Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Содержание, цель и задачи спецкурса




1. Содержание, цель и задачи спецкурса.

2. Понятие ценностей. Ценностные ориентации.

3. Потребность общества на современном этапе в личности с развитой культурой мышления.

Основные понятия: ценность, цель, развитие, самореализация, культура мышления.

Содержание, цель и задачи спецкурса

 

Главная задача образования — обеспечить развитие в каждом человеке его способностей, рационального критического мышления, вооружить его знаниями современной науки о способах развития личностных качеств, в том числе и культуры мышления.

Спецкурс включает несколько составных частей, тесно взаимосвязанных между собой, поэтому, не усвоив содержание одного раздела, невозможно понять последующий материал и применить его в своей практической деятельности.

Освоение спецкурса, как и другой дисциплины, начинается с освоения понятийного аппарата, то есть с понимания сущности понятий и их взаимосвязи. Понятийный аппарат — это азбука, без которой не напишешь слово, не выразишь мысль. Он и представляет собой одну из основных частей спецкурса. Усвоение этой части программы будет способствовать формированию четкого представления о культуре мышления.

Следующая часть программы посвящена организации процесса развития культуры мышления. При изучении модели процесса развития культуры мышления у каждого должно сформироваться четкое представление об организации мыслительной деятельности, нацеленной на результат (на развитие культуры мышления).

Далее в программе рассматривается алгоритм и содержание деятельности индивида по развитию собственной культуры мышления. Алгоритм обеспечит четкую последовательность действий в процессе развития культуры мышления.

Программа спецкурса содержит критериальные оценки развития культуры мышления и завершается практико-ориентированным разделом.

Структуру и содержание спецкурса «Развитие культуры мышления» можно представить в виде модели-схемы (рис. 1).

В программе достаточное внимание уделено вопросам самопознания и самореализации, так как культура мышления развивается самой личностью в процессе ее деятельности по самосовершенствованию.

Подходы к пониманию культуры мышления многообразны, что свидетельствует о сложности данного феномена.

Философы под культурой мышления понимают определенную степень развития способности мышления, «теоретическую способность» мышления, искусство «оперирования понятиями». Следовательно, философы культурно мыслящей личностью считают индивида, способного теоретически осмыслить явление, событие, использовать информацию для саморазвития и развития общества, умеющего оперировать научными понятиями и категориями.

 

Рис. 1. Структура и содержание спецкурса

Психологи культуру мышления рассматривают как систему, имеющую сложную структуру, состоящую из ряда элементов: источника мыслительной деятельности, ее приемов и мотивов, мыслительных операций, уровней мыслительной деятельности. Все элементы данной системы взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Культурно мыслящий субъект усваивает уже известные знания, использует или открывает новое на основе свойств человеческой психики, функции сознания. Психологи утверждают, что развитие личности и ее культуры мышления происходит только в процессе овладения ею мыслительными операциями, способами мыслительной деятельности, при ее стремлении к саморазвитию, т.е. при ориентации ее сознания на процесс познания мира, законов его развития.

Педагоги в большей степени занимаются вскрытием механизмов и выяснением факторов развития способностей личности и ее культуры мышления. Организуя процесс обучения, они добиваются значительных результатов в развитии ученика, если вовлекают его в активную деятельность, создают обстановку, способствующую развитию его мыслительных способностей, используют активные формы обучения (1).

Таким образом, обобщая все сказанное, можно обозначить объект и предмет спецкурса. Объектом изучения спецкурса является личность, стремящаяся к самопознанию и самореализации в социуме. В предмет изучения развития культуры мышления входят:

- психологические проблемы развития личности и ее особенности;

- способы развития культуры мышления; факторы, влияющие на эффективность процесса развития данного феномена.

Введение спецкурса «Развитие культуры мышления» предполагает:

- сформировать у студентов потребность в самопознании и развитии культуры мышления как интегративного качества личности;

- развивать умения студентов по использованию приемов мыслительной деятельности; целеполаганию, обобщению, систематизации, алгоритмизации, сопоставлению, сравнению, выявлению причинно-следственных связей, выдвижению гипотез и т.п.;

- поставить студента в позицию субъекта своего образования, ставящего цели и планирующего пути их достижения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.