КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации
КЛАСС КЛАСС КЛАСС КЛАСС Сравнение программ по русской духовной музыке для начальной школы и сопоставление их с программой по музыке Д. Кабалевского. Указывая тему четверти или полугодия в программе Кабалевского, отметим возможный аспект рассмотрения духовной музыки в рамках этой темы.
Программа «Русская духовная музыка» 5 – 8 классы. Программа для средних классов школы выстраивается на следующих положениях: · в содержании программы широко используются отечественная история, монастырская культура, связь с литературой, музыкой, театром – как принцип взаимосвязи православной культуры и светской профессиональной; · нередко привлекаются уже знакомые по начальной школе песнопения для повторения и лучшего закрепления, но главное – на знакомом материале рассматриваются более сложные вопросы духовной культуры; · сохраняются принципы, лежащие в основе программ для начальной школы – введения духовной музыки параллельно с духовными образами в русской классике и русском народном творчестве, а также в комплексе с древнерусской литературой, архитектурой и живописью; · так же как и в программах начальной школы, духовной музыке отводится лишь часть урока, при этом «выход» на духовную музыку происходит примерно два раза в месяц. Данная программа является дополнительной к основной программе по музыке и призвана обогатить ее. Тема: Молитва в музыке русских композиторов. Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Музыка и литература». Жанр молитвы находится в полном соответствии с данной темой, так как православная музыка вокальная и связана со словом. Тема: молитвенное слово и его разные музыкальные воплощения. Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Музыка и литература». Продолжение знакомства с молитвой в русской музыке. Тема: Православная музыка и иконография. Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Музыка и изобразительное искусство». В условиях этой темы нужно сделать акцент на связи духовной музыки и иконографии. Тема: Православная музыка и картины русских художников. Вводится в программы Д. Кабалевского «Музыка и изобразительное искусство». Знакомство с образцами светской живописи, в которых раскрываются духовные образы. Тема: Жизнь человека и православные службы. Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Преобразующая сила музыки». Облагораживающее воздействие на человека духовной музыки, призывающей к внутренней гармонии, сосредоточенности, размышлению. Тема: Церковные традиции в русской музыке. Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Преобразующая сила музыки». Духовная музыка имеет огромное воспитательное значение и несет в себе определенные нравственные нормы и правила поведения человека в обществе. Тема: Хорал в Западноевропейской музыке. Песнопения Великого Поста. Вводится в программы Д. Кабалевского «В чем сила музыки». Воспитательное, облагораживающее значение духовной музыки, обогащающей внутренний мир человека. Тема: Хорал в русской музыке. Водится в тему программы Д. Кабалевского «В чем сила музыки». Продолжение темы на материале отечественной духовной музыки. Монастырская культура – важная составляющая религиозно-духовной культуры – включает в себя религиозную литературу, архитектуру, иконографию, музыку, декоративно-прикладное искусство. Образы монахов нередко встречаются в русских операх как одна из черт уклада жизни прошлых эпох. Монастырская культура отражена также в народных духовных стихах и современных духовных песнях. Наконец, сами монахи выступают авторами (поэтами, композиторами) и исполнителями этих песен. В программе отводится место знакомству с образами калик перехожих. Хотя они не были монахами, но, странствуя по монастырям, безусловно, были им сродни (пилигримы оперы Р.Вагнера «Тангейзер»). Изобразительный ряд может быть представлен иконами, наиболее значимыми для данного монастыря, картинами русских и европейских художников, фотографиями. Тема: Музыка монастырей. Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Музыкальный образ». Решить тему можно двояко – как музыкальный образ монастыря и как музыкальный образ конкретного монастырского песнопения. Тема: Музыка монастырей (продолжение). Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Музыкальный образ». Сохраняется подход к духовной музыке, обозначенный в первой четверти. Тема: Музыка монастырей (продолжение). Вводится в тему программы Д. Кабалевского «Музыкальная драматургия». Эта тема в доступной форме для учащихся не может быть раскрыта на примере духовной музыки. Поэтому, если педагог придерживается общего тематизма программы Кабалевского, то следует сохранить тему предыдущих четвертей. Тема: Образы монахов в произведениях русских композиторов. Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Музыкальная драматургия». Следует сохранить в подходе к духовной музыке тему «Музыкальный образ». Программа этого года имеет обобщающий характер, в основе ее тем лежит монографический принцип – внимание к выдающимся авторам духовной музыки, знакомство с их лучшими произведениями. Тема: Авторы русской духовной музыки. Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Что значит современность в музыке». Как же современность может быть выражена в духовной музыке? Этот вопрос наводит на размышление о времени, в котором жил композитор, и о месте духовной музыки в художественной культуре России. Тема: Авторы русской духовной музыки (продолжение). Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Музыка «серьезная» и музыка «легкая». Духовная музыка как одно из направлений серьезной музыки. Тема: Авторы русской духовной музыки (продолжение). Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки». Возможно ли взаимопроникновение «легкой» и духовной музыки? Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем в трех первых уроках примеры подобного проникновения (варианты). Тема: Духовные образы в светских произведениях XX века. Вводится в тему программы Д.Кабалевского «Великие наши современники». Многие композиторы XX века, для которых основным направлением были светские жанры, обращались к духовным образам или писали церковные песнопения.
Методические рекомендации вытекают из цели и задач программы. Главный принцип работы в школе – просветительский, без религиозной пропаганды 1.Перед прослушиванием молитв, духовных произведений необходимо объяснять, с какими христианскими образами, или с какой датой православного календаря оно связано.смысл слов. 2.В первое время звучание песнопений должно быть не больше 1,5 – 2 минут. 3.В процессе занятия должен сохраняться элемент таинства. 4.Рассказ о религиозной культуре должен вестись от третьего лица: «верующие люди считают…полагают…», «по христианскому учению…» 4.Следующая установка связана с подбором иллюстрированного материала. Репродукции икон должны быть выполнены в соответствии с содержанием прослушиваемого хора: песнопения об Иисусе Христе сопровождаются рассмотрением икон, Ему посвященных. 5.Необходимо создать особую атмосферу урока доброжелательности, мягкости. 6.Для того, чтобы научить учащегося говорить о духовной музыке, выражать свое понимание, нужно сформировать его словарный запас, лексику и научить пользоваться этими словами. Раздел IV.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |