КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочники объектов аналитического учета
Аналитический учет в АИСБУ реализуется на основе справочников объектов аналитического учета. Любая система автоматизации бухгалтерского учета, за исключением программ, реализующих только функции синтетического учета, поддерживает ведение аналитического учета. Именно при ведении аналитического учета наиболее полно раскрываются возможности системы. В практике бухгалтерского учета применяют самые разнообразные аналитические показатели. Их состав определяется: - внешними факторами (например, действующей системой налогообложения); - внутренними факторами (декларируемой предприятием учетной политикой); - требованиями детализации учетных данных, обеспечивающими полноту получения выходной информации. Отсутствие единых подходов к составу и классификации аналитической информации, субъективность разработчиков в подходе к реализации функций аналитического учета объясняют разнообразие справочников объектов аналитического учета, используемых в АИСБУ. Общая классификация используемых справочников аналитического учета: 1. по целевому назначению и выполняемым учетным функциям; 2. в зависимости от процедур обработки; 3. по доступу пользователей; По целевому назначению и выполняемым учетным функциям можно выделить следующие виды справочников: - объектов натурального учета; - субъектов учета (юридические и физические лица); - структурных единиц (подразделения); - оснований взаиморасчетов; - прочие. К справочникам объектов натурального учета относятся справочники товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, готовой продукции), незавершенного производства (заказов, изделий), основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг. Справочники субъектов учета включают справочники сторонних организаций (юридические лица), сторонних физических лиц, а также справочники, содержащие сведения о персонале предприятия, в том числе о материально-ответственных и подотчетных лицах. К справочникам структурных единиц относятся справочники филиалов, подразделений предприятия, участков, бригад. Справочники оснований взаиморасчетов содержат сведения о договорах, их этапах и партиях поставок. Прочие справочники представлены справочниками статей затрат, единиц измерения, валют, вариантов расчетов курсовой разницы и пр. В зависимости от процедур обработки все справочники условно могут быть подразделены на: - справочники, по каждой позиции которых ведется учет остатков в стоимостном, а по некоторым и в количественном выражении: - справочники объектов натурального учета; - субъектов учета; - структурных единиц; - оснований взаиморасчетов; - справочники, которые позволяют быстро производить поиск и группировку данных: - единиц измерения; - видов документов; - видов операций; - справочники, позиции которых содержат информационно-текстовые сведения: - описания хозяйственных операций; - банков. Разделение по доступу пользователей характерно для корпоративных систем, где четко разделены работы по участкам учета («Галактика»). В этом случае различают: - общие справочники; - локальные справочники. Общие справочники доступны для всех участков учета. Они могут использоваться и пополняться всеми учетными работниками бухгалтерии, имеющими права доступа к таким справочникам. Права доступа при этом могут быть разными: - на просмотр; - на запись; - на корректировку; - на удаление. К таким справочникам могут быть отнесены: - справочник структурных подразделений; - справочник сотрудников предприятия; - справочник допустимой корреспонденции счетов и др. Локальные справочники используются на отдельных участках учета. Эти справочники обычно не доступны рядовым бухгалтерам других участков учета. В то же время при наличии соответствующих прав доступа элементы локальных справочников могут быть скопированы из справочников смежных разделов учета. Объекты аналитического учета, хранящиеся в справочниках, предварительно классифицируются и кодируются. Классификация преследует цель упорядочить некоторое множество объектов в соответствии с установленными признаками их сходства и различия. Номенклатура - упорядоченный перечень всех позиций множества одноименных объектов. Код - условное обозначение конкретной позиции номенклатуры. Код образуется по определенным правилам. Система кодирования - с овокупность правил, по которым строится кодовое обозначение. Системы кодирования: - порядковая; - серийная; - позиционная; - комбинированная. Классификатор - систематизированный свод наименований однородных объектов и их кодовых обозначений. Классификаторы, используемые в АИСБУ: - общегосударственные; - отраслевые; - локальные. Общегосударственные классификаторы разрабатываются в централизованном порядке и являются едиными для всей Республики Беларусь. Применяемые в АИСБУ общегосударственные классификаторы условно могут быть подразделены на пять групп: 1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, в том числе «ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР). 2. Классификаторы структуры: - отраслей (ОК отраслей народного хозяйства - ОКОНХ); - органов управления (Система обозначений органов государственного управления - СООГУ); - административно-территориального деления (Система обозначений административно-территориальных объектов - СОАТО); - предприятий и организаций (ОКПО); - организационно-правовых форм (КОПФ). 3. Классификаторы продукции: - ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции – ОКПСП; - ОК строительной продукции - ОКСП; 4. Управленческие классификаторы: - технико-экономических показателей (ОКТЭП); - управленческой документации (ОКУД); - системы обозначений единиц измерения (СОЕИ) и т.д. 5. Идентификационные классификаторы: - учетные номера плательщиков (УНП); - идентификационные номера плательщиков Фонда социальной защиты населения. Отраслевые классификаторы - создаются для систематизации и кодирования специфичной для отрасли информации. Они едины для данной отрасли деятельности: 1. Классификаторы статей производственных затрат; 2. Классификаторы причин отклонений от нормативных затрат; 3. Классификаторы видов оплат и видов удержаний по заработной плате и др. Локальные классификаторы - разрабатываются для конкретного предприятия и утверждаются руководством этого предприятия. Приступая к созданию классификаторов для конкретного предприятия, следует, прежде всего, выяснить, какие общегосударственные и отраслевые классификаторы могут и должны быть использованы в АИСБУ. В компьютерной технологии каждый справочник объектов аналитического учета хранит сведения о множестве однотипных объектов, например сотрудниках предприятия, контрагентах, номенклатуре продукции и товаров. Каждая запись справочника - это конкретный объект или элемент справочника. Элемент справочника включает несколько взаимосвязанных реквизитов: - обязательных; - дополнительных. Обязательными реквизитами являются: - «код» объекта; - «наименование» объекта. Дополнительные реквизиты характеризуют данный объект аналитического учета. Например, запись справочника «Контрагенты» содержит не только код и наименование контрагента, но и сведения о его банковских реквизитах, юридическом адресе, идентификационном номере налогоплательщика и т.п. При вводе нового элемента (записи) в справочник ему автоматически присваивается новый код. Однако, как правило, система позволяет изменить этот код, например в тех случаях, когда требуется использование общегосударственных, отраслевых или локальных классификаторов для кодирования объектов учета. Справочники объектов аналитического учета могут иметь вид: - списка; - структурированного справочника. Список - это перечень объектов аналитического учета. Структурированный справочник хранит, как правило, объекты аналитического учета, которые классифицированы согласно иерархической классификации в соответствии с выделенными признаками. Например, материалы разбиваются на группы, виды, артикулы. Рассмотрим организацию структурированных справочников на примере программы «1С: Бухгалтерия 7.7». Здесь справочники могут иметь произвольную иерархическую структуру (рис. 5.3).
Рисунок 5.3. Представление справочника основных средств в программе «1С: Бухгалтерия 7.7»
Здесь справочник может быть разбит на несколько уровней. На каждом из них могут находиться как отдельные элементы - собственно записи справочника, так и их группы, объединяющие несколько элементов. В целом, это очень похоже на представление файлов операционной системы компьютера, когда на одном логическом диске может быть заведено произвольное число папок (директорий, каталогов) с файлами и каждая папка может включать как собственно файлы, так и другие папки. В справочнике объектов аналитического учета можно выполнять следующие действия: - вводить новые элементы; - просматривать имеющиеся элементы; - корректировать имеющиеся элементы; - удалять имеющиеся элементы - использовать элементы при заполнении документов; - использовать элементы при формировании бухгалтерских записей; - использовать элементы при составлении отчетов. Система автоматизации должна обеспечивать быстрый поиск элементов в справочнике. Для этого при просмотре справочника: - используются приемы специального поиска по коду элемента, его наименованию и контексту; - применяются приемы прямого перехода на нужную позицию справочника; - используется система фильтров для отбора элементов справочника по некоторым условиям отбора. Система также должна позволять: - сортировать элементы справочника по определенным параметрам; - копировать текущий элемент; - печатать записи справочника. Справочники объектов аналитического учета могут иметь: - жесткие структуры данных; - гибкие структуры данных. Жесткая структура предполагает наличие набора заранее заданного реквизитного состава справочника. Применение справочников жестко фиксированного реквизитного состава приводит к ряду проблем: 1. Во-первых, набор заранее заданных полей справочника не всегда устраивает конкретных пользователей, поскольку нередко возникает потребность в хранении дополнительной информации. 2. Во-вторых, изменения в нормативных документах часто требуют внесения дополнительной информации в справочники. Если же его структура жестко фиксирована, то внесение изменений доступно только разработчику и пользователям остается ждать новой версии программного продукта с учетом изменений. Например, такие неудобства для пользователей возникли, когда был введен индивидуальный номер плательщика в Фонд Социальной Защиты населения РБ. Данный реквизит следовало внести в справочник физических лиц. Но при жесткой структуре этого справочника без разработчика внести подобное изменение невозможно. В то же время согласно требованиям к оформлению бухгалтерской документации его необходимо было отражать, как в первичной документации, так и в отчетности, и поэтому этот реквизит должен был присутствовать в справочнике. В связи с этим при создании систем автоматизации учета некоторые разработчики стремятся к организации справочников с гибкой структурой данных. Гибкая структура предполагает, что реквизитный состав справочника может быть переопределен самим пользователем системы. Один из подходов к решению этой задачи основывается на использовании так называемых параметров аналитических счетов. Параметры аналитических счетов - это набор дополнительных реквизитов, которые характеризуют объект аналитического учета и отделяются от обязательных реквизитов при организации справочника объектов аналитического учета. Параметры счетов, как правило, сосредоточены в отдельном справочнике, подчиненном основному. Выделение дополнительных реквизитов в отдельный справочник обеспечивает более рациональную организацию информации и способствует ускорению поиска объектов аналитического учета. В качестве параметров может выступать условно-постоянная информация: - справочная; - нормативная. Например, каждый объект справочника контрагентов может характеризоваться такими параметрами, как юридический адрес, расчетный счет и банковские данные, контактный телефон, фамилия руководителя и др. Каждый объект справочника основных средств характеризуется параметрами: код и норма амортизации, синтетический счет/субсчет, на который относятся амортизационные начисления, дата ввода объекта в эксплуатацию и т.п. Параметры могут использоваться не только для хранения условно-постоянной, но и для накопления и обработки переменной информации. В этом случае они выступают как своего рода накопительные регистры. Параметры счетов могут быть использованы в расчетах, при формировании выходных форм. Чтобы использовать параметры счетов в расчетах, пользователь должен самостоятельно описать алгоритмы этих расчетов. Обычно это требует немалых знаний о возможностях самой системы и определенных навыков программирования на встроенном в нее языке. Таким образом, параметры счетов - это механизм гибкой адаптации информационной модели системы автоматизации учета к потребностям конкретного пользователя.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |