Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система цен в экономике, принципы дифференциации цен




Установление единой рыночной цены строго на основе равенства объема спроса и предложения в настоящий момент отошло на задний план. Интернет, корпоратив­ные сети и другие медиаустройства связывают индивидов и компании по всему миру и, как никогда прежде, продавцов и покупателей. Новые технологии привели к устаовлению цен путем переговоров. Сайты проводимых в режиме реального времени аукционов дают возможность покупателям и продавцам легко договориться о цене на тысячