Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В современной социокультурной ситуации в России проблема саморазвития и самосовершенствования личности становится важной для всех представителей российского




 

 

В современной социокультурной ситуации в России проблема саморазвития и самосовершенствования личности становится важной для всех представителей российского общества, и в первую очередь для учащейся и студенческой молодежи.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», — говорится в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

Данное учебное пособие призвано способствовать развитию у студентов стремления к самосовершенствованию и умений по использованию разнообразных способов саморазвития, проектированию соответствующих программ.

Особенностью пособия является его направленность на развитие культуры мышления посредством вовлечения студентов в процесс самодиагностики с целью самопознания, самооценки и саморазвития личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Пособие раскрывает содержание спецкурса «Развитие культуры мышления», включенного в перечень дисциплин по выбору блока «специальные дисциплины» учебной программы по специальности 050711 «Социальная педагогика». Ему отводится определенная роль в подготовке культурно мыслящего специалиста, осознающего важность сформированности культуры мышления — базового основания личности для ее самореализации в обществе.

Объектом изучения спецкурса является личность, стремящаяся к развитию культуры мышления и самореализации в социуме. В предмет изучения развития культуры мышления входят:

- психологические проблемы развития личности и ее особенности;

- способы развития культуры мышления; факторы, влияющие на эффективность процесса развития данного феномена.

Культура мышления как система имеет сложную структуру, состоящую из ряда элементов: источника мыслительной деятельности, ее приемов и мотивов, мыслительных операций (методов, навыков), уровней мыслительной деятельности. Все элементы данной системы взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Культурно мыслящий субъект усваивает уже известные знания, использует или открывает новые на основе свойств человеческой психики, функции сознания.

Культура мышления рассматривается как уровень развития определенных способностей индивида и как интегративное качество личности, позволяющее обеспечивать самопознание, самоорганизацию, самовоспитание, самореализацию. В качестве методологии используется интегративно-культурологический подход, соединяющий в себе системный, личностно-деятельностный, аксиологический подходы. Он позволяет отнести культуру мышления к личностным достижениям индивидуума.

Изучению проблем творческого саморазвития личности посвящены работы В. И. Андреева, И. О. Вагина, Л. П. Гримака, В. А. Маликовой, В. Г. Рындак, Л. Б. Соколовой, А. И. Щетинской, Н. Ш. Чинкиной и др. В трудах данных ученых сформулированы принципы и правила развития творческих способностей личности, предложены тестовые методики, разработаны алгоритмы мышления представителей разных профессий.

При рассмотрении культуры мышления в данном пособии обращено особое внимание на целенаправленность и цикличность процесса развития этого феномена: диагностика — мотивация — деятельность — контроль.

К методическим особенностям освоения содержания спецкурса следует отнести тот факт, что изучение теоретических вопросов сопровождается процессом самоосознания, установления взаимосвязи понятий: самосознание, самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.

В ходе изучения спецкурса устанавливается преемственность знаний, полученных в курсах педагогики, психологии, философии. При этом изучающий спецкурс осознает, что развитие культуры мышления — это процесс самодвижения личности, ее становления и совершенствования. Движущей силой этого процесса является стремление к более высоким личностным достижениям. Осознание зависимости эффективности развития культуры мышления от умения использовать модель и алгоритм этого процесса позволит достичь более высокого конечного результата.

Овладев культурой мышления, индивид приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование, осуществлять коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности. Это позволит добиться успехов не только в собственном развитии, но и в профессиональной деятельности.

Учебное пособие состоит из введения, учебной программы, двух разделов, в которых выделены две части — теоретическая и практическая, заключения и приложений.

В первом разделе рассматриваются следующие вопросы теории: предмет и объект изучения дисциплины, взаимосвязь основных понятий и категорий, модель процесса и способы развития культуры мышления. Обобщен теоретический, методологический и практический материал, ориентированный на развитие культуры мышления личности в процессе самообразования. Во второй части раздела предложены рекомендации по проведению практических занятий.

Во втором разделе учебного пособия рассмотрены проблемы, решаемые педагогами системы дополнительного образования детей в процессе развития их личностных качеств, в том числе и культуры мышления, а также требования, предъявляемые к педагогам в связи с необходимостью развития личностных качеств детей. Во второй части раздела даны рекомендации по проведению практических занятий, их содержание и форма проведения.

Несколько рекомендаций, установок по освоению и использованию учебного материала пособия. При работе с учебным пособием приобретаются умения самостоятельного анализа информации. Чтобы этот процесс протекал наиболее эффективно, необходимо осуществить следующие шаги:

- ознакомиться с содержанием программы (цель: уяснить последовательность и взаимосвязь тем);

- ознакомиться с задачами спецкурса (цель: быть готовым к решению предстоящих задач);

- уточнить, какие приемы мыслительной деятельности необходимо развить (цель: использовать в практике данные приемы, работая с информацией разного плана).

Изучение конкретной темы начинается с выяснения основной идеи, заложенной в информации, которую предстоит понять; какие вопросы раскроют ее суть и какими понятиями и категориями необходимо научиться оперировать. При чтении текста выделяются главные мысли, им находятся подтверждения из ранее полученных знаний других областей познания, практической жизни. Завершив чтение текста, следует уяснить с помощью вопросов для самоконтроля степень усвоения прочитанного материала, а затем выполнить задание для размышлений. Этот алгоритм работы с информацией дисциплинирует мыслительную деятельность. При такой организации работы с информацией процесс мышления — процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга — проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание текста, научная абстракция, формирование новых практических предложений и умозаключений. В процессе этой работы развиваются следующие качества мышления: широта, глубина, самостоятельность, гибкость мысли, быстрота и практичность ума, т.е. развивается культура мышления.

