КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие ценностей. Ценностные ориентации
В жизни человеку свойственна ориентация на ценности. «Ценность, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» (7). Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Представления о ценностях и ценностные ориентации находятся в зависимости от общественно-политической формации общества, от законов и конституции, принятых в государстве. «Ценностная ориентация, избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» (7). Какие ценностные ориентации выбирают сегодня? И тут уместно вспомнить поговорку «Тому виднее, у кого ум мудрее!» Мудрость человека проявляется в выборе им верных духовных, общечеловеческих ценностей, которые определят его стиль поведения в обществе и характер общения с людьми. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: 1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); 2) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, беско-рыстие, доброжелательность); г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.); 3) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолюту) (6, с. 47). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. «Управление развитием личности — это управление развитием ее потребности в самосовершенствовании», — отмечал А. Н. Леонтьев (4). Создавая ситуацию для студента, позволяющую ему проанализировать свое «Я» (поведение, волю, стремление к творчеству и т.д.), преподаватели ставят его перед необходимостью задуматься над вопросами самоидентификации, самопознания, самовоспитания, саморазвития, самореализации, самосовершенствования. При этом учитывают высказывание В. Н. Мясищева: «Человек тем полнее реализует свои возможности развития, чем более среда требует от него инициативного действия и поощряет инициативу» (5). Среда, созданная в университете (содержание образовательных программ, требовательность преподавателей), призвана сформировать у студентов стремление к получению качественного образования и максимально развить их личностные качества, прежде всего культуру мышления как базовое основание личности.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |