КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеи Джона Рескина
В условиях широкого распространения индустриального производства в среде интеллектуальной элиты распространилось, тем временем, недовольство последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, уже не говоря о качестве жизни в целом. С резкой критикой наступающей эпохи индустриального общества выступал английский искусствовед Джон Рескин (1819-1900). Он принадлежал к поколению поздних английских романтиков, был хорошим художником-графиком, поэтом, публицистом, искусствоведом. Свои взгляды на искусство он изложил в книгах "Современные живописцы", "Семь светочей архитектуры", "Камни Венеции", "Лекции об искусстве". В своих книгах, статьях, написанных в жанре эссе, особенно в публичных лекциях об искусстве, сопровождавшихся показом диапозитивов (что было новым для тех лет), он вел образный и широкий разговор об эстетическом, подчеркивая, что искусство является комплексной творческой деятельностью. Рескин высоко оценивал художественную нерасчлененность архитектуры, изобразительного искусства и предметной среды средневековья. Этой нерасчлененностью вдохновлялись английские прерафаэлиты, программе которых Рескин посвятил несколько специальных работ. Но дальнейшее разделение труда на элитарно- творческий и неквалифицированный, чисто исполнительский труд, по мнению Рескина, привело к необратимым и печальным последствиям. В книге "Камни Венеции" он писал: "Людей можно бить, заковывать в цепи, мучить, надевать на них ярмо, как на скотину, уничтожать, как летних мух, но все-таки в одном, в лучшем смысле, они остаются свободными. Убивать же их душу, вытесывая бесформенные, гниющие поленья из стволов их человеческого разума, обращать... плоть и кровь в простые ремни для связки машин - вот истинное рабовладение". Там же он анализировал различие между отвлеченным научным познанием и художественным постижением жизни: наука рассматривает отношение вещей и явлений между собой, а искусство ставит вещи в отношение к человеку, определяет, что они значат для человека. Выступая против буржуазной действительности, Рескин все время подчеркивал уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, гибельного роста новой предметной среды и оскудения природы. Он боролся не против техники как таковой, а против оправдания сопутствующих ей неудобств и лишений, намного опередив в этой полемике свое время. Машина подвергалась им критике, поскольку она вытеснила здоровое физическое упражнение и мастерство рук и глаза, необходимые для совершенства всякой работы. Машина может быть лишь помощником человека. Инженеры, создавая двигатели, должны опираться на естественные и постоянно восполняющиеся силы природы, такие, как ветер и вода, а не на паровые машины, требующие громадной, ужасающей по своим последствиям траты топлива и уродующие города отвалами шлака, которые никогда не станут естественным включением в природу. Однако, полагал он, в будущем, с массовым использованием электричества, все может измениться. Когда в 1851 году в центре Лондона был возведен Хрустальный дворец, Рескин очень скептически отнесся к его внешнему виду, назвав гигантским парником, украшенным двумя трубами. Еще больше он возмутился при переводе этого здания в Сидонхемд (предместье Лондона), считая, что Хрустальный дворец испортил пейзаж. Туда приезжало множество людей, которые вытаптывали траву и безжалостно портили окружение. Обеспокоенность Рескина последствиями ничем не ограниченного вмешательства людей в природу смыкается с современными положениями экологической эстетики. Рескину было свойственно широкое культурологическое прочтение явлений искусства, взятых в контексте всей материальной культуры. Он, например, доказывал, что памятники архитектуры прошлого могут рассматриваться не только как шедевры искусства и не только как исторические свидетельства, но и как выражение эстетических взглядов народа. Сейчас это не вызывает сомнений, но Рескину приходилось подчеркивать, что читать здание можно так же, как мы читаем Мильтона или Данте, и получать такое же удовольствие от созерцания камней, как и от стихотворных строф. Рескин не признавал продукцию массового производства и призывал вернуться к ремеслам. Вдохновлял его на эти призывы романтический взгляд на средневековье. Он отрицал, как совершенно надуманное разделение искусства на так называемое чистое и декоративное, ссылаясь на то, что великое творение Микеланжело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью. В возрождении ремесел Рескин надеялся найти альтернативу ужасающему его фабричному производству, а также возможность повысить эстетическую ценность обычных предметов быта. Он призывал ремесленников и архитекторов вернуться к природным формам, отрицая ценности викторианской культуры и предвосхищая таким образом работы архитекторов "ар нуво" - Орта, Гимара и Гауди. Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла" Идеи Рескина были подхвачены и развиты его учеником Уильямом Моррисом, который начинает свою карьеру как художник и архитектор, а позднее становится теоретиком декоративного искусства, ремесленником, поэтом, переводчиком и издателем. Моррис, как и Рескин, принадлежали к художникам группы прерафаэлитов - художников-новаторов, выступивших против засилья академических традиций и искавших вдохновения, ориентируясь на искусство, а затем и на ремесла средневековья. Отвергнув академические каноны, согласно которым идеалом в искусстве на все времена остаются полотна Рафаэля, прерафаэлиты заявляли, что для них "нет авторитетов, кроме авторитета собственного разума и руки, и авторитета природы". Однако, отношение Морриса к средневековью носило более практичный характер. В 1861-62 гг. он организовал вместе с П.Маршалом, Ч.Фолкнером при участии Д.