КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая эстетика Земпера
КОНЕЦ XIX ВЕКА. ПЕРВЫЕ ТЕОРИИ ДИЗАЙНА История теории дизайна традиционно начинается с теории английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса, пытавшихся сделать искусство социально полезным. Движение "Искусства и ремесла" возглавил Уильям Моррис, пропагандировавший средневековую гармонию ремесленного труда. Идеи гармонизации индустриального общества оказали влияние на развитие европейской художественной культуры K.XIX - н.ХХ вв. возникновением стиля модерн, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса. Активное участие в подготовке первой Всемирной промышленной выставки принимал немецкий архитектор Готтфрид Земпер, который в это время находился в эмиграции в Англии. Работая в тесном контакте с ее организаторами - принцем Альбертом и художником- прикладником Г.Колем над общей концепцией выставки 1851 года, Земпер проектирует экспозиции Канады, Египта, Швеции, Дании. Сразу же после окончания выставки Земпер систематизировал свои наблюдения о выставке в небольшой брошюре "Наука, промышленность и искусство", с подзаголовком - "Предложения по улучшению вкуса народа в связи со Всемирной лондонской промышленной выставкой", вышедшей на немецком и английском языках. Земпер выступает как теоретик материальной культуры, ставя, в частности, вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архитектуры и прикладных искусств. Земпер писал о кажущемся фатальном упадке художественного творчества в сфере промышленного производства, и о необходимости выяснения причин кризиса буржуазного вкуса... Его взгляды привели к принципиально новой постановке вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного художественного творчества. Г.Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены эстетически. Временные сроки, необходимые для эстетического освоения нововведений в процессе исторического развития постоянно сокращаются. Это происходит благодаря все большим разрешающим возможностям техники и все большему художественному опыту, накапливаемому с развитием искусства. Однако капиталистическая конкуренция стремится использовать все достижения техники чуть ли не моментально, и у современности не остается времени, чтобы освоиться с названными ей благодеяниями и стать хозяином положения. С 1855 года Земпер возглавляет кафедру архитектуры в Высшей технической школе в Цюрихе. Здесь в 1860-63 годах был издан главный теоретический труд его жизни "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика" - исследование исторических закономерностей формообразования в искусстве, где аргументируется мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения. Земпер исследует различные виды прикладных искусств, обосновывает первичность "технических искусств" (ремесел) по сравнению со "свободными" искусствами и архитектурой. Педагогическую и теоретическую работу Земпер сочетал с архитектурной практикой. Он проектирует главное здание цюрихской Высшей технической школы (1858- 64), Концертный зал в Мюнхене (1864-69), Художественный институт, Естественно-научный музей, перестройку дворца Хофбург в Вене (1868-78), ратуша в Винтертуре (1865-66), новый Оперный театр в Дрездене (1871-87). Как архитектор-практик Земпер оставался верным принципам историзма, вдохновляясь образцами зодчества Древнего Рима, итальянского Ренессанса, барокко. В Дрездене, исторический центр которого в значительной степени сформирован постройками Земпера, в 1892 г. ему установлен памятник.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 6776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |