Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Футуризм




Кубизм

Рождение абстрактного искусства

Промышленная революция подорвала старый поря­док. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, куль­туры подверглись кардинальному пересмотру. Потреб­ность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917) и Германии (1918). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. Теория относительности Эйнштейна, беспроволочный телеграф Маркони, бензиновый автомобиль Бенца, воздушные полеты братьев Райт, конвейер Форда, кинематограф. В сфере культуры аван­гардистские движения XIX в. опрокинули веками скла­дывавшиеся каноны и нормы, разрушили прежние тра­диционные представления. Художники-авангардисты ре­шительно сжигают мосты с прошлым в поисках абсолют­но новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности. В истории искусства девять лет с 1905 по 1914 гг. оказались крайне плодотворными: совершенно не­возможно определить одним понятием все разнообразие направлений и стилей этого периода. Сознавая, что они всту­пают в новый век, художники более всего стремятся быть современными и оригинальными. Изменение становится дви­жущей силой, обновление - основополагающей целью. Неко­торые художники даже датируют свои работы задним чис­лом, чтобы они казались оригинальнее.

В поисках новых путей, художники подвергали со­мнению традиционные представления о красоте, форме и пространстве, о сюжете и колорите, они все глубже погружались в природу чувства, интеллекта или чистого разума.

Зарождение современного абстрактного искусства связывают с именем Пабло Пикассо, а точнее с появившей­ся в 1907 году его работой "Авиньонские девицы", которая была признана первой кубической картиной. Разбивка изоб­ражения человеческого тела на составные части на площади холста в своей грубой наглядности выражала принципиаль­но новый подход к живописному изображению.

Решительно изменив традиционное соотношение между трехмерной реальностью и ее изображением на плоскости картины кубисты отказались от иллюзии про­странства как необходимого элемента живописного обра­за. Постепенно изображение в работах куби­стов перестает быть представлением, выражением, сим­волом природы или человека, а становится самоценной вещью.


Изобретателем кубизма считают Пикассо. Но ку­бизм не является изобретением отдельной личности. Это скорее выражение поиска многих художников. Его появление было созвучно своему времени. З.Гидион в своем известном труде "Пространство, время, архитек­тура" пишет, что в современной физике пространство представляют себе относительно движущейся исходной точки, а не как абсолютную и неподвижную основу ба­рочной системы Ньютона. Трехмерное простран­ство эпохи Возрождения - это пространство геометрии Евклида. Но уже около 1930 г. была создана новая гео­метрия, в ней применяется более трех измерений. Раз­виваясь, сегодня геометрия достигла такой стадии, когда математики имеют дело с такими величинами и такими измерениями пространства, которые нельзя себе пред­ставить наглядно. Подобно ученому, художник осознал, что простые классические концепции пространства и объема ограничены и односторонни.

Кубисты не стремились воспроизвести внешность ве­щей с одной-единственной позиции; они обходят их кру­гом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пы­тались расширить пределы оптического видения. Куби­сты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон - сверху и снизу, изнутри и снаружи. К трем измерени­ям пространства Возрождения кубизм добавил четвертое – время.

К 1910 году кубизм прочно сформировался в стиле­вое направление. К Пикассо присоединился ряд худож­ников, одним из которых был Жорж Брак (1882-1963). Они вместе положили начало следующей стадии кубиз­ма, известной под именами "синтетический" или "коллажный" кубизм, от французского слова "collage"- тех­ника склеивания. Пикассо и Брак создавали натюрмор­ты, почти полностью составленные из приклеенных ку­сочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями. Они создают композиции из веревок, кусков дерева и листов железа, словом из всего, что пробужда­ло их фантазию. Этот новый стиль изменил сам процесс творчества. Вместо того чтобы лепить или высекать, как это было принято у скульпторов, кубисты работают с инструментами кузнеца и жестянщика. Концепция, со­держание, смысл берут верх над индивидуальным мас­терством ремесленника. Радикальность позиций Брака и Пикассо имела большой резонанс. Их эксперименты про­должили многие художники-кубисты.

Кубизм изначально был задуман Пикассо и Браком как формальный метод создания изящно уравновешенных произведений в традиционных жанрах натюрморта, пор­трета и ню. Другие художники увидели в новом стиле сходство с геометрической точностью техники, позволя­ющее легко приспособить его для отражения динамизма современной жизни, воспеть красоту машины.

Культ машины достигает своей кульминации в про­изведениях группы итальянских художников, объединившихся под знаменем футуризма. Примкнувшие к этой группе художники бросали вызов образцам и идеалам прошлого. В первом "Манифесте футуризма" (1909) Филиппо Томмазо Маринетти заявляет, что мчащийся ав­томобиль производит на него гораздо большее впечатле­ние, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской. Он провозглашает наступление промыш­ленной эры, эпохи скоростей, приветствует любовь к опас­ности, безудержную энергию фабрики, стройки, локомо­тива и аэроплана. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в сво­их картинах и скульптурах динамику и грохот совре­менного индустриального города.

В основе футуристической живописи, скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух фор­мах: "проникновение внутрь" и "одновременности".

Футуризм буквально вымер во время первой миро­вой войны. Его лидеры погибли от тех же орудий ис­требления и разрушения, которые они прославляли на­кануне войны в своих радикальных манифестах. Но их наследие было вскоре подхвачено во Франции, Америке и, прежде всего, в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.