Автор надеется, что предлагаемый спецкурс и данное учебное пособие сыграют определенную роль в профессиональном становлении социального педагога, призванного решать проблемы социальной защиты и развития детей как в системе общего среднего, так и дополнительного образования детей.

 

Пояснительная записка и учебно-тематический план спецкурса «Развитие культуры мышления»

 

Закон РФ «Об образовании» в статье 9 (п. 1) фиксирует: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Содержание программы спецкурса «Развитие культуры мышления» — это:

а) совокупность учебно-образовательной информации из различных отраслей человеческого знания (философии, психологии, социологии, педагогики и др.), способствующей развитию культуры мышления;

б) совокупность основных способов развития мышления и культуры мышления;

в) совокупность способов социальной адаптации, личностного развития.

Программа спецкурса направлена на развитие понимания студентами сущности культуры мышления, ее роли в профессиональном росте педагога. Большое внимание в ней уделено вопросам самоанализа, самопознания, самосовершенствования личности.

Под развитием культуры мышления понимается систематическая, последовательная тренировка в образовательном процессе творческих, критических, исследовательских умений студента с тем, чтобы сделать его сознание гибким, открытым для необычного.

Овладев культурой мышления и методами практической реализации ее положений и рекомендаций, индивид приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование и коррекцию своих действий, оценивать результаты своей деятельности.

Цель спецкурса — развить культуру мышления студентов.

Программа спецкурса предполагает решение следующих задач:

1. Дать студентам целостное представление о структуре и содержании изучаемого спецкурса, о его теоретических положениях и способах их практического применения как в процессе обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности.

2. Сосредоточить внимание студентов на овладении способами учебной работы, обеспечивающими развитие их культуры мышления.

Выработать у студентов следующие умения и навыки:

- планирования учебной деятельности;

- организации своей учебной деятельности;

- нахождения и восприятия информации;

- мыслительной деятельности;

- оценки и осмысления результатов своих действий.

3. Развивать умения студентов по использованию приемов мыслительной деятельности при целеполагании, обобщении, систематизации, классификации, конкретизации, алгоритмизации, сопоставлении, сравнении, выявлении причинно-следственных связей, выдвижении гипотез и т.п.

4. Опираться на проблемный характер обучения, использовать такие формы занятий, как выступление студентов с докладами перед сокурсниками, взаимное оппонирование, проведение дискуссий, ролевых игр, анализа конкретных ситуаций практической деятельности.

Программа рассчитана на 104 часа, из них аудиторных 52 часа, из которых 26 часов лекционных и 26 часов практических занятий. Программа направлена на понимание студентами сущности культуры мышления, ее роли в их профессиональном и личностном становлении. Большое внимание в ней уделено вопросам самоанализа, самопознания, самосовершенствования личности. Программа предусматривает приобретение студентами знаний и умений по развитию культуры мышления в процессе собственного обучения и самообразования и по развитию культуры мышления детей в процессе их будущей профессиональной деятельности.

Программа и учебно-тематический план (УТП) состоят из двух разделов:

I раздел: Развитие культуры мышления личности.

II раздел: Развитие культуры мышления учащихся в учреждениях системы дополнительного образования детей.

Изучение каждого раздела завершается зачетом.

Таблица 1

Учебно-тематический план для студентов очного отделения

Название темы Всего аудит. Часов Лекций Практ. занят. Самост. работа Общ. труд
           
1 раздел: Развитие культуры мышления личности
1. Объект, предмет, цель и задачи спецкурса «Развитие культуры мышления». Культура мышления как ценность                  
2. Сущность и взаимосвязь понятий культура — мышление — культура мышления — личность — целеполагание — деятельность — развитие                  
3. Сущность и взаимосвязь понятий сознание — самосознание — деятельность — мозг — мышление — язык — речь                      
4. Организация процесса развития культуры мышления и определение его эффективности          
5. Путь к творческому саморазвитию через познание самого себя          
6. Культура мышления как интегративное качество личности          
7. Развитие умений осуществления целеполагания          
8. Самосовершенствование личности          
9. Формирование умений и навыков мыслительной деятельности          
10. Программа саморазвития как результат сформированности культуры мышления          
ИТОГО первого года обучения          
2 раздел: Развитие культуры мышления учащихся в учреждениях системы дополнительного образования детей
11. Сущность и взаимосвязь понятий: образование, самообразование, образование личности, творческая личность. Развитие творческого потенциала личности ученика          
12. Деятельность педагога по развитию культуры мышления ученика. Импровизация — показатель развитости культуры мышления личности                    
13. Развитие личностных достижений учащихся в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей                    
14. Развитие культуры мышления учащихся в учреждении дополнительного образования детей          
ИТОГО второго года обучения          
ИТОГО за весь период обучения          

Учебно-методический план для студентов заочного отделения

Название темы Всего Лекций Практ. Сам. раб. Общ. труд
1. Сущность и взаимосвязь понятий культура — мышление — культура мышления — личность — целеполагание — деятельность — развитие; сущность и взаимосвязь понятий сознание — самосознание — деятельность — мозг — мышление — язык — речь          
2. Организация процесса развития культуры мышления и определение его эффективности          
3. Путь к творческому саморазвитию через познание самого себя: самосовершенствование личности          
4. Развитие умений осуществления целеполагания          
5. Формирование умений и навыков мыслительной деятельности          
6. Деятельность педагога по развитию культуры мышления ученика. Импровизация — показатель развитости культуры мышления личности                    
ИТОГО:          

 

1. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Основные вопросы теории

Тема 1

Содержание, цель и задачи спецкурса
«Развитие культуры мышления».
Культура мышления как ценность

Основная идея: культура мышления как ценность и личностное достижение является базовым основанием личности. Развитие культуры мышления — главная цель индивида, стремящегося к самореализации в изменяющемся мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.