КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление качеством в XXI веке
Анализ информации, изложенной в настоящем пособии, позволяет дать достаточно полное представление о проблемах и методах современного управления качеством для отечественных предприятий.. В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой зависит их успешная деятельность. Конкурентоспособность, в свою очередь, определяется требуемым уровнем обеспечения качества продукции, для достижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал, а также четкая организация работ по управлению на предприятии, в том числе управлению качеством. Управление качеством прошло ряд этапов в своем развитии. Этап зарождения отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления предприятием сменился этапом интеграции, комплексным (системным) подходом к управлению качеством. Преимущества комплексного управления качеством способствовали разработке национальных, а впоследствии и международных стандартов ИСО 900.0'по созданию систем менеджмента качества (СМК), которые стали широко внедряться на предприятиях. Постоянный рост требований к качеству предопределил дальнейшее развитие управления качеством и внедрение в развитых странах всеобщего (тотального) управления качеством (ВУК), принципы которого становятся основой для организации всех направлений деятельности на предприятиях, в фирмах, организациях. Значимость качества продукции, особенно ее безопасность для населения и окружающей среды, предопределила принятие соответствующих законов и нормативных актов, базирующихся на союзе технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия, а также метрологии. Последние не только регламентируют права, обязанности и ответственность изготовителей и потребителей в области качества, но также регулируют внутренние и внешние торговые отношения.
Жизненная необходимость обеспечения доверия к изготовителям и испытательным подразделениям, удостоверяющим качество продукции, привела к развитию глобального подхода к испытаниям и сертификации с принятием единых требований и критериев оценки испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции и СМК. Сейчас оценка соответствия и сертификация занимают прочное место в торговых отношениях, являясь для потребителей дополнительной гарантией стабильности качества продукции, ее безопасности и экологической чистоты. Практика убедительно показала, что для организации эффективной работы по качеству на предприятии должна быть создана (разработана и внедрена) СМК. Такая система включает в себя механизмы, обеспечивающие постоянное улучшение существующих требований и ожиданий потребителя в области качества, которые реализуются через корректирующие и предупреждающие действия. Как правило, СМК входит в состав общей системы руководства предприятием, но для нее характерны свои цели, функции и ресурсы, свое нормативное и информационное обеспечение. СМК взаимодействует с другими подсистемами управления: функциональной (планирование, управление, анализ, производство), организационной, мотивационной (работа с кадрами), информационной (циркулирующая внутри организации информация) и т. д. Связь с остальными подсистемами организации осуществляется в процессе реализации основной ее деятельности. При нарушении связей с той или иной подсистемой нарушается и вся цепочка эффективного функционирования СМК.
В Беларуси наблюдается положительная динамика внедрения и сертификации систем управления по ИСО 9001, ИСО 14000, НАССР, проводятся работы на отдельных предприятиях по внедрению системы управления охраной труда. Для стимулирования организаций, добившихся значительных успехов в области качества продукции, а также внедривших высокоэффективные методы управления качеством, в республике проводятся ежегодно конкурсы на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучшие товары Республики Беларусь», «Брэнд года». Роль премий заключается не только в том, чтобы отмечать лучшие предприятия, но и в том, чтобы подтягивать до необходимого уровня средние организации и фирмы путем проведения ими самооценки по критериям премий с последующим принятием мер по улучшению качества продукции и услуг. С учреждением Премии Правительства Республики Беларусь наша страна присоединилась к числу стран, имеющих национальные премии по качеству, которые являются современной, признанной в мире формой оценки деятельности предприятий в области качества. В 2005 г. Советом Глав правительств Содружества Независимых Государств утвержден конкурс на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг/Учреждение национальных премий в государствах служит наилучшим подтверждением того, что участие в конкурсах становится важной движущей силой в управлении качеством. ЛИТЕРАТУРА 1. Азгалъдов Г. 77 Теория и практика оценки качества товаров (основа квалиметрии). - Москва: Экономика, 1982. - 256 с. 2. Аристов О. В. Управление качеством: учебное пособие для вузов. - Москва: ИНФРА-М, 2006. - 240 с. 3. Бабук И. М. Экономика предприятия. - Минск: 2006.— 220 с. 4. Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Пер. с англ. - Москва: РИА «Стандарты и качество», 2000.-180 с. 5. Бир С. Мозг фирмы / Пер. с англ. - Москва: Радиосвязь, 1993. -156 с. 6. Гугелев А. И. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2005. - № 8." 7. Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качеством продукции: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. - Москва: ИНФРА-М, 2000. - 256 с.
8. Купчинов Б. И., Немогай Н В., Мельников С. Ф. Технология конструкционных материалов и изделий на основе измельченных отходов древесины / под ред. В. А. Белого. - Минск: Навука i тэхниса, 1992. - 199 с. 9. Менеджмент качества предприятий машиностроения / В. Н Корешков, Н А. Кусакин, Ж. А. Мрочек, М. Л. Хейфец. -Минск: Экономика и право, 2003. - 224 с. 10. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - Москва: Дело, 1992. - 340 с. 11. Методическое пособие к проведению практических занятий по курсу «Управление качеством» для студентов экономических специальностей / А. В. Кривенков, Н Н Новицкий, Е. А. Наумчик, Е. Э. Пуровская. - Минск: БГУНР, 2001. - 83 с. 12. Немогай Н В., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управление качеством: учебное пособие. Практикум. - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. - 174 с. 13. Немогай НВ., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управление качеством: учебник. - Гомель: ЦИИР, 2006. - 361 с. 14. Немогай Н В., Бонцевич Н В., Садовский В. В. Управление качеством: учебно-метод. комплекс. - Гомель: ЦИИР, 2005.-228 с. 15. Новицкий Н. Я, Олексюк В. А. Управление качеством продукции: учебн. пособие. - Минск: Новое знание, 2001. - 238 с. Новицкий Н. И., Олексюк В.. К, Кривенков А. В. Управление качеством продукции: учебное пособие. - Минск: Новое знание.-2004.-367 с. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. - Москва: Дело и Сервис, 2002. -160 с. Окрепилов В. В. Управление качеством. - Москва: ОАО «Экономика», 1998.-639 с: Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. - Москва: ИМПЭ, 1999.-398 с. Розова Н К. Управление качеством. - Санкт-Петербург: Питер, 2003.-224 с. 21. Садовский В. В., Целикова Л. В., Власова Г. М. Производственные технологии: практикум. - Минск: Дизайн ПРО, 2002. -192 с. 22.Система формирования качества: концептуальное представление / Морозевич А. Н., Комличенко В. Н., Морозевич О. А. и др. // Белорусский экон. журн, - 2000. - № 4. 23.Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 487 с. 24.Управление качеством: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др. - Москва: ЮНИТИ, 2000.-199 с. 25. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - Москва: ИНФРА-М, 2000.-312 с. 26. Фомин В. Н Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: курс лекций. -Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000. - 320 с. 27. ХофманД., Стинкамп Я. Маркетинг и качество // Современное управление: энциклопедический справочник. - Москва: Издатцентр, 1997. - Т. 1. - 316 с. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |