Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственное искусство




Наряду с различными авангардными художествен­ными течениями в послереволюционной России нарож­дается движение "Производственное искусство", уходя­щее корнями в футуризм начала XX в., проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отри­цали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельнос­ти». Движение это зародилось вне промышленной сфе­ры: с одной стороны, оно опиралось на художников ле­вых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выра­женный социально-художественный характер. Производ­ственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали соци­альный заказ промышленности.

В советском дизайне (производственном искусстве) с самого начала его возникновения наряду с художника­ми существовала сильная группа теоретиков - О.Брик, Н.Пунин, Б.Арватов, Б.Кушнер, А.Ган, С.Третьяков, Н.Тарабукин, Н.Чужак и др. Наличие сильной группы тео­ретиков производственного искусства, безусловно, помог­ло формированию советского дизайна. Однако разделе­ние труда между теми, кто говорил о дизайне, и теми, кто его создавал, имело и свои недостатки. Теория про­изводственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого производственного искусст­ва, как сферы творчества не было. Развитие теории опе­режало развитие практики.

Один из теоретиков Производственного искусства Б.Арватов называл искусство «высшей квалификацией мастерства». Социально-техническая (универсальная) це­лесообразность - единственный закон и единственный критерий художественной деятельности. Последнюю он обычно отождествлял с формообразующей деятельнос­тью. Отсюда - чем квалифицированнее, т.е. чем лучше в смысле формообразования, сделана вещь, тем она худо­жественнее. Другой теоретик производствен­ного искусства Б.Кушнер, анализируя инженерную дея­тельность, приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера, став «художниками-инженерами». Вывод Кушнера стал фактически первым теоретическим обоснованием зарождающейся, принципиально новой проектной куль­туры, в которой «искусство слито с инженерией в новом неведомом синтезе, построенном на базе новейших дос­тижений науки и техники, обладающим к тому же ог­ромным художественным, социально-воспитательным по­тенциалом, что делает это новое явление могучим сред­ством построения более высокой интегральной культу­ры», получившей позднее название «дизайн».

Ни в коем случае не умаляя роли теоретиков про­изводственного искусства в развитии советского дизайна, необходимо все же со всей определенностью сказать, что производственное искусство, как творческий феномен, - это детище художников.

С производственным искусством связаны такие имена художников-авангардистов, как А.Родченко, Эль Лисиц­кий, В.Татлин, В.Степанова, А.Эскер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.