КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игровая наглядность при работе над школьным репертуаром
Для запоминания последовательности содержания 3-х куплетов песни «Весёлый музыкант» А. Филиппенко и техники исполнения, можно после разучивания повесить на доске плакат со следующим изображением: Разучивая «Игру в гостей» Д. Кабалевского, можно демонстрировать рисунок с записью ритма, а выучив песню, инсценировать.
Игровые методы обучения в процессе формирования музыкальной грамотности при слуховом восприятии музыки, пения на уроках музыки в1-2 классах общеобразовательной школы. Весь теоретический материал, изучаемый в процессе пения, слухового восприятия, можно изобразить графически, играя с детьми в Волшебную страну. В основании страны – Море Вдохновения с 3 китами-жанрами – песней, танцем, маршем. В центре – лестничка-лад (болгарская столбица, ступени). Лад – главный закон жителей страны. Лад – это сказка, но и реальность, ступени превращаются в ноты, а лад – в тональность. Сочиняем с детьми сказки об этой удивительной стране. Представление о ладе формируется при слушании, пении русских народных песен, детских песен, слуховом анализе произведений программно-изобразительного характера. Самым маленьким необходимо быстро получить представление об основных музыкальных элементах, без которых невозможно вести речь об изобразительных, эмоционально-выразительных качествах музыкального искусства. Специфика каждого понятия раскрывается при активном слушании музыки и использовании опорных символов, которыми дети играют в лото, озвучивают, выкладывают в процессе анализа и т. д. За городком тональностей расположен Лес Фантазии. Среди волшебной природы притаились опорные символы средств выразительности.
Используя символы-опоры можно поиграть в музыкальное лото. Учащимся раздаются таблицы: По символам-опорам идёт опрос по правилам: (1.- динамика; 2.- гомофония; 3.- регистры; 4.- усиление звука; 5.- лад; 6.- ритм; 7.- дыхание, 8.- ослабление звука; 9.- тональность.) с иллюстрированием (1. Бетховен «Весёлая-грустная», 2. ч.н.п «Аннушка», 3. И. Шамо «Весенний дождь», 4. р.н.п. «Дон-Дон», 5. «Песенка про лад» Е. Милютиной, 6. р.н.п. «Солнышко» с прохлопыванием ритма, 7. выполнение вдоха по руке с задержкой дыхания, 8. вокально-хоровое упражнение на ослабление звука на примере первого предложения р.н.п. «Во поле берёза стояла», 9. правила: тональность - ступени, превращение в ноты, позже – показ, пение по ручному нотному стану Г. Струве.) Аналогично можно оформить музыкальные викторины по слушанию, например:
Раздаются 9 карточек с порядковыми номерами. Узнав дидактический фрагмент, ученик накладывает на таблицу карточку с порядковым номером. Для формирования представления о ладотональности можно использовать пособие «Ладотональность» из «Программированных д/з» Е. Милютиной, которое накладывается на остов мелодии на разной тональной высоте. Можно использовать элементы методики В. Кирюшина для определения на слух интервалов в форме сказки о злом волшебнике Диссонансе и его детищах Секунд, Септим и добром волшебнике Консонансе с его семьёй: Терциями-трёхлетками, добродушными черепахами-Квартами, медузами-Квинтами, оленями-Секстами и глупыми жирафами-Октавами. По эмоционально-образной характеристике учащиеся быстро определяют сначала цепочки одноимённых интервалов, затем отдельные интервалы в форме сказки: Жила-была…(педагог играет на инструменте ч.4). Она очень любила спать. По утрам её будила…(исполнение ч.5), «Вставать пора, Кварта!» и удивлялась: «Зачем так много спать?» Приплыл морской (исполнение секунды). Ёжик рассердился: «Уколю», пел он, но в ответ раздавалось сладкое посапывание. Друзья решили вытащить (исп. ч.4) на берег моря, но и там соня спала богатырским сном. Вдруг налетел шквал ветра и с грозным рычанием на берег опустился…(исполнение б.7 и определение этого интервала). Без лишних слов он схватил зубами (ч.4) и… сломал самый острый зуб, после чего улетучился в облака. В это время весёлый ласковый лучик скользнул по лицу сони, и она открыла глаза. (Сказка из «Программированных д/з» Е. Милютиной) Знания музыкальной грамоты закрепляются, проверяются при помощи методов театрализации. Инсценировка про лад, в ходе которой каждый из детей-ступеней придумывает ситуацию, в зависимости от «устойчивости» и «неустойчивости» поведения обычно завершается исполнением песни «Лад». Постепенно и последовательно освоив ритмические длительности во втором классе, изучив размер 2/4, можно проводить игру «Вокзал». На доске рисуется паровоз: И ученик - «дежурный по вокзалу», распределяет пассажиров- детей по вагончикам-тактам. Дети «превращаются» в ритмические длительности (одна рука над головой – та – четверть, две руки соединены ладонями – ти-ти – восьмые, руки в замке, опущенные полукругом вниз – та-а – важный господин).
Игровые методы в процессе музыкального воспитания учащихся 9 – 11 лет. У учащихся 9- 11 лет закладываются основы духовности, которые результат дадут позже. Об этом писал Выгоцкий – «отороченная реакция на искусство». Поэтому важна межпредметная интеграция музыки и ИЗО, литературой, историей. В этот период закладывается база для собственных этико-эстетических суждений. Игровые методы интеллектуализируются, изменяется наглядность. Предметно-образная наглядность постепенно уступает место программированной (перфокарты), графической, с опорными символами, схемами, требующей определённого уровня мыслительных процессов (умозаключение, сравнение, обобщение, проблемные поиски…). В пении используется нотная запись, ручной нотный стан Г. Струве. С 3-го класса вводится 2х-голосие. Возможно использование наглядности при интонировании 2х-голосных упражнений и элементов театрализации. Для озвучивания этого упражнения выбираются две группы детей и выстроив их в шеренгу, сначала поочерёдно исполняется партия каждого голоса с движением на месте (2 голос), и мелкими шажками вперёд-назад (1 голос). Аналогично можно работать над следующими упражнениями. Увеличивается объём теоретических сведений, изучаемых в 3м-5м классах. Закрепляется фоническое восприятие интервалов по эмоционально-образным характеристикам, формируются начальные представления о гармонии. Например: сказка о Мелодии. Жила-была мелодия и она дружила с ритмом и гармонией (педагог исполняет фрагмент «Утро» Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт», затем отдельно мелодию, гармонию-сопровождение и прохлопывает ритм). Но ей надоели друзья, и она их прогнала. Теперь Мелодию никто не узнавал, (педагог исполняет мелодию без сопровождения с пунктирным ритмом). Детям задаётся вопрос: «Что случилось с Мелодией?» Заканчивается сказка возвращением друзей и хоровым пением попевки «Солнышко восходит» (хрестоматия по музыке Д. Кабалевский 2 класс). Можно использовать сказки В. Кирюшина о Королеве – Тонике, Поварихе – Субдоминанте, варившей суп из жёлтого цыплёнка, и коварном Министре-Доминанте, в аудиозаписи и дополнить их примерами музыкальных произведений – (Ф. Шуберт «Вальс» F- dur, В. Красев «Ёлочка» C – dur, и т.д.). Гармонические функции учащиеся показывают карточками (синяя – Т, жёлтая – S, красная – D). Углубляются знания о музыкальной форме. Форма периода осваивается при слушании Прелюдии № 7 Ф. Шопена А – dur. Двухчастная контрастная форма – Бетховен «Весёлая – грустная», трёхчастная форма – Чайковский «Сладкая грёза». Сонатная форма – Гайдн «Соната ми минор». Учащиеся сочиняют рассказ в сонатной форме. Например: фабула сказки о Принце (гл. п.) и Принцессе (п. п.), испытаниях и свадьбе героев (соответственно экспозиции, разработке и репризе). Опорная схема сонатной формы и детские варианты. В рамках традиционного разновидного урока можно «организовать» творческие встречи с композиторами – В. Моцартом, П. Чайковским, М. Глинкой… Заранее подготовленному учащемуся – маэстро – группа задаёт вопросы о «жизни и творчестве». Эмоционально реагируют учащиеся на «посещение» оперного театра. Им выдаются «билеты, программа». Аналогичным образом можно познакомить учащихся с балетами. Фрагменты изучаемых сказочных опер и балетов хорошо иллюстрировать детскими рисунками, фотографиями, слайдами, диафильмами.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: Использование игровых, наглядных методов на уроках музыки в общеобразовательной школе определяются психофизическими особенностями учащихся, оживляют учебный процесс, делают его осознанным, что положительно сказывается на отношении к предмету и результатах обучения.
Раздел III.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |