Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность общества на современном этапе в личности с развитой культурой мышления




 

Важной составной частью общей культуры человека является культура мышления. По своей сущности культура мышления выступает как определенный уровень развития способности человека к адекватному отражению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования.

Культуру мышления мы относим к смысложизненным ценностям, так как только человек с развитой культурой мышления способен не только поставить перед собой цели, но и достичь их, то есть выстроить свою жизненную позицию, определить свое место в обществе, характер отношений с людьми.

Что мы понимаем под культурой мышления?

«Культура мышления — уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.)» (1).

Культура мышления — не врожденное качество. Она не дана человеку в готовом виде, а формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством. Культура мышления занимает особое место среди других характеристик культурного человека. Она является связующим звеном всех начал культурной личности. Сформированность культуры мышления индивида является его личностным достижением, так как способствует его дальнейшему саморазвитию и самообогащению.

В ХХ веке получила развитие новая культура мышления, называемая методологическим мышлением. Основоположниками методологического мышления стала группа молодых ученых, образованная в 1952—1953 годах, в состав ее вошли А. А. Зиновьев, Г. П. Щедровицкий, Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили.

На современном этапе развития общество испытывает потребность в личности, обладающей высокой культурой мышления, осознающей цели человеческого существования, постоянно стремящейся к самореализации в изменяющемся мире. Ибо только человек с развитой культурой мышления своевременно реагирует на процессы, происходящие в обществе, в мире, ориентируется в интеллектуальных достижениях, в их глубинной сущности, способен в критической ситуации взять на себя ответственность и принять нестандартное решение.

Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи культуры — освоенного и овеществленного опыта человеческой деятельности. Оно призвано усилить внимание к развитию культуры мышления обучающихся, чтобы удовлетворить потребность общества в личностях с ответственной жизненной позицией.

Краткий словарь дефиниций

Культура мышления — уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.).

Развитие — процесс преобразования, саморазвития, фундаментальная способность человека становиться субъектом своей собственной жизни.

Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Управление развитием личности — это управление развитием ее потребности в самосовершенствовании (А. Н. Леонтьев).

Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Ценностная ориентация — избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте определение понятия «культура мышления».

2. Дайте определение понятий «ценность», «ценностная ориентация».

3. Дайте характеристику системы ценностей социального субъекта.

4. Объясните, в чем разница подходов к рассмотрению феномена «культура мышления» философов, психологов, педагогов?

5. Что входит в объект и предмет изучения спецкурса?

6. Пользуясь рисунком 1, дайте краткую характеристику структуры, содержания спецкурса.

7. Обоснуйте необходимость изучения данного спецкурса.

 

 

Задания для размышлений

1. Какие, на ваш взгляд, условия необходимо создать в вузе для побуждения студента к проявлению инициативы в процессе обучения?

2. Как социальная ситуация влияет на возникновение у человека потребности в самоопределении?

3. Подготовьте обоснованное выступление на тему «Культура мышления — базовое качество личности».

4. Продумайте содержание вопросов для проведения игры «Пресс-конференция» на тему «Моя стратегия развития культуры мышления».

 

Литература

1. Безуглова Л. П. Развитие культуры мышления старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Безуглова. Оренбург, 2000. 23 с.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990. 495 с.

3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. 188 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. 304 с.

5. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Пузырея. М., 1982. 287 с.

6. Радугин А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М., 1997. 158 с.

7. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 с.

8. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л., 1968. 124 с

Тема 2

Сущность и взаимосвязь понятий
культура — мышление — культура
мышления — личность — целеполагание —
деятельность — развитие

Основная идея: раскрыть сущность понятий и установить их взаимосвязь, сформировать у студентов потребность в выработке умений оперировать научными терминами и понятиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.