КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории 3 страница
Хотя конфликты и могут быть очень болезненными, имеется по крайней мере пять положительных моментов, связанных с конфликтами.
ПАТОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯX [наверх] А.И. Пригожин считает, что неэффективные организационные взаимоотношения могут в значительной мере препятствовать достижению организацией её целей. Он выделяет следующие патологии: Конфликт. Любой ли конфликт патология? Нет. Бывают конфликты нужные, ценные для организации. Например, традиционные конфликты между службами главного конструктора и главного технолога. Первые заинтересованы в постоянном изменении выпускаемого изделия, а для вторых каждое из этих изменений - головная боль: надо менять оснастку, переналаживать технологический процесс, поэтому они часто вступают в настоящую борьбу между собой. Тут мы имеем дело с позиционным конфликтом, когда интересы разных групп объективно противостоят. Патологическими подобные конфликты становятся тогда, когда в них вовлекается дополнительное межличностное содержание, когда они переходят "на личности". В таком случае сотрудничество между сторонами, конструктивные взаимодействия между ними становятся невозможными или крайне затруднены. Тогда цели перестают быть общими, люди не могут находить совместные решения. Неуправляемость. Управляемость - одна из важнейших ценностей организации. Но она никогда не может быть полной, стопроцентная управляемость недостижима. Поэтому та или иная степень неуправляемости существует всегда. Когда же эта степень оказывается патологической? Опять-таки, когда несогласованность целей и действий, а также неосуществляемость решений ставят под вопрос достижение целей организацией. Об этом специальный разговор впереди. Бессубъектность. Нередко клиенту приходится простейший вопрос решать на верхнем уровне организационной пирамиды. Такое возникает чаще всего совсем не потому, что люди не хотят решать Вашу проблему, а потому, что им действительно не даны соответствующие полномочия, они не субъекты своей ситуации. Подобная бессубъектность возникает и из-за подбора персонала, не ориентированного на активность и инициативу. То есть бессубъектность возникает потому, что сотрудники либо не могут, либо не хотят делать что-то за пределами минимально предписанного. И тогда консультанту нужно проводить работу по субъективации персонала через пересмотр функций подразделений и сотрудников, новую мотивацию, а также обновление критериев приема новичков. Преобладание личных отношений над служебными. Возникает при включении в организацию родственных, дружеских отношений, когда руководитель вынужден принимать во внимание не только соображения дела, но и привходящие сантименты. Однако отношения между руководителями и подчиненными, между сотрудниками не могут быть полностью равномерными, они включают в себя элементы большей или меньшей симпатии, и нередко это действует во вред бизнесу. Рассеивание целей. Нередко достичь генеральной цели организации можно только одним способом - разделить ее на ряд подцелей, а те, в свою очередь, на следующий ряд подподцелей и так далее через все организационные уровни до последнего исполнителя. А если мы как-то условно соберем совокупность целей, как они понимаются на самом нижнем структурном уровне, то мы исходную, общеорганизационную цель скорее всего не получим. Разница будет всегда. Причин тому несколько. Во-первых, всегда есть трудности в передаче своих мыслей, желаний, интересов от одного человека к другому. И уже здесь возникает некоторый источник взаимонепонимания. Во-вторых, тут случаются коммуникативные тромбы, вызванные неблагоприятным стилем руководства, конфликтными отношениями и т. д. В-третьих, на содержание полученных работником целей всегда накладывается его личный интерес, что, конечно, тоже корректирует содержание этих целей. Наконец, в-четвертых, многие из этих целей приходится раздавать по подразделениям, а каждое из подразделений склонно рассматривать их как единственное, главное, в отрыве от других подразделений или фирмы. Рассеивание целей в организации неизбежно. И это рассеивание тем сильнее, чем крупнее организация, чем длиннее дистанция власти в ней, чем менее мотивирован персонал. Клика. Это сговор работников организации для использования ее ресурсов в собственных целях, но в ущерб целям самой этой организации. Нередко это проявляется в форме фиктивных банкротств. Но чаще я наблюдал это явление в таком варианте: какая-то группа работников незаметно пытается встроить собственный бизнес в работу нанявшей их фирмы, постепенно перетягивая туда клиентуру, эксплуатируя оборудование и марку фирмы или репутацию, помещения и пр. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
ВОПРОСЫ:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 328 с. 2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК ГС, 1996. 3. Грейсон Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. 4. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. 5. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000. 6. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998. - 511 с. 7. Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Питер, 2001. - 320 с. 8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с. 9. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. 10. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле ФАНК. С-Пб. 2000. 11. Овсянко Д.В., Стратегическое управление, СПб, курс лекций, 2003 12. Питер Дойль, Маркетинг-менеджмент и стратегии, СПб, 2003 13. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986. 14. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. 15. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001. 16. Силбигер С. МВА за 10 дней / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с. 17. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.э 18. Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. - М.: Инфра-М, 2000. 19. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories. - Journal of International Business Studies, 14 (Fall), 1983. Лекция 9. Вспомогательные механизмы В этой теме вы узнаете:
Эта категория отражает широкий спектр "полезных" механизмов, которые обеспечивают эффективное функционирование организации. Марвин Вайсборд считает, что механизмы являются "полезными", если они:
Что делает механизм "полезным"? Конечно, не тот факт, что он существует. По мнению Вайсборда, некий механизм полезен, если он позволяет людям делать работу, которую они и другие люди считают ценной. Так, работа должна соответствовать целям, разумно распределена (структура), с добрыми взаимоотношениями и адекватной системой вознаграждений. Распространенная ошибка в деятельности организаций состоит в неправильном определении готовности системы, политики или процедуры к разрешению наболевших проблем. Формальные системы не живут сами по себе и им безразлично, делают ли они ход вещей лучше или хуже. Готовность всегда дает сигнал о потенциальной проблеме, так же как и о ее потенциальном разрешении, поскольку ни то, ни другое не находится вне зависимости от умений и желания людей использовать то, что доступно. Иногда механизмы усугубляют проблемы, которые они были призваны разрешить. Еще хуже, когда они создают новые проблемы, более болезненные. чем прежние. Когда такое случается, это тоже является сигналом, что необходимы некие новые вспомогательные механизмы. Системы менеджмента, сложные ли, как МВО или оценки деятельности, или простые, как еженедельные собрания персонала, призваны координировать деятельность, которую необходимо координировать. Они полезны, когда они на самом деле делают то, для чего разработаны. Вспомогательные механизмы - это способы пересечения других ячеек - полезные способы работы над целями, структурой, взаимоотношениями и вознаграждением; это методы и процедуры совершенствования санирования всех ячеек; это изобретения для улучшения качества труда. Ниже перечислены три класса (потенциальных) вспомогательных механизмов.
Каждый из них, конечно, может быть вспомогательным механизмом, но тот факт, что система существует не означает автоматически, что она полезна. Детальное исследование вспомогательных механизмов является предметом операционного менеджмента. В курсе общего менеджмента мы лишь знакомимся с наиболее актуальными разделами этой темы, в той мере, в которой это необходимо для понимания концепции современного менеджмента. На наш взгляд, такими разделами являются:
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ [наверх] Коммуникация - процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации - обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит принятые решения до сотрудников. Многие теоретики и практики менеджмента согласны с утверждением, что коммуникации являются главными препятствиями на пути достижения целей организации. Выделяют несколько различных видов коммуникаций:
Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении того, что коммуникация - это обмен. В ходе любого обмена обе стороны должны играть активную роль: недостаточно лишь передать информацию - необходимо, чтобы другая сторона восприняла её. Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации. Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:
Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:
Важно отметить, что вследствие несовершенства кода, различиях в интерпретации контекста и воздействия шумов на каждом этапе коммуникативного процесса смысл воспринятого сообщения может (существенно) отличаться от изначального смысла, сформулированного отправителем. Рис 9.1. Общая схема коммуникационного процесса Различают межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы межличностных коммуникаций кроются в индивидуальных особенностях людей и контекста передачи сообщения, то основным фокусом организационных коммуникаций становится создание эффективной системы передачи сообщений. Выделяют пять основных барьеров на пути межличностных коммуникаций:
Западные специалисты по менеджменту предлагают десять правил эффективного слушания, которые в равной мере полезны и в отечественной практике:
Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций. Например:
Барьеры на пути организационных коммуникаций:
Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ [наверх] TQM (Total Quality Management) - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Это системная теория менеджмента качества, созданная американским исследователем Эдвардсом Демингом, долгое время работавшим в Японии. Эта система включает:
Грубо говоря, менеджмент всеобщего качества является адаптацией классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды, когда нормы выработки становятся неэффективны в качестве метода управления. Всеобщее качество - качество материалов, процессов, продукции, доставки и обслуживания положено в основу этой концепции. Причин проблем несоответствия должному качеству работы может быть очень много: плохой материал, плохая технология, плохая организация поставок, плохое освещение, перебои в электропитании, необученность персонала, нетренированность персонала и многое другое. Лишь немногое связано с намеренным недостижением необходимого уровня качества: злостная халатность и злой умысел. Все остальное - не вина, а беда, привнесенная нам плохим менеджментом В 1980х годах Э. Деминг разработал и внедрил программу нового менеджмента, четырнадцать базовых положений которой перекликаются с принципами управления А. Файоля:
В теории TQM принято выделять в осемь принципов менеджмента качества:
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000. Опыт внедрения TQM в российскую практику позволяет выделить пять основных составляющих:
Важно отметить, что TQM - это прежде всего философия, способ отношения к работе. И внедрение надо начинать именно с обучения и воспитания сотрудников. Культура качества - это результат продолжительных усилий, награда за которые - сильная конкурентная позиция на международном рынке. СИСТЕМА "ТОЧНО-В-СРОК" [наверх] Производственная система JIT (just-in-time) представляет собой систему организации управления производственным предприятием, нацеленная на эффективное удовлетворение потребностей потребителя, путем одновременного достижения:
Эти цели достигаются за счет устранения лишнего (непроизводительных затрат) во внутренних процессах предприятия. Характерными чертами JIT, отличающими ее от традиционных систем массового производства, являются:
Решение этих задач потребовало радикальной перестройки организации производства. Система JIT, таким образом, стала принципиально новой формой организации производства, существенно отличной от традиционных. Для того, что бы обеспечить отгрузку готовой продукции на склад точно вовремя потребовалось, во-первых, создать "тянущую" систему управления производством. Для этого реализуется информационная система. Использование информационной системы " Канбан " принципиально изменило задачи централизованного диспетчирование основного производства. В этой системе нет нужды главному диспетчеру координировать и синхронизировать производственный процесс, это осуществляется на основе саморегуляции деятельности производственных участков.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |