Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством в XXI веке




Анализ информации, изложенной в настоящем пособии, позволяет дать достаточно полное представление о проблемах и методах современного управления качеством для отечествен­ных предприятий..

В условиях рыночной экономики перед предприятиями пос­тоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой зависит их успешная деятель­ность. Конкурентоспособность, в свою очередь, определяется требуемым уровнем обеспечения качества продукции, для до­стижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал, а также четкая организация работ по управлению на предприятии, в том числе управлению качеством.

Управление качеством прошло ряд этапов в своем развитии. Этап зарождения отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления предприятием сменился этапом интеграции, комплексным (системным) подходом к управлению качеством. Преимущества комплексного управления качеством способствовали разработке национальных, а впоследствии и международных стандартов ИСО 900.0'по созданию систем ме­неджмента качества (СМК), которые стали широко внедряться на предприятиях.

Постоянный рост требований к качеству предопределил дальнейшее развитие управления качеством и внедрение в раз­витых странах всеобщего (тотального) управления качеством (ВУК), принципы которого становятся основой для организа­ции всех направлений деятельности на предприятиях, в фир­мах, организациях.

Значимость качества продукции, особенно ее безопасность для населения и окружающей среды, предопределила принятие соответствующих законов и нормативных актов, базирующихся на союзе технического нормирования и стандартизации, оцен­ки соответствия, а также метрологии. Последние не только рег­ламентируют права, обязанности и ответственность изготови­телей и потребителей в области качества, но также регулируют внутренние и внешние торговые отношения.

Жизненная необходимость обеспечения доверия к изгото­вителям и испытательным подразделениям, удостоверяющим качество продукции, привела к развитию глобального подхода к испытаниям и сертификации с принятием единых требований и критериев оценки испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции и СМК. Сейчас оценка соответствия и сертификация занимают прочное место в торговых отноше­ниях, являясь для потребителей дополнительной гарантией стабильности качества продукции, ее безопасности и экологи­ческой чистоты.

Практика убедительно показала, что для организации эф­фективной работы по качеству на предприятии должна быть создана (разработана и внедрена) СМК. Такая система включа­ет в себя механизмы, обеспечивающие постоянное улучшение существующих требований и ожиданий потребителя в области качества, которые реализуются через корректирующие и пре­дупреждающие действия.

Как правило, СМК входит в состав общей системы руко­водства предприятием, но для нее характерны свои цели, фун­кции и ресурсы, свое нормативное и информационное обеспе­чение. СМК взаимодействует с другими подсистемами управ­ления: функциональной (планирование, управление, анализ, производство), организационной, мотивационной (работа с кадрами), информационной (циркулирующая внутри органи­зации информация) и т. д. Связь с остальными подсистемами организации осуществляется в процессе реализации основной ее деятельности. При нарушении связей с той или иной подсис­темой нарушается и вся цепочка эффективного функциониро­вания СМК.

В Беларуси наблюдается положительная динамика внедре­ния и сертификации систем управления по ИСО 9001, ИСО 14000, НАССР, проводятся работы на отдельных предприятиях по внедрению системы управления охраной труда.

Для стимулирования организаций, добившихся значитель­ных успехов в области качества продукции, а также внедрив­ших высокоэффективные методы управления качеством, в рес­публике проводятся ежегодно конкурсы на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучшие товары Республики Беларусь», «Брэнд года».

Роль премий заключается не только в том, чтобы отмечать лучшие предприятия, но и в том, чтобы подтягивать до необ­ходимого уровня средние организации и фирмы путем прове­дения ими самооценки по критериям премий с последующим принятием мер по улучшению качества продукции и услуг.

С учреждением Премии Правительства Республики Бела­русь наша страна присоединилась к числу стран, имеющих на­циональные премии по качеству, которые являются современ­ной, признанной в мире формой оценки деятельности предпри­ятий в области качества.

В 2005 г. Советом Глав правительств Содружества Незави­симых Государств утвержден конкурс на соискание Премии Со­дружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг/Учреждение национальных пре­мий в государствах служит наилучшим подтверждением того, что участие в конкурсах становится важной движущей силой в управлении качеством.


ЛИТЕРАТУРА

1. Азгалъдов Г. 77 Теория и практика оценки качества товаров (основа квалиметрии). - Москва: Экономика, 1982. - 256 с.

2. Аристов О. В. Управление качеством: учебное пособие для вузов. - Москва: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

3. Бабук И. М. Экономика предприятия. - Минск: 2006.— 220 с.

4. Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Пер. с англ. - Москва: РИА «Стандарты и качество», 2000.-180 с.

5. Бир С. Мозг фирмы / Пер. с англ. - Москва: Радиосвязь, 1993. -156 с.

6. Гугелев А. И. Система терминов для системы менеджмен­та качества // Стандарты и качество. - 2005. - № 8."

7. Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качест­вом продукции: 17-модульная программа для менеджеров «Уп­равление развитием организации». Модуль 5. - Москва: ИНФ­РА-М, 2000. - 256 с.

8. Купчинов Б. И., Немогай Н В., Мельников С. Ф. Техноло­гия конструкционных материалов и изделий на основе измель­ченных отходов древесины / под ред. В. А. Белого. - Минск: Навука i тэхниса, 1992. - 199 с.

9. Менеджмент качества предприятий машиностроения / В. Н Корешков, Н А. Кусакин, Ж. А. Мрочек, М. Л. Хейфец. -Минск: Экономика и право, 2003. - 224 с.

10. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менедж­мента / Пер. с англ. - Москва: Дело, 1992. - 340 с.

11. Методическое пособие к проведению практических за­нятий по курсу «Управление качеством» для студентов эконо­мических специальностей / А. В. Кривенков, Н Н Новицкий, Е. А. Наумчик, Е. Э. Пуровская. - Минск: БГУНР, 2001. - 83 с.

12. Немогай Н В., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управ­ление качеством: учебное пособие. Практикум. - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. - 174 с.

13. Немогай НВ., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управле­ние качеством: учебник. - Гомель: ЦИИР, 2006. - 361 с.

14. Немогай Н В., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управ­ление качеством: учебно-метод. комплекс. - Гомель: ЦИИР, 2005.-228 с.

15. Новицкий Н. Я, Олексюк В. А. Управление качеством про­дукции: учебн. пособие. - Минск: Новое знание, 2001. - 238 с.

Новицкий Н. И., Олексюк В.. К, Кривенков А. В. Управ­ление качеством продукции: учебное пособие. - Минск: Новое знание.-2004.-367 с.

Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. - Москва: Дело и Сервис, 2002. -160 с.

Окрепилов В. В. Управление качеством. - Москва: ОАО «Экономика», 1998.-639 с:

Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. - Москва: ИМПЭ, 1999.-398 с.

Розова Н К. Управление качеством. - Санкт-Петербург: Питер, 2003.-224 с.

21. Садовский В. В., Целикова Л. В., Власова Г. М. Произ­водственные технологии: практикум. - Минск: Дизайн ПРО, 2002. -192 с.

22.Система формирования качества: концептуальное представление / Морозевич А. Н., Комличенко В. Н., Морозевич О. А. и др. // Белорусский экон. журн, - 2000. - № 4.

23.Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 487 с.

24.Управление качеством: учебник для вузов / С. Д. Ильен­кова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др. - Москва: ЮНИТИ, 2000.-199 с.

25. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - Москва: ИНФРА-М, 2000.-312 с.

26. Фомин В. Н Квалиметрия. Управление качеством. Сер­тификация: курс лекций. -Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000. - 320 с.

27. ХофманД., Стинкамп Я. Маркетинг и качество // Современное управление: энциклопедический справочник. - Москва: Издатцентр, 1997. - Т. 1. - 316 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.