КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программы
Особенности изучения русской духовной музыки в условиях общеобразовательной школы Тема 3. Русская духовная музыка в школе В течение 15 лет в общеобразовательных школах ведется предмет «Духовная музыка». Что же дает изучение духовной культуры школьнику в современной социальной культуре? Духовная музыка представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Изучение русской духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий (ислам, буддизм), но и неверующие. Поэтому, главный подход в обучении - не религиозный, а культурологическая позиция. Духовная музыка вводится в урок музыки как одно из направлений русской музыкальной культуры. В чем же выражено отличие между религиозным и культурологическим подходами?
Существуют несколько программ для общеобразовательной школы. Для начальной школы: «Русская духовная музыка» (1 – 3 классы из программы «Духовная музыка: Россия и Запад») и «Духовная музыка: мир красоты и гармонии» (1 – 4 класс). Для средней школы: «Русская духовная музыка» (5 – 8 классы). Цель программ – дать учащимся общие представления о духовно-религиозной культуре, помочь им ориентироваться в ее образах, сюжетах, символике, научить осознанно слушать духовную музыку – и тем самым заложить основу для их будущего саморазвития, самообразования. В программах два пласта:
1. Один из принципов построения программ – церковный и народный календари. Основополагающим должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классической, между духовной музыкой и народным творчеством. Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с церковной музыкой на фоне широкой жизненной панорамы, давая представление о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Это обращение к рождественским колядкам, которые сопоставляются с рождественскими песнопениями – тропарями, кондаками, хоровыми концертами. Например.
2. Принцип параллельности. Принцип параллельности можно реализовать через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И.Бах, В.Моцарт и др.) и русской церковной музыки. Например. «Богородице, Дево», «Аве Мария» Бах-Гуно. 3. Принцип комплексного введения духовной музыки. Это включение в образовательный процесс всего многообразия искусств: изобразительного, музыкального, литературного. Например. Тема: Внутреннее строение церкви. Беседа о службах: всенощной и Литургии. Слушание с анализом П.Чайковский «В церкви», 6 глас «Помилуй, ми, Боже», иконы «Спас», «Ангел-хранитель».
4. Как и в любой обучающей программе, обязательными будут и другие принципы: - постепенное усложнение материала; - доступность отобранного материала для восприятия учащимися, учет их возрастных особенностей; - последовательность изложения материала, отражающая внутреннюю логику и закономерности религиозно-духовной культуры; - системность в изложении материала; - естественная связь нового материала с уже известным, опора на уровень развития учащихся и их знания; - содержание курса, отражающее характерные образы, темы, стилевые направления религиозно-духовной музыки; - опора на церковный текст, каноническое Слово как основу духовной музыки; - «линейное» изложение материала в сочетании с «концентрическим»; - сопоставление русской православной культуры с западноевропейской христианской культурой (предполагается краткое знакомство также с культурой буддизма и ислама).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |