КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы теории массового обслуживания
ТМО (или система массового обслуживания СМО) представляет собой раздел прикладной математики, изучающей процессы, связанные с удовлетворением массового спроса на обслуживание какого-либо вида услуг с учетом случайного характера спроса и обслуживания. Примерами таких процессов могут служить различного рода ремонтные предприятия, транспортные системы, поточные производства, в частности поточная организация уборки с/х культур. § 1. Основные понятия ТМО. Потоком называют последовательность событий (наступающих, вообще говоря, в случайные моменты времени). Поток событий называется регулярным, если события следуют одно за другим через строго определенные промежутки времени. Такой поток встречается сравнительно редко в реальных системах. Типичным для ТМО является случайный поток заявок. Для изучения свойств потоков введем ряд определений. О1. - Поток событий называют стационарным, если вероятность наступления того или иного числа событий за промежуток времени г зависит только от величины τ и не зависит от расположения промежутка времени τ на оси оt. О2. - Поток событий называется потоком без последствий, если для любых неперекрывающихся участков времени число событий, попадающих на один из них, не зависит от числа событий, попадающих на другие. О3. - Поток событий называется ординарным, если вероятность попадания на элементарный отрезок времени ∆t двух или более событий пренебрежимо мала по сравнению с вероятностью попадания одного события.
Потоки событий, обладающие этими тремя свойствами, называют простейшими или пуассоновскими. Второе название связано с тем, что для него число где (1) Рk(t) - вероятность наступления точно k событий за время t; λ - плотность потока (среднее число событий, приходящееся на единицу времени). Физический смысл величины λ - математическое ожидание числа требований, поступивших в единицу времени, т.е. это характеристика того, сколь часто у обслуживаемого агрегата возникает технологическая (или иная) потребность в обслуживании. Если известно число требований k, поступивших от одного агрегата за время Тогда λt - это математическое ожидание числа требований, поступивших от этого агрегата за время t. Т.о. если анализ потока требований приводит к заключению, что рассматриваемый поток является простейшим, то для его полной характеристики необходимо и достаточно вычислить величину λ. При этом заметим, что это среднее время между поступлением двух заявок, поэтому Х=1/1ср 1/ч (2') (1ср - математическое ожидание промежутка времени между двумя заявками). Отметим, что при сложении достаточно большого числа потоков, имеющих различные законы распределения, результирующий поток является простейшим. На практике оказывается достаточно сложить 4-5 потоков, чтобы получить поток, с которым можно оперировать как простейшим. Важнейшей характеристикой функционирования обслуживающего звена системы является продолжительность обслуживания одного требования. Это величина выступает в качестве объективного критерия пропускной способности обслуживающего звена. В силу различных причин время обслуживания одинаковых заявок носит случайный характер. Следовательно время обслуживания является случайной величиной, распределенной по определенному закону. Обычно это показательный закон распределения, для которого функция распределения имеет вид:
F(t) - вероятность того, что время обслуживания не превзойдет наперед заданной величины t; ν - величина обратная среднему времени обслуживания, т.е. 1/час, где (4)
tоб - математическое ожидание продолжительности обслуживания одной заявки физический смысл величины ν - математическое ожидание числа заявок, обслуженных в единицу времени. Если N1 - число обслуженных заявок, а Т1 - общее время обслуживания этих заявок, то tоб = T1/N1 (5)
И значит, - среднее время обслуживания одной заявки. Остановимся теперь более подробно на анализе организации обслуживания при выполнении с/х производственных процессов. 1) Заявки на обслуживание поступают от ограниченного числа агрегатов, ограничено и число обслуживающих агрегатов. Это позволяет классифицировать системы обслуживания встречающиеся в с/х-й практике как системы с ограниченным числом обслуживающих звеньев. 2) Второе специфическое свойство организации систем обслуживания при выполнении с/х производственных процессов заключается в том, что любое требование на обслуживание не покидает систему до тех пор, пока не будет обслужено. Это позволит классифицировать подобную систему обслуживания как систему с ожиданием..
Перейдем теперь к общей формулировке задачи наиболее часто встречающейся в с/х практике при организации поточного использования с/х техники. Система обслуживания состоит из т обслуживаемых и п обслуживающих объектов. Первые время от времени нуждаются в обслуживании, поэтому часть времени они находятся в системе обслуживания, а часть вне ее. Поток поступающих от них требований на обслуживание ограничен, т.е. в системе обслуживания не может находится одновременно более т заявок. Поток требований обладает свойствами простейшего потока. Частота поступления в обслуживающее звено системы от одного агрегата, т.е. частота возвращения требования в обслуживающую систему равна λ (1/час). Каждый агрегат, прибывший на обслуживание, покидает систему вне зависимости от длины очереди только тогда, когда он будет обслужен, т.е. система относится к числу систем с ожиданием. Каждый из обслуживающих агрегатов системы может одновременно обслуживать только одно требование. Если в момент поступления очередного требования имеются свободные агрегаты звена обслуживания, то один из них немедленно приступает к обслуживанию этого требования. Если же все эти агрегаты заняты, то требование ждет, пока освободится один из них. Если число агрегатов, нуждающихся в обслуживании, превышает количество обслуживающих агрегатов, то образуется очередь. Требуется оценить качество функционирования этой системы, т.е. количественно охарактеризовать эффективность использования общих групп машин, совместно работающих в потоке. Существует целый ряд критериев, позволяющих оценить качество функционирования рассматриваемой системы. 1. Прежде всего, таким критерием является отношение средней длины очереди к числу агрегатов, составляющие обслуживаемое звено системы. Это отношение называется коэффициентом простоя обслуживаемого объекта. 2. В качестве другого критерия используют отношение среднего числа простаивающих обслуживающих агрегатов к их общему числу. Это отношение называется коэффициентом простоя обслуживающего агрегата. Представляют интерес также и такие критерии как: - средняя длина очереди; - вероятность иметь в очереди больше (меньше), чем заданное число требований; - среднее число простаивающих обслуживающих агрегатов; и т.п. Коэффициенты простоя обслуживаемого и обслуживающего агрегатов наиболее полно характеризуют коэффициент использования машин, т.к. дают возможность оценить величину потерь времени каждой из групп машин при совместной их работе в потоке. Т.к. обслуживаемое звено системы состоит из n агрегатов, то в любой момент времени эта система может находиться в одном из (m + 1) состоянии: 1) Свободны все каналы обслуживания, очереди нет (к = 0) 2) Занят только один канал обслуживания, очереди нет (к = 1) 3) Заняты 2 канала обслуживания, очереди нет (к = 2) …………………………. n+1) Заняты все n каналов обслуживания, очереди нет (к = n) n+2) Заняты все каналы, одна заявка в очереди (к = n + 1) …………………………. m) Все каналы заняты, (m - n - 1) - заявок в очереди (к = m - 1) m + 1) Все каналы заняты, (m - n) - заявок в очереди (к = m) Отметим, что очередь из обслуживаемых агрегатов возникает только тогда, когда число обслуживающих агрегатов n будет меньше числа обслуживаемых, т.е. m > n. Изложим методику определения так называемых оценочных критериев, не приводя вывода применяемых формул. Для определения величины коэффициента простоя обслуживаемого агрегата необходимо найти среднее число агрегатов Mож, ожидающих обслуживания (среднюю длину очереди). Это значение вычисляется по формуле
k - число требований, находящихся в обслуживаемом звене системы, m - число обслуживаемых агрегатов, n - число обслуживающих агрегатов, Pk - вероятность того, что в обслуживающем звене находится точно к требований. Для определения Рk используют формулы:
(7)
Здесь Р0 - вероятность того, что в обслуживающем звене системы не имеется ни одного требования, т.е. все обслуживающие агрегаты свободны. ν - величина обратная среднему времени обслуживания. Р0 вычисляется по формуле:
Формула (7) используется для определения вероятности пребывания в обслуживающем звене системы точно к требований, когда число этих требований не превосходит числа обслуживающих агрегатов, т.е. к ≤ n. Формула же (8) применима для тех состояний системы, когда имеется очередь на обслуживание. Ясно, что сумма всех вероятностей равна 1.
Итак, Мож - это среднее число обслуживаемых агрегатов, простаивающих в очереди в ожидании обслуживания и не участвующих из-за этого в выполнении производственного процесса. Время ожидания в очереди является потерянным для производства. Тогда, как время, расходуемое непосредственно на обслуживание агрегата является необходимым для нормального хода выполнения рассматриваемого производственного процесса. Зная величину Мож, можно определить значение коэффициента простоя обслуживаемого объекта. Кпр-Мож/m (11)
физический смысл этого коэффициента состоит в том, что он показывает, какую долю времени смены каждый обслуживаемый агрегат в среднем проводит в ожидании обслуживания. Следовательно, этот коэффициент характеризует непроизводительные затраты времени, обусловленные структурой всей системы, т.е. соотношением m и n. В практике экономических расчетов в ряде случаев необходимо определить математическое ожидание Моб числа требований, находящихся в обслуживающей системе, т.е. обслуживаемых и ожидающих в очереди.
Или в развернутом виде: (14) Величина Моб показывает, сколько агрегатов практически не участвуют в выполнении производственного процесса при данной структуре системы из-за необходимости контакта с ее обслуживающем звеном. При необходимости вычислить вероятность того, что длина очереди М не превзойдет заданного числа N1, используют формулу:
(15)
Вероятность же того, что число требований, ожидающих начала обслуживания (длина очереди), больше некоторого числа N1 состоит:
(16)
Заметим, что М - это текущее значение числа агрегатов, ожидающих очередь на обслуживание. Потребность в таком расчете может возникнуть, например, при планировании размеров подъездных площадок у пунктов разгрузки (погрузки) грузов, заправочных станций и т.д. Если при этом возникает необходимость вычислить вероятность того, что число агрегатов М', находящихся в зоне обслуживания (т.е. обслуживающихся и ожидающих обслуживания), не превзойдет заданного числа N2, то расчет выполняют по формуле:
(17) Рассмотренные нами критерии достаточно полно характеризуют количественно функционирование только обслуживаемого звена системы. Для оценки качества функционирования всей системы в целом необходимо определить соответствующие критерии для ее обслуживающего звена. Для того, чтобы найти коэффициент простоя Кпс обслуживающего агрегата, нужно определить среднее число Nсв (математическое ожидание) свободных, т.е. простаивающих обслуживающих агрегатов:
(18)
Подставив в это выражение значение Рк в соответствии с формулой (7), получаем:
(19)
(объяснить пределы суммирования) Напомним, что величина Nсв показывает сколько обслуживающих агрегатов в среднем за смену не участвуют в работе системы, т.е. остаются свободными. Зная величину Nсв, вычисляем значение коэффициента простоя обслуживающего агрегата Кпс. (20)
Этот коэффициент показывает какую долю времени смены каждый из обслуживающих агрегатов простаивает. Приведенный выше пример оценочных критериев позволяет достаточно полно охарактеризовать функционирование всей системы обслуживания, включая как агрегаты, от которых исходят требования, так и агрегаты обслуживающего звена. Рассчитав критерии для обслуживаемых и обслуживающих агрегатов, необходимо найти оптимальный состав системы. Для этого для каждого варианта проводятся расчеты потерь от простоев обслуживаемого и обслуживающего звеньев. Оценка различных вариантов проводится по минимуму указанных выше потерь от простоев. Критерий оптимизации (целевая функция) включает в себя технико-экономические показатели обслуживаемых агрегатов (С1) и издержки (С2), связанные с содержанием обслуживающего комплекса, т.е.
(21), где С1, С2 - потери, соответственно от простоев обслуживаемых и обслуживающих агрегатов, руб./ч Методика составления коэффициентов С1 и С2 определяется содержанием конкретной задачи. С1=Св+Ск+Сн, руб./ч, где Св - затраты на восстановление Сн - затраты (потери) от недобора продукции из-за простоя машин Ск - затраты на устранение различного рода неисправностей. С2=q1+q2+q3, где q1 - затраты на содержание (амортизацию) ремонтно-технических и транспортных средств q2 - оплата труда обслуживающего персонала q3 - затраты на топливо смазочные материалы и вспомогательное оборудование. В каждом конкретном случае возможен учет и др. показателей для целевой функции. Естественно, целевая функция (21) не исчерпывают всех возможных подходов к составлению критериев оптимизации. Задача 1. Требуется рассчитать оптимальное количество заправочных колонок внутрихозяйственной АЗС для автомобилей КАМАЗ и найти показатели процесса обслуживания. При этом расчеты производить для следующих количеств автомобилей: 4, 9, 14, 19, 24, полагая, что средняя длительность промежутка времени между двумя заправками одного автомобиля составляет 5,33 часа (1,5 раза за 8 часовую смену), а средняя продолжительность одной заправки 15 минут. Потери соответственно от простоев автомобиля и колонки составляют 793 руб./час и 131,5 руб./час. Установить корреляционную зависимость оптимального числа колонок от числа автомобилей и корреляционную зависимость минимума потерь из-за простоев обслуживаемого и обслуживающего звеньев от числа автомобилей. РЕШЕНИЕ. 1) Подготовка данных для ЭВМ: m = 4, 9, 14, 19,24 2) Подготовленные данные для каждого значения m вводятся в ЭВМ (программа and.exe). В итоге получаем 5 групп результатов, которые объединяем в одну таблицу. - плотность потока (среднее число событий, приходящиеся на единицу времени) - величина обратная среднему времени обслуживания
Зависимость n от m и Уmin от m будем искать в виде уравнений линейной регрессии, т.к. с возрастанием m возрастают значения величин n и Уmin. 3) n = km + b Вычислим сначала коэффициент корреляции
mr= (1-0,9449112) / 5 = 0,04791575 r = 0,9449112 > 3×0,05 = 0,15 ≈ 3 mr Зависимость тесная к = (4 -1+9 -2+14 -2+19 -3+24 -3-5 -14 -2,2)/[(4-14)2+(9-14)2+(14-14)2+(19-14)2 +(24-14)2 =0,1 в = 2,2-0,1×14 = 0,8
n(m1)=0.1*4+0.8-1.2; ∆n1=0.2 n2=1.7 ∆n2=0.3 n3=2.2 ∆n3=0.2 n4=2.7 ∆n4=0.3 n5=3.2 ∆n5=0.2 Средняя абсолютная ошибка ∆ср = (0,2+0,3+0,2+0,3+0,2) / 5 = 0,24 Средняя относительная ошибка и максимальная относительные ошибки: 4) Уmin = km+b m=14 Уmin = (128,79+132,44+153,72+187,02+203,88) / 5 = 161,17
r = 0.97337522>3*0.024 = 0,072 = 3mr
Зависимость тесная k = (128,79*4+132,44 -9+153,72 -14+187,02 -19+203,88 -24-5 -14-161,17): :[(4-14)2+(9-14)2+(14-14)2+(19-14)2+(24-14)2] = 4,095203 b = 161,17- 4,095203m = 103,8816 n = 4,1m+103.9
Средняя абсолютная ошибка ∆ = (8,52758+8,288431+7,494446+5,329544+1,713531) / 5 = 6,270707 Средняя относительная погрешность Максимальная относительная погрешность На практике часто возникает задача прогнозирования поведения систем массового обслуживания. Изложенная выше методика расчета позволяет решать эту задачу. Действительно, значения оценочных критериев могут быть вычислены при различных соотношениях между числом обслуживаемых и обслуживающих агрегатов (что было сделано в примере). Это позволяет установить корреляционную зависимость (достаточно тесную) между различными параметрами изучаемой системы и на их основе прогнозировать поведение системы. Например, в условиях рассмотренного примера, если m=10, то n=0,1*10+0,8≈2, Уmin = 4,095-10+103,88=40,95+103,88=144,83 руб./ч или m=30, n=0,1*30+0,8=3,8≈4, Уmin = 4,095 -30+103,88=226,73 руб./ч. Располагая данными о коэффициентах простоя (Кпр, Кпс) обслуживаемых и обслуживающих агрегатов можно выразить производительностью Wi и Wj того и другого звена системы следующим образом: (23) ; (24) где Wi и Wj - производительность обслуживаемого и обслуживающего агрегата при его автономной работе, т.е. без учета возможных простоев, обусловленных организаций выполнения поточного производства при данной структуре системы обслуживания. Уравнения (23) и (24) позволяют анализировать как изменяется производительность любого звена системы при изменении числа агрегатов, входящих в это звено. Следует отметить, что методы ТМО с успехом применяются не только при решении задач, связанных с оценкой и проектированием организаций смежных процессов поточного с/х производства, а также с анализом эффективности использования с/х техники при этом. С помощью этих методов можно вести проектные расчеты по организации службы технического обслуживания и ремонта с/х техники, а также по организации службы управления с/х производством. Однако, для решения этих задач в ряде случаев требуется иной формульный аппарат, отражающий их специфику. Напомним, что мы рассматриваем принципы расчета систем обслуживания только для ограниченного потока требований. Подобные системы являются далеко не единственными в экономической практике. Например, могут быть рассмотрены системы с ограничениями ожидания в очереди (по времени или по длине очереди) или системы с отказами, когда все каналы обслуживания заняты, немедленно получает отказ, покидает систему и в дальнейшем процессе обслуживания не участвует. Задача 2. Сберкасса имеет трех контролеров-кассиров (n=3) для обслуживания вкладчиков. Поток вкладчиков поступает в сберкассу с интенсивностью λ=30 чел./ч. Средняя продолжительность обслуживания контроллером-кассиром одного вкладчика обс =3 мин. Определить характеристики сберкассы как объекта СМО.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |