Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядно-практические методы обучения




Принцип наглядности – основополагающий в дидактике..

Психофизиологическая основа наглядных методов.

Наглядные методы основаны на непроизвольном внимании, информация подкрепляется зрительно. Информация через зрительные анализаторы попадает в кору головного мозга, где анализируется, синтезируется.

Наглядные методы:

иллюстрации, демонстрации, словесная, предметная, слуховая, зрительная, натуральная, изобразительная, символическая виды наглядности.

 

К методам зрительной наглядности относятся изобразительная наглядность, это - демонстрации портретов композиторов, фотографий, детских рисунков, предметная наглядность-атрибуты эпохи (подсвечники), дидактическая наглядность - схемы, нотные таблицы и т.д. Наглядные методы основаны на непроизвольном внимании. В младших классах в большей степени используется предметная натуральная наглядность, в средних и старших- символы, графики, схемы. (Форма рондо).

Подросткам свойственна предметно-образная интеграция музыки.(Бородин «Богатырская симфония»-Васнецов «Богатыри»)

К подгруппе наглядно-слуховых методов относится метод демонстрации музыки учителем в «живом» исполнении и при помощи звуковоспроизводящей техники.

Как правило, изолированно методы не существуют, один метод «обрастает» приемами и связан с другими методами. Например, слушая «Богатырскую» симфонию А.Бородина, педагог использует иллюстрацию картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

К практическим методам о тносятся исполнение музыки детьми голосом, на музыкальных инструментах, а также активное восприятие музыки (с вслушиванием, анализом…),пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление, артикуляционная гимнастика и прочее. Практические методы основаны на произвольном внимании. Один из приверженцев нейролингвистического программирования Майкл Гриндер указывает на 3 вида многосенсорной техники, которые должны использоваться на каждом уроке – аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестическая (двигательная) формы передачи информации. Чем больше каналов восприятия задействованы в процессе передачи и приема информации, тем лучше усваивается материал.

Например, на уроке музыки в 1 классе,исполняя песню Д. Кабалевского»Карусель», дети смотрят на мимику, артикуляцию учителя, указательными пальцами раскручивают карусель.

Остановимся на практических методах вокально-хоровой работы.

Самый главный метод-показ учителя. Младшему возрасту адресуется утрированный показ со словесным комментированием («посмотрели на руку, вдохнули, поем»), показ двух вариантов исполнения, дети выбирают правильный, старшим иногда достаточно сказать: «мягче окончания фраз».

При работе над строем в многоголосных произведениях используется прием извлечения спрессовых гармоний - поочередное вступление голосов, пение fermata по руке, пение вне ритма (р.н.п. «Пойду. ль я, выйду ль я да»).

Прием упражнений не менее актуален. Например, сложный фрагмент исполняется несколько раз в замедленном темпе, каждый раз уточняется задание, проводится корректировка звучания (А.Роджерс «Звуки музыки») - «чтобы вновь вернуться в до»: вводим упражнение на звуках фразы - «очень чисто мы поем», исполняем по хроматическим полутонам из примарной зоны до исходной или чуть выше). Возможно прохлопывание трудной ритмической фигуры, упражнения на одновременный вдох и вступление по руке хормейстера, упражнения в форме игр («снежный ком») и.т.д.

В. Огороднов и В.Емельянов используют наглядно-практические методы. Это схемы-алгоритмы.

 

у дуй в трубу «Динозаврик» Г.Струвэ ручной нотный стан

У

у

 

К подгруппе методов по логике восприятия и передачи информации относятся индуктивные и дедуктивные методы.

Индуктивные – от частного - к общему, от средств выразительности - к образу. В музыкальную педагогику ввел А.Яворский. Например: Исполняется «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского. Педагог не сообщает название произведения, дети определяют жанр марша, 3-ехчастную форму, средний темп, средний регистр, и только после этого учитель называет произведение или игра «Волшебный мешочек».

Дедуктивный метод более традиционен. Анализ проводится от образа - к средствам музыкальной выразительности

Приемы развития слуха и глосса детей Стуловой.

· сравнение вариантов исполнения с целью выбора лучшего,

· использование детских музыкальных инструментов,

· повторение отдельных звуков за голосом учителя и инструмента, камертона,

· пение «цепочкой»,

· моделирование высоты звуков движениями руки,

· отражение направления движения мелодии при помощи рисунков, графиков, схем, ручных знаков, нотной записи,

· настройка в тональности перед пением,

· устные диктанты,

· задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона,

· выделение трудных интонационных оборотов в специальные упражнения с исполнением в разных тональностях со словами или вокализацией,

· анализ вокального исполнения,

· пение звуков из интервального, аккордового звучания,

· представление «в уме» звука до пения,

· вокализация на слоги с целью уточнения интонации («у» стаккато), выравнивания тембрового звучания («лю» легато),

· произношение текста активным шепотом для активизации дыхательной мускулатуры и формирования чувства опоры,

· беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание для формирования звукового эталона,

· проговаривание слов песен нараспев н одной высоте слегка повышенным голосом по отношению к речевому для стабилизации положения гортани и постановки речевого голоса,

· речевая декламация как переходная ступень между речью и вокалом,

· вариативность заданий при повторении упражнений,

· придумывание название каждому куплету песни, отражающего содержание,

· творческие задания (рисунки к песням), игровые моменты,

· дыхательная гимнастика.

 

3 подгруппа методов классифицируется по самостоятельности мышления на

репродуктивные поисковые исследовательские  
воспроизводящие с опорой на память (запоминание слов песни) вводится проблема: зачем нужна музыка- мл. кл.; можно ли увидеть музыку - ср. кл.   маленькие открытия уч-ся-стихосложение, сочинение 2-го голоса  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.