Рескина, художественно-промышленное объединение "Моррис и К0", где в кустарных мастерских исполнялись по заказам оформление интерьеров, настенная роспись, изготовлялись мебель, ткани, обои, металлические изделия, витражи, шпалеры, вышивки и пр. Тем самым, он осуществил свою мечту - воссоздать идиллию совместного труда художников, архитекторов и ремесленников. Моррису действительно удалось в рамках созданной им компании преодолеть разделение между трудом художника и трудом ремесленника. К оформлению интерьеров, созданию эскизов мебели, рисунков декоративных тканей и гобеленов он привлек своих друзей- прерафаэлитов. Они помогли ему обставить и декорировать дом в едином стиле. Этой универсальностью он как бы предвосхитил многосторонность художников-ремесленников стиля "ар нуво". Уильям Моррис попытался восстановить те методы, какими работал ремесленник в Средние века, когда не существовало механизированного производства, а потому не было ни стандартных изделий, ни античеловеческих темпов работы. Во многих работах Морриса и его последователей черты современности перекликались со средневековыми традициями, особенно это характерно для мебели. Самыми знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сассекских" стульев "Мебель добрых граждан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы и были по карману людям со средним достатком. При создании тканей, обоев, ковров и прочих элементов интерьера художники черпали вдохновение, в основном, в растительном и животном мире. Пример Морриса вдохновил других художников и ремесленников на создание подобных групп, объединившихся под общим названием Движение "Искусства и ремесла". Одной из самых влиятельных групп движения стала "Гильдия века", созданная в 1882 г. Артуром Макмердо. Очарованный плавными, струящимися линиями и естественными формами творений Морриса, Макмердо начал создавать невероятно элегантные узоры, состоящие из удлиненных изогнутых элементов. Именно его многие исследователи считают создателем характерного и столь хорошо узнаваемого языка ар нуво. Первым произведением состоявшегося стиля модерн в области графики стало оформление книги «Городские церкви Рена», Макмердо (1883 г.) Цветы и вытянутые стилизованные фигурки птиц по краям создают на титульном листе динамичный изящный узор. Стебли цветов изгибаются, словно водоросли, колеблемые невидимым течением. Архитекторы «Движения искусств и ремесел» обращали взоры в ностальгическое прошлое, доиндустриальную эпоху с ее простыми кирпичными и каменными сельскими жилищами, и черпали вдохновение в богатых традициях английской архитектуры. Собственный дом Морриса "Ред хауз", спроектированный в 1859 г. специально для него его другом архитектором Ф Уэббом, имел облик средневекового жилища, был декорирован и обставлен вещами, сделанными по проектам самого хозяина. "Ред Хауз" не только повлиял на проектирование мастных домов, но и служил примером целостной организации среды обитания человека. В проекте собственного жилища Моррис отказался от господствовавшего тогда в архитектуре эклектичного стиля, использовав элементы, типичные для старинных английских загородных домов. У.Моррис во многом выступил как последователь Рескина, восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты" Вместе с тем Моррис пошел значительно дальше. Он предложил практическую программу создания нового стиля жизни, дал, хотя и утопическую, но довольно живую картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. Эстетическая концепция была изложена Моррисом в 35 лекциях по вопросам искусства и литературы, прочитанных в разных городах Англии с 1877 по 1894 год. Он опирался на следующие положения. Каждая эпоха и внутри нее каждое поколение людей получают в наследство все богатство накопленной человечеством культуры, у них примерно равные художественные возможности, способности к восприятию красоты и воплощению этой красоты в продуктах своего труда. В истории человеческого общества нет более или, наоборот, менее одаренных в художественном отношении эпох. Различия между поколениями заключаются в форме выражения их способностей. Так, в средние века художественное творчество было доступно большому числу людей, поскольку они жили почти натуральным хозяйством и сами должны были создавать для себя и своего ближайшего окружения предметы обихода и здания. История искусства свидетельствует о высоком качестве тогдашних вполне рядовых произведений. Затем началось разделение на профессиональных мастеров и на остальную часть населения, потребляющую результаты их труда. Необходимое художественное самовыражение народа начало нарушаться. Здесь Моррис также критикует эпоху Возрождения за элитарность, отмечая при этом: "Я не хочу, чтобы искусство служило немногим, так же как образование или свобода" И далее: "Какой прок от искусства, если не все могут в нем участвовать?" Данное положение Морриса довольно спорно и уязвимо по отношению к роли профессионального искусства в развитии культуры, хотя и верно, когда он сближает художественную деятельность с "выражением человеком своею удовольствия, получаемого трудом". В эстетической теории Морриса четко выражен ремесленно-трудовой принцип объяснения природы искусства. Моррис определил как первооснову искусства художественные ремесла, из которых, по его мнению, вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Он считал, что любой человек способен к пластическому творчеству, подобно тому, как он способен к речи, хотя это требует особых навыков, обучения условному языку искусства. К художественно-творческому труду должны быть привлечены все люди. Для Морриса было важно все предметное окружение, без деления его на эстетически ценное и обыденное, рядовое. Он специально обращался к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими непосредственно в процессе обычного труда. Это было непривычно для его современников, в том числе и для художников-прерафаэлитов, все больше замыкавшихся в отвлеченном символизме и декоративизме. В середине XIX в. искусство пребывало в некоем социальном вакууме. Считалось, что искусство не может приносить какую-то социальную пользу. Моррис вместе с теоретиками Движения "Искусства и ремесла" решительно отвергали это сложившееся мнение. Теоретики и практики движения, хотя и разными путями, пытались сделать искусство социально полезным. Быть полезным обществу и достичь гармоничных отношений между производителем и потребителем - вот та подвижническая основа, которая сплачивала ремесленников и художников Движения "Искусства и ремесла". Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн".
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 10130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |