КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории 4 страница
Для функционирования информационной системы "Канбан" потребовалось создание относительно автономных предметно замкнутых производственных участков, способных гибко и своевременно реагировать на сигнал о потребности деталей в следующем технологическом переделе. РИС 9. 2. ПРИМЕР КАРТОЧКИ КАНБАН: КАРТОЧКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЗАКАЗА РИС 9. 3.ПРИМЕР КАРТОЧКИ КАНБАН: КАРТОЧКА ОТБОРА Гибкие и автономные участки это:
Таким образом, суть новизны состоит в создании саморегулирующихся относительно автономных производственных участков. Так же как и TQM, JIT не просто производственная технология, а прежде всего философия:
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ "KAIZEN" [наверх] Kaizen как процесс организационных изменений появился в послевоенной Японии, благодаря программе экономической помощи США. Компании, которым удалось перенять передовой опыт Запада, начали создавать товары и услуги мирового качества. Kaizen - это единый процесс, включающий в себя производственные стратегии мирового уровня, такие как JIT, TQM, "Тотальная эффективность производства" (Total Productive Maintenance - TPM) и "Всеобщее участие сотрудников" (Total Employee Involvement - TEI). Его цель - создание потребительской ценности посредством уменьшения добавленной стоимости на каждом технологическом этапе, за счет минимизации затрат. Этого удается достичь, когда сотрудники "заболевают" постоянным совершенствованием. Важнейшие идеи Kaizen заключаются в том, что всякую работу можно непрерывно совершенствовать, всякий рабочий процесс сопряжен с побочными (неэффективными) затратами, снижение или устранение затрат создает истинную потребительскую ценность. Со временем все процессы в организации подвергаются усовершенствованию, неэффективные затраты минимизируются. В процессе работы развивается культура сотрудничества, а непрерывное совершенствование становится долгом каждого. Сотрудники начинают глубже понимать взаимосвязи между процессами и отделами в организации. Люди научаются ценить вклад других в общее дело. Например, в процессе совместной работы над сокращением длительности технологического цикла, сотрудники отдела маркетинга начинают понимать вклад своих коллег-производственников в сокращение сроков разработки и выпуска новых продуктов. А производственники начинают лучше понимать желание маркетологов как можно скорее создать новый продукт и доставить его клиентам. Процесс непрерывного совершенствования Kaizen оказывает воздействие на людей и организации. Каждый взаимосвязан с каждым. На практике организация быстрее реагирует на воздействие экономических и конкурентных факторов. Люди учатся применять методы совершенствования, но, что важнее, они учатся работать вместе. Они также учатся находить силы, чтобы единолично или коллективно решать проблемы и реализовывать изменения гораздо быстрее, чем они могли бы раньше предположить. Подготовка к Kaizen Большинство изменений начинаются вследствие того, что компания переживает кризис или находится на его пороге. Когда высшее руководство приходит к согласию по поводу необходимости изменений, то их решимость ощущается всеми. Время, потраченное на понимание причин, почему изменения необходимы, не окажется напрасным - только так можно гарантировать решимость, когда настанут трудные времена. Однако основная задача Kaizen - поддержать эту движущую силу, не дать ей угаснуть. Крайне важно создать такую систему коммуникаций, которая бы доносила до сведения всех и каждого цели усовершенствования и результаты их усилий. Для того чтобы сохранить заинтересованность всех сотрудников, следует непрерывно ставить новые цели (по мере достижения старых) и совместно праздновать общие достижения. Даже достигнув неплохих начальных результатов, многие компании сбиваются с пути, потому что не отдают должное постановке новых целей. Следует построить такую инфраструктуру организации, которая поддерживала бы движение и развитие. Еще одним важным для поддержания новой культуры инструментом является т.н. "Президентский диагноз". Это процесс информирования сотрудников высшим руководством об успехах на местах (gemba). Когда достигаются цели - устанавливаются новые стандарты. Если целей достичь не удалось - подтверждается необходимость дальнейших усилий. Значимым аспектом Kaizen является то, что это одновременно двунаправленный процесс - сверху вниз и снизу вверх. Сверху высшее руководство устанавливает цели, формулирует видение и принимает непосредственное участие в ключевых бизнес процессах. Менеджеры смотрят на бизнес с процессной точки зрения и своим участием демонстрируют просвещенное лидерство. Сущность составляющей "снизу вверх" довольно проста: идите к gemba - туда, где создается реальная добавленная стоимость, и там все вместе (представители всех уровней и функциональных отделений) совершенствуйте процесс. Устраните неэффективные затраты из ключевых процессов и плывите вверх по течению, непрерывно совершенствую все процессы. Когда стратегии организационных изменений не обращены к gemba, они становятся лишь высокопарными высказываниями менеджмента, не способными достичь чего-то существенного. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ "5S" [наверх] "5S" - это системный подход японского менеджмента к созданию эффективного производства. Свое название он получил от пяти ключевых слов - понятий, лежащих в основе концепции:
Потери, связанные наличием с лишних предметов на участке:
Внедрение системы "5S" протекает, соответственно, в пять этапов:
Рис 9.4. Красный ярлык: средство Организации
Результаты внедрения 5S:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
ВОПРОСЫ:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. 2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000. 3. Кудинов А. Методы повышения эффективности бизнеса: Курс лекций. - Н.Новгород: ОВШМ, 2004. 4. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / М.: ОАО "Типография "Новости", 2002. 5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с. 6. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М., 1992. - 432 с. 7. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1999. - 624 с. 8. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001. 9. Силбигер С. МВА за 10 дней / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с. 10. Holman P., Devane T. The Change Handbook. Berrett-Koehler Publishers, Inc. San Francisco, 1999. Лекция 10. Лидерство В этой теме вы узнаете:
Последней темой, которые мы рассматриваем в рамках курса "основы менеджмента", является лидерство. Марвин Вайсборд считает, что лидерство является тем механизмом, который удерживает все ячейки (цели, структуры, вознаграждения, вспомогательные механизмы и взаимоотношения) в равновесии. Следует сразу отметить, что термин leadership в английским языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовывать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи. Важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. Менеджер и лидер - понятия абсолютно различные: менеджер - это должность, а лидер - признание группы; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор. Фраза, ставшая классической: managers do things right and leaders do right things, смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а (эффективные) лидеры - определяют, что нужно исполнять. О.С. Виханский и А.И. Наумов в своем учебнике "Основы менеджмента" так сравнивают различия между менеджерами и лидерами: Существует несколько теоретических конструкций, системно описывающих лидерство как явление. Танненбаум и Шмидт рассматривают лидерство как континуум стилей руководства от авторитарного (директивного, ориентированного на задачу) до демократического (делегирующего, ориентированного на отношения). Каждая точка этого континуума характеризуется определенным соотношением свободы действий последователей и использования власти лидером. Соответственно, они выделяют семь основных типов лидерского поведения (по мере возрастания свободы действий последователей): Лидер принимает решения и объявляет о нем. Лидер "продает" решение. Лидер выдвигает идеи и инициирует вопросы. Лидер представляет предварительное решение, которое может быть изменено. Лидер представляет проблему, выслушивает предложения и принимает решения. Лидер устанавливает рамки и просит группу принять решение. Лидер позволяет последователям действовать в рамках, определенных руководителем. Роберт Блейк и Джейн Моутон считают лидерство стилем управления, которое детерминируется двумя факторами: степенью учета интересов людей и степенью учета интересов производства. В этой двухмерной матрице (по девять делений на каждое измерение) они выделяют пять базовых типов лидерства: (1,1) Обедненное управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации. (9,1) Власть - подчинение. Эффективность производства рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. (1,9) Управление в духе загородного клуба. Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации. (5,5) Организационное управление. Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетвори тельном уровне морального настроя людей (9,9) Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении. Похожий взгляд представлен в модели Херси-Бланшара. Здесь за основу измерения взяты ориентации лидерского поведения: на взаимоотношения или на задание. Таким образом, в модели выделяется четыре основных типа лидерства: (S1) Telling - Инструктирование. Типичная ситуация директивного лидерства, когда руководитель сам принимает решение, дает конкретные указания и обеспечивают жесткий контроль за работой. (S2) Selling - "Продажа идей". Руководитель объясняет решение и дает возможность для прояснения. (S3) Participating - Тесное сотрудничество. Лидеры делятся идеями и выступают как фасилитаторы в принятии группой решений. (S4) Delegating - Делегирование. Лидер передает другим полномочия самостоятельно принимать и реализовывать решения, последователи принимают на себя ответственность. Важным элементом модели Херси-Бланшара является зрелость последователей, которая определяется как квази-произведение их готовности следовать лидеру (сумма знаний и навыков), желания (мотивации) выполнять задание и уверенности в себе. Соответственно, исследователи выделили четыре типа последователей: R1 - не способны и не хотят выполнять работу или не уверенны в себе. R2 - не способны, но хотят или уверенны в себе. R3 - способны, но не хотят или не уверенны в себе. R4 - способны и хотят или уверенны в себе. В первых двух случаях, по мнению авторов модели, деятельность должна направляться лидером, во вторых двух - регулироваться самими последователями. Вайсборд считает, что главная дилемма лидерства - как заставить других разделить риск. Они не пойдут на это, если думают, что лидер страдает недостатком видения, поскольку нормативное поведение имеет тенденцию усиливаться сверху вниз и немногие люди решатся на риск до того, как это сделает руководитель. Поэтому лидерство требует, помимо поведенческих навыков, понимания окружающей среды и воли сфокусироваться на целях, в особенности когда появляется сигнал тревоги. Важно суметь понять формальное своей роли самими лидерами и степень, в которой это находит отражение в механизмах, призванных поддерживать баланс формальной и неформальной систем. Никто не совершает это действие, балансируя на высоко натянутой проволоке, в совершенстве. Но если эта работа вовсе не выполняется, то на практике формальная организация может оказаться (неформально) без лидера. [наверх] Важнейшей задачей лидера является реализация процесса принятия решений - самостоятельно, с помощью последователей или путем делегирования. Решение - это выбор альтернативы. Управленческое (организационное) решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Лидерское решение - это выбор альтернативы, сопряженный с принятием на себя ответственности за последствия, в т.ч. и для членов группы. Различают две категории решений: Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов и действий. Процедура разрабатывается однажды и повторяется каждый раз при возникновении подобной ситуации. Личная инициатива руководителя низка, а иногда и целиком исключается. Незапрограммированные решения - требуются в ситуациях, которые являются новыми, нестандартными, внутренне не структурированными, связанными с неизвестными или неизмеряемыми факторами. Для таких решений невозможно разработать единую стандартную процедуру - необходим лидер, который возьмет на себя ответственность за реализацию собственной инициативы. Простейшая рациональная модель принятия решений представляет собой четырехшаговый процесс: Выявление проблемы (диагностика, осознание, актуализация, сбор релевантной информации и т.п.) Формализация проблемы (формулирование, установление причин и следствий). Поиск альтернатив (возможных вариантов решения проблемы). Выбор наилучшей альтернативы. А. Карпов предлагает более детальную модель, включающую в себя следующие этапы: Определение исходных данных. Формирование общего фонда информации. Выработка метарешения. Формирование представлений об индивидуальных целях членов группы. Групповая дифференциация. Выбор критерия агрегации индивидуальных предпочтений. Акт выбора. Саймон и Марч, критикуя рациональные модели, указывали на то, что они не всегда учитывают когнитивные, политические и организационные факторы. Сами они предлагали рассматривать процесс принятия решения как последовательность трех комплексных фаз: Разведывательная фаза - выявление проблемы и актуализация принятия решения. Проектная фаза - формулирование вариантов решения проблемы на основе собственного опыта. Фаза выбора (одной из собственных проекций, которая кажется наиболее удачной). Генри Минцберг также считает рациональные модели несовершенными и обращает внимание на то, что они ошибочно считают всякий процесс принятия решений формализованным и локализованным во времени. Неверным, по мнению Минцберга, является и положение о том, что решение всегда предшествует действию. Исследователь предлагает дескриптивный подход, в котором он выделяет три параллельно существующих схемы выработки решений: Схема "сначала думаю": Определение проблемы - Диагностика - Проектирование - Решение (выбор). Схема "сначала вижу": Подготовка - Инкубирование - Просветление Верификация. Схема "сначала делаю": Действие - Выбор - Закрепление. Ниже представлено сравнение трех моделей: М. Вудс предложил четырехэтапную схему процесса принятия решений:
"Что?"
"Классический менеджмент"
Выделение ресурсов
Детально разработанную качественно-нормативную модель принятия решений разработали в 1973 году Врум и Йеттон. Ключевыми элементами этой модели являются: Пять стилей принятия решений, которые может использовать руководитель, разделенные по критерию вовлеченности сотрудников в процесс.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |