КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитико-синтетическая деятельность человеческого мозга
«Процесс мышления — процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга; проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание или наблюдение, фактофиксация — начальный момент познания, анализа… Факты — это воздух аналитика, лица, принимающего решение… Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных «кирпичиков» сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне» (5, с. 144). Аналитико-синтетическая деятельность мозга определяется параметрами, характеризующими индивидуальность мыслительной деятельности конкретного человека. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей. Глубина мышления — выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. Можно выделить индивидуальные стили мышления. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора — «Что, если…». Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходства в различных позициях. Классический вопрос идеалистов: «Куда мы идем и почему?» Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат, практический выигрыш. Девиз прагматика: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной манере решения проблем. Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов; «реально» только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека. Краткий словарь дефиниций Деятельность — 1) основная форма проявления активности человека, его социального назначения; 2) специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (А. Н. Леонтьев). Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Мозг — это саморегулирующаяся система. Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.
Вопросы для самоконтроля понимания текста 1. Дайте определения понятий «сознание», «мышление», «деятельность», «мозг», «речь», «язык» и проанализируйте их сущность. 2. Из каких блоков состоит мозг человека, как они построены и какие функции выполняют? 3. Оцените роль сознания в развитии мышления. 4. Обоснуйте наличие взаимосвязи между развитием языка, речи и мышления. 5. Назовите основные качества мышления и дайте краткую характеристику каждого. 6. Дайте характеристику различных стилей мышления. Задания для размышлений 1. Обращаясь к представленной в тексте характеристике различных стилей мышления, укажите, какой из них присущ вам и как он проявляется в конкретной ситуации в вашем поведении и при принятии решения. 2. Какое качество мышления необходимо прежде всего развивать человеку, чтобы стать личностью с развитой культурой мышления? Обоснуйте свое утверждение. 3. Возможно ли в принципе повлиять на процесс аналитико-синтетической деятельности другого человека? Если «да», то на какой стадии? Обоснуйте свое утверждение.
Литература
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Л., 1988. 560 с. 2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1989. 319 с. 3. Коршунов А. М. Познание и деятельность / А. М. Коршунов. М., 1984. 142 с. 4. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с. 5. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: учебник / Р. А. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 283 с. 6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. 400 с.
Тема 4 Организация процесса развития Основная идея: развитие культуры мышления осуществляется наиболее эффективно, если процесс мышления рассматривать в целостности и во взаимосвязи всех факторов, способствующих развитию культуры мышления.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |