Развитие мелодического слуха на ладовой основе
| Развитие чувства метроритма
| Развитие гармонического слуха
| Последовательность развития архитектонического мышления
|
1.Звуковысотный слух – понимание, восприятие, узнавание, точность интонирования.
2.Ладовое чувство - эмоциональное переживание отношений между звуками (+ метроритм).
Гарбузов - лад осознается во всех проявлениях: мелодическом, интервальном, аккордовом.
| Метр - ощущение равномерности, подчиненной художественным задачам.
Ритм – чередование звуков различной длительности
| Гармонический слух - переход от простого восприятия к сложному, от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно
| Архитектонический слух – комплексное формирование музыкального слуха, представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознание композиционно соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности
|
Музыкальные способности развиваются при работе над вокально-хоровыми упражнениями, репертуаром, (в форме обучения – хоровое пение), а также при слуховом анализе музыки (целостном и элементарном), игре на детских музыкальных инструментах, обучении музыкальной грамоте (форме, растворяющейся во всех вышеуказанных).
Система развития музыкальных способностей в 1-2 классах общеобразовательной школы
I этап – накопление музыкально-слуховых представлений. II – формирование осознанного восприятия
|
Различение регистров: Римский-Корсаков «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Запоминание и пение по слуху попевок и песен.
Формирование представлений о ладе (столбица, лесенка): «Скок-скок», «Ходит Зайка», «У Кота», «Добрый день» (I-IV).
Осознание тоники: «Наш дом», «Бубенчики» Тиличеевой, «Вот иду я вверх (вниз)» (I-V), «Мы шагаем вверх (вниз)» (I III V).
«Весна пришла» (I-VI).
Формирование общих представлений о тональности – точной высоте лада (пособие –домик-тональность), знакомство со звукорядом c1-g2 (постепенно) – «Песенка о тональностях» - сольфеджирование попевок, разученных ранее.
Восприятие о осознание минора – «Коровушка» (I -VI), «То мажор, то минор» (I-III), «Звонкий звонок» (I VI), «Во поле береза стояла», «Здравствуйте, начался урок», «Здравствуйте, я не выучил урок».
Диапазон ч.8 –«Добрый день» в мажоре, миноре.
«Пойду-выйду ль я» верхний тетрахорд внизу.
Общее представление о тональностях – До, Ре, Фа, Соль мажорах.
| Теплов: «…восприятие метроритма должно быть слуходвигательным». Маршировка – восприятие и воспроизведение равномерных шагов пульсации – доли-шаги в музыке («Два кота»)
Знакомство с ритмическими длительностями четверными, восьмыми и римоформулами четверть- 2 восьмые («Здравствуйте»), 2 восьмые четверть
(«Добрый день»), 4 восьмые («Побежали»).
Половинные длительности – «У кота».
Определение сильных и слабых долей пульсации, размер 2/4.
Четверть с точкой восьмая
(«Спят усталые игрушки»).
«Эхо», «Видеотелевизор» Представление о размерах 4/4,3/4 - на примерах танцевальной, маршевой музыки
| Определение на слух высоких, низких, средних звуков («К нам пришел Барбос»).
Консонанс-диссонанс –Сказка о королеве-мелодии –Григ «Утро» (мелодия, ритм, гармония).
Слушание и определение на слух мажорного, минорного ладов - Кабалевский «Клоуны», Бетховен «Веселая-грустная».
Определение на слух по методике Кирюшина мажорного минорного трезвучий, интервалов (с постепенным расширением круга «знакомств» ч.1, ч.8, ч.4, ч. 5.)
| Кирюшин – песни о быстром, среднем, медленном темпах. Определение темпа в музыкальных произведениях. Фраза (законченная музыкальная мысль). Гладков «Колыбельная» - пластическое интонирование и пение попевки.
3-хчастная форма, изобразительность, выразительность музыки, изобразительная, выразительная интонации.
Куплетная форма, рондо («Мы второклассники»),
Вариационная форма («Крокодил и Чебурашка»)
|
Весь материал закрепляется на идентичном репертуаре и упражнениях
|
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В 3-4 КЛАССАХ.
|
«Мишка с куклой», «У меня ль во садочке», «Савка и Гришка» - импровизация игры на дудочке.
Параллельно- переменный лад - «Черный баран», «На мосточке», «Посею лебеду».
2-ухголосное пение.
| Паузы, 2 шестнадцатые-1 восьмая, 1 восьмая – 2 шестнадцатые; 4 шестнадцатых («Петрушка» Брамса).
Пение ритмослогами, пение с пульсированием, тактированием. Представление о размерах 2/4, 4/4,3/4
| Семья трезвучий – фонизм, интервалы Ч.1 – Ч.8 – общие представления.
| Представление о теме, кА музыкальной мысли.
Период – Шопен «Прелюдия» Ля мажор. Сонатная форма.
|
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В 6-8 КЛАССАХ
|
2-ухолосие – противоположное, косвенное, параллельное виды соединения голосов: «Вниз по Матушке - по Волге».
Эпизодическое 3-ехголосие – «Узник», «Калинка» с солистом или С1, С2, А.
Вокально-хороые упражнения: пение упражнений Г.Струве, Огороднова, Емельянова, Кабалевского. В сильных группах - активное 3-ехголосие – «А я по лугу гуляла» (с мелодическим ostinato в партии альтов, между голосами сопрано – косвенное, параллельное движение голосов и унисон.)
| Переменный размер – пение по руке дирижера.
6/8 – Григ «Заход солнца». Различные ритмические блоки.
Осознание значения ритма в создании музыкального образа – тема «нашествия» из 7 симфонии Д.Шостаковича, кукольно-механические ритмы из музыки И.Стравинского из балета «Петрушка» -эпизоды гуляния.
«Болеро» Равеля – ритм в создании образа произведения.
| Фонизм – T, S, D (слушание – анализ, пение). Функциональные связи – восприятие гармонии в хоровых произведениях на слуховом уровне.
Элементы системы К.Орфа – многоголосное ритмическое ostinato в шумовом оркестре.
Движение мелодии по D7 – «Степь да степь кругом», «Много песен над Волгой пропето».
| Сонатная форма,.
Сонатно-симфонический цикл.
Фуга (вокальная 2-ухголосная фуга Кабалевского, слушание фуг Баха…)
|
Восприятие и исполнение произведений на ритмоинтонационной основе современной музыки.
Гершвин «Колыбельная Клары»из оперы «Порги и Бес», П.Сигер «Молот», джазовые «зеленые» темы.
Вокальное освоение элементарных приемов свингования.
|