КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Бурханизм начала ХХ века
Принятие бурханизма аборигенным населением Центрального и Западного Алтая в мае-июне 1904г. произошло недалеко от с. Кырлык (Усть-Канский район, Республика Алтай) в долине Теренг, где проходили моления приверженцев новой алтайской веры. В ночь с 21 на 22 июня вооруженным отрядом под руководством Бийского уездного исправника Тукмачева молившиеся были разогнаны, а 36 человек арестованы и отправлены в Бийскую тюрьму. Через два года над шестью из них состоялся судебный процесс, в ходе которого все обвинения против них были сняты, а они –оправданы[50]. К этому времени бурханистское движение не только не затухло в Горном Алтае, - оно приобретало все новых последователей, что свидетельствовало о глубинных причинах происхождения этого религиозного феномена. Бурханизм и бурханистское движение возникли на фоне противоречивых исторических процессов, трансформировавших Российскую империю начала ХХ века. Модернизационные изменения в аборигенной среде Сибири были связаны с административно-аграрной реформой, которая приняла интенсивный характер в Столыпинское время. И хотя населению Горного Алтая удалось остановить ее реализацию в мае 1904 года, напряженное социальное состояние сохранялось не только в аборигенной, но и русской среде. Ситуация усугублялась продолжавшейся русско-японской войной, которая порождала массу слухов, также дестабилизирующих как русское, так и алтайское общество. Кроме этого, последнее переживало достаточно мощное воздействие со стороны Алтайской духовной миссии, деятельность которой постепенно размывала традиционное мировоззрение и образ жизни аборигенного населения, создавая основу для появления синкретических религиозных представлений. При этом актуализировался интерес к похожим на христианские сюжеты собственным религиозно-мифологическим воззрениям[51]. Таким образом, социально-экономический, политический и религиозный контекст, в который было погружено алтайское общества начала ХХ, был достаточно сложным, т.к. содержал в себе потенциал угрозы для традиционных социальных институтов, образа жизни и религиозно-мифологической картины мира. И хотя эта была только угроза, она создавала основу для появления неуверенности в будущем, распространением тревожных настроений, ожиданием негативных перемен, которые исходили извне. Не менее серьезные трансформации переживало алтайское общество, связанные с его внутренним этнополитическим состоянием. К началу ХХ века у населения Западного и Центрального Алтая, известного в русских источниках с первой половины XVIII века, как «калмыки», в основном, завершились процессы внутриэтнической консолидации. Начало этого витка этногенеза относится к джунгарскому времени, когда часть Горного Алтая была улусом чоросской правящей династии Джунгарского ханства, что сопровождалось распространением административно-фискальных, политических, религиозных институтов на зависимое население и интенсивными тюрко – ойратскими аккультурационными процессами. Вхождение в состав России Горного Алтая в 1756г. не прервало функционирование джунгарских по происхождению элементов в социальной, культурной и религиозной жизни, которые со временем стали восприниматься как часть собственной линии развития[52] На завершающем этапе этногенеза именно они отграничили «новую» этническую общность от родственного в этногенетическом плане тюркоязычного населения Горного Алтая, приняв на себя этнопоказательные и этноразделительные функции.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |