Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Сущность содержания и взаимосвязь понятий культура — мышление — культура мышления




1. Сущность содержания и взаимосвязь понятий культура — мышление — культура мышления.

2. Личность: содержание понятия, структура личности.

3. Сущность содержания и взаимосвязь понятий целеполагание, деятельность, развитие, развитие культуры мышления.

Основные понятия: культура, мышление, культура мышления, целеполагание, деятельность, развитие.

 

Эпиграфом к разговорам о понятиях и определениях могут служить слова Р. Декарта, французского математика, физика, биолога и философа, который в первой половине XVII века сказал: «Определяйте значение слов, этим вы избавите человечество от половины его заблуждений».

Что же такое «определение»? По энциклопедическому словарю — это:

1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов знакомых и осмысленных;

2) уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

Остановимся на понятиях и определениях, которыми будем оперировать в процессе изучения программы спецкурса.

Сущность, содержание и взаимосвязь понятий культура — мышление — культура мышления

 

Для понимания проблемы развития культуры мышления необходимо не только определить понятия, но и выяснить внутренние связи, то есть рассмотреть культуру мышления как феномен среди других характеристик человека. Человек в процессе непрерывного самообразования проходит путь от самопознания и самостоятельного обучения до самостроительства своей личности.

Рассмотрим сущность и взаимосвязь понятий «культура», «мышление», «культура мышления». В «Советском энциклопедическом словаре» (далее СЭС) даны определения двух первых понятий. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание.

Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение, им стали называть все созданное человеком. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. В широком смысле слова «культура» включает все достижения человечества. Наиболее общее определение дано в СЭС: «Понятие «культура» включает в себя предметные результаты деятельности людей (результаты познания, нормы морали, права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей)» (12).

Культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Носителями культуры могут быть как общности людей, так и отдельная личность. При этом культура рассматривается как признак деятельности, как высокий уровень ее развития. Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором — процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности.

Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранным языками, высокой нравственностью и т.д. Если коротко: «Культура — мерило развития человека, того, чего он достиг сам как человек» (6).

Мышление — есть опосредованное отражение реального мира, возникающее в процессе соприкосновения с внешним миром. В то же время мышление — это обобщенное отражение, позволяющее ухватить суть вещей посредством абстракций, допущений, гипотез, целых конструкций. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущение, восприятия, представления и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредо-ванное.

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном конкретном.

Обобщение люди выражают посредством речи и языка. Словесные обозначения относятся не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.

В. В. Давыдов сводит мышление к умению действовать без наглядной опоры, «в уме». Л. В. Занков — к развитию аналитического наблюдения и успехам в формировании понятий. Н. А. Менчинская — к изменению уровня анализа и синтеза при решении мыслительных задач. О. К. Тихомиров считает мышление, как и другие психические функции, результатом деятельности мозга. А. Н. Леонтьев определяет мышление как высшую степень познания. А. К. Маркова мышление определяет как познавательную деятельность человека по выявлению скрытых особенностей объекта. Все авторы сходятся во мнении, что мышление — особая форма человеческой деятельности и оно будет различным в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой. Выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженные наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуации. Важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мышление может быть эмпирическим и теоретическим. Эмпирическое мышление формируется у ребенка в процессе наблюдения жизненных ситуаций, т.е. опирается на чувственные образы и представления. Теоретическое мышление формируется в процессе специально организованного обучения. Результатом его могут стать новые понятия, законы, гипотезы, теории. Практическое и творческое мышление приводят к разным результатам: практическое — к выработке планов, программ деятельности; творческое — к созданию объективно и субъективно нового в науке.

В мышлении выделяются два аспекта:

- содержательный — что познается;

- деятельностный — как осуществляется познание.

Таким образом, наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Оно наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Под культурой мышления в широком смысле философы понимают определенную степень развития способности мышления. Способность мышления представляет собой целостную систему интеллектуальных способностей: способность суждения, продуктивного воображения, анализа, синтеза и др. В узком смысле — это «теоретическая способность мышления», искусство «оперирования понятиями», что достигается путем овладения приемами и способами мышления, помогающими все более глубоко и всесторонне, а тем самым правильно отражать вечно развивающийся мир.

Культура мышления — это уровень развития способности индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности целенаправленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.).

Под культурой мышления понимают интегративное качество личности, в котором как в целостности представлены мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, позволяющие обеспечить самопознание, самоорганизацию, самовоспитание, самореализацию.

Ни одна культурная характеристика не дается человеку от рождения; обретение любой из них связано с определенными самостоятельными усилиями, требует научения «технике». Культура мышления занимает особое место среди других характеристик культурного человека — это, вероятно, «первичный пласт», культура культуры. Поэтому овладение им представляет особую сложность, ибо она есть связующая нить всех начал культурной личности.

Культурная личность — личность, стремящаяся к постоянному сознательному воспитанию себя.

 

Личность: содержание понятия, структура личности

 

Личность… Что мы вкладываем в это понятие? В философии и психологии отсутствует единая трактовка личности. Философы трактуют это понятие так: «Личность, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности» (12, с. 720).

Понятие личности трактовалось многими психологами (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский и др.) при рассмотрении различных ее характеристик. Все определения даны в словаре психолога. Мы выделим два:

«1. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.

2. Личность — есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого» (11).

Личностью не рождаются, личностью становятся.

До сих пор понятие «личность» трактуется по-разному на Востоке и на Западе. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считается святой, праведник, подвижник.

В восточной культуре собственно о личности заговорили со времени Конфуция (554—479 гг. до н.э.), для которого личностью был «благородный муж», то есть активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе.

В новое время западная личность — это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

«В теоретическом плане структура личности может быть представлена следующей условной схемой:

- общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

- социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентиры);

- индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание, культура мышления)» (10, с. 14).

Итак, личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

Субъективно для индивида личность выступает как его «я» («Я»-концепция), система представлений о себе.

Что мы понимаем под жизнеспособной личностью?

1. Это личность, умеющая ставить цели и достигать их в жизни, не пасуя перед сложностями.

2. Личность, способная найти для себя нишу в социуме и реализовать все свои цели и идеи в жизнь.

Личность развивается и проявляется в процессе своей деятельности, именно через нее получает возможность самосовершенствования. Теоретические знания, полученные студентами в вузе, будут использоваться ими в профессиональной деятельности социального педагога, и тогда наступит момент совершенствования их профессионализма.

 

Сущность содержания и взаимосвязь понятий целеполагание, деятельность, развитие, развитие культуры мышления

 

Одной из важных составляющих культуры мышления является целеполагание.

В философии цель определяется как «образ будущего результата, к которому стремится человек». Целеполагание — основа в развитии культуры мышления. По мнению Л. Б. Соколовой, «основу для выдвижения цели составляют потребности человека, заставляющие его активно действовать (возникает поле активного поиска). Действие предполагается до тех пор, пока не происходит встреча человека с «предметом» его желания. Предпочтение одной из потребностей превращает ее в мотив, а мотив — в цель. Только после этого у индивида начинается целенаправленная деятельность» (13, с. 169).

Целеполагание в развитии культуры мыслительной деятельности имеет особое значение, поскольку «главная» единица деятельности есть действие, определяемое ее целью. А. Н. Леонтьев отмечал, что «целеобразование выступает в качестве важнейшего момента формирования той или иной деятельности субъекта». Развить культуру мышления возможно только при выработке у себя умений ставить цели и достигать их (7).

Следует подчеркнуть, что умения ставить цели, выдвигать гипотезы и проверять их, рассуждать логично, критично, диалогично, организовывать самоконтроль и самокоррекцию являются деятельностным компонентом культуры мышления личности. Каждый индивид достигает различного уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности данного показателя культуры мышления.

Итак, осмысление сущности культуры мышления связано с целеполаганием.

Деятельность — это основная форма проявления активности человека, его социального назначения. В деятельности человек осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития; он наследует опыт прошлого, «достраивает» предметный мир, обогащает общественную жизнь. В этой сложной преобразующей деятельности человек обретает себя, выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель.

Деятельность, по определению А. Н. Леонтьева, — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (7).

Деятельность включает цель, средства, результат и сам процесс (12).

Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств и культуры мышления. Человек складывается как личность, участвуя в различных видах деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина).

Творческая деятельность личности приводит к изменению природы ее мышления и переводит личность на более высокий уровень мыслительной деятельности (П. Г. Щедровицкий, О. С. Анисимов).

«Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (12).

Все виды деятельности должны приносить удовольствие.

Развитие — качественные и количественные в целом необратимые изменения в психике человека. Определяется условиями обучения, социальной средой, собственной активной деятельностью индивида.

Развитие имеет свою внутреннюю логику движения, логику самодвижения. Только целенаправленная, активная деятельность в нахождении, переработке и усвоении информации способствует развитию личности. Секрет успеха личности в саморазвитии кроется в ее отношении к выбранной деятельности.

Развитие культуры мышления обеспечивается многими факторами. Среди них выделяются такие, как:

- создание условий для становления и утверждения личности, способной самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- создание среды, способствующей развитию умений строить отношения, воспитывающей чувство ответственности;

- создание условий для развития мышления как продукта высшей нервной деятельности («чувство проблемы, противоречия» — Э. В. Ильенков, выдвижение и проверка гипотез, анализ, сравнение, систематизация).

Культура мышления определяется уровнем способности индивида по овладению приемами и способами мыслительной деятельности.

Развитие культуры мышления — это придание мыслительной деятельности определенной этапности и стройности в переработке и усвоении информации.

Овладев культурой мышления, индивид приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, коррекцию своих действий, оценивать результат своей деятельности.

 

Краткий словарь дефиниций

Деятельность — основная форма проявления активности человека, его социального назначения.

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (А. Н. Леонтьев).

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (результаты познания, нормы морали, права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей).

Культура мышления — уровень развития способности индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности целенаправленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.).

Личность — 1) продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 2) индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Развитие — процесс преобразования, саморазвития, фундаментальная способность человека становиться субъектом своей собственной жизни.

Цель — планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. По своему происхождению цель есть определенный мотив деятельности человека.

Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

Целеполагание — основа в развитии культуры мышления — культуры мыслительной деятельности, поскольку «главная» единица деятельности есть действие, определяемое ее целью.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте определение понятий культура, мышление, культура мышления, личность, деятельность, целеполагание, творчество, развитие.

2. Охарактеризуйте сущность и взаимосвязь понятий, обозначенных в первом вопросе.

3. Какие факторы влияют на развитие культуры мышления?

4. Какие виды мышления выделяют ученые и как они взаимосвязаны между собой?

5. Какие аспекты выделяются в мышлении?

6. Назовите свойства и черты личности, подчеркивающие ее неповторимость и индивидуальность.

7. Обоснуйте необходимость развития культуры мышления для любого специалиста.

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте «образ» конечной цели, к которому вы стремитесь по окончании вуза.

2. Проанализируйте ситуацию данного момента и сформулируйте ближайшую цель и задачи своей деятельности.

3. Внесите новые термины в терминологический словарь.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. 334 с.

2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М., 1981. 315 с.

3. Библер В. С. Мышление и творчество / В. С. Библер. М., 1975. 309 с.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996. 544 с.

5. Ильенков Э. В. Что такое личность / Э. В. Ильенков. М., 1967.

6. Касымжанов А. Х. О культуре мышления / А. Х. Касымжанов, А. Ж. Кельбуганов. М., 1981. 127 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. 304 с.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. Т. 1. М., 1983.

9. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников / Н. А. Менчинская. М., 1989. 224 с.

10. Психология управления: курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В. М. Николаенко; отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск; М., 1997. 150 с.

11. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.

12. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 c.

13. Соколова Л. Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л. Б. Соколова. Оренбург, 1999. 300 с.

14. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М., 1969. 304 с.

 

Тема 3

Сущность и взаимосвязь понятий сознание —
деятельность — мозг — мышление — язык — речь

 

Основная идея: показать, что процесс познания окружающего мира и самого себя осуществляется человеком в процессе мышления. Сознание, являясь функцией мозга, формируется под воздействием социальных условий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.