поведения, которые оказывают на него наибольшее влияние. Этим конформность отличается от коллективизма, который проявляется в активно выработанной членами коллектива солидарности и в сознательной дисциплине, в отстаивании ценностей коллектива даже в условиях сильного группового давления, направленного против этих ценностей (А. В. Петровский).

В зависимости от места коллектива в системе других коллективов выделяют первичный и основной коллектив. По А. С. Макаренко, первичный коллектив — это такой коллектив, в котором отдельные.его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Основной коллектив — это объединение первичных коллективов.

Высшей формой коллектива является такой коллектив, в основе деятельности которого лежат принципы коммунистической идеологии.

В настоящее время в советской психологии интенсивно раз-

 

 

№ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ                                                              
                      '■—         4-                              
                                                  +            
          +                                                  
                            +                                  
    +                                           _              
                    +                                        
      +                                                        
                                                  +          
                                  +             _              
          +                                                  
                                +                            
                                                  +          
                        +                                    
                                                +            
                              +                              
    +                                                          
    +                                                          
                        +                                      
                                    +                          
                +                                          
          +                                                  
                        +                                    
                                                  +            
    +                                                          
                                              +              
                                            +              
                                              +                
                                                        +    
                                              +                
                                +                              
                                                        +      
ВСЕГО:                                                              
                                                  в          

Рис. IV.18. Матрица выборов в группе (классе)

рабатываются проблемы детских коллективов (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, Л. И. Новикова, Л. И. Уманский и др.).

Л. И. Уланским выделен ряд критериев, на основе которых можно

судить об уровне сформированности коллектива.

Основные параметры коллектива (по Л. И. Уманскому):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.