Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Супрематизм Казимира Малевича




Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем для определения аб­страктных композиций, впервые представленных им в декабре 1915 года на последней футуристической выс­тавке картин «0, 10» (ноль, десять) в Петрограде. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem" образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосход­ство", "доминирование".

Движение супрематизм полностью игнорировало ре­альность изображаемого объекта, что являлось выраже­нием протеста против натурализма в искусстве. Сторон­ники Малевича сводили живопись к нескольким фор­мальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написан­ные чистыми локальными цветами, погружались в некое трансцедентное пространство, "белую бездну", где гос­подствовали законы динамики и статики.

Развитие супрематизма в творчестве Малевича при­вело к усилению роли геометрических плоскостей в об­щей композиции картины, цвет начал отходить на вто­рой план. Следующий шаг привел к формированию объе­мов, которые "выводили" супрематизм в архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические законо­мерности.

Малевич в свою концепцию супрематического преобразования мира, разумеется, включал архитектуру и предметный мир. Но исторически получилось так, что суп­рематизм на уровне проектно-композиционной стилисти­ки сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, на плакаты, на ткань, на посуду, на пред­меты туалета, на трамваи, на трибуны и т.д.

Большую роль в выходе супрематизма в объем сыг­рало творчество Лисицкого. Будучи не только архитек­тором, но и художником, он, по выражению Хан-Магомедова, стремительно "влетел" в супрематизм и был по­глощен им без остатка. В 1919-1921 гг. Лисицкий создает свои "проуны" (проекты утверждения нового) - аксоно­метрические изображения находящихся в равновесии раз­личных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катали­затором, ускорившим бурное формирование объемного супрематизма.

В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций в реальном простран­стве - архитектон. Одновременно с созданием архитектон Малевич разрабатывает "планиты": графические чертежи жилых домов "землянитов", представляющие со­бой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимно пересекающихся параллелепипедов.

После выхода супрематизма в предметный мир Ма­левич считал свою работу как художника выполненной, и решил отойти от творчества, удалившись в "область мысли".

Известный исследователь творчества русских авангардистов начала XX века О.С.Хан-Магомедов отме­чал, что трудно назвать другого художника XX века, ко­торый оказал бы такое влияние на стилеобразующие про­цессы в целом, какое оказал Малевич. Для историков искус­ства XX века до сих пор представляет интерес феномен Малевича и, прежде всего, выяснение того, что именно в его творческой концепции, включая живописные произ­ведения и теоретические положения, превратило ее во влиятельное явление искусства XX века именно в стилеобразующих процессах.

Малевич в высшей степени сконцентрировал в себе свойства стилеобразующего таланта. Он последователь­но и чрезвычайно основательно прошел через ряд сме­нявших друг друга художественных течений, усваивая из них прежде всего то, что определяло стилеобразую- щую линию.

Он, пожалуй, одним из первых нащупал те пре­дельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля XX века.

Четкие геометрические формы супрематических ком­позиций, архитектон и планит Малевича сыграли роль своеобразных кристаллов, брошенных в перенасыщен­ный раствор. Их влияние сказалось и на творческих поисках голландской группы "Де Стейл", и на художе­ственных принципах немецкого Баухауза, и на работах многих советских архитекторов. Художник Малевич по­мог архитекторам по новому увидеть лишенные декора простые геометрические формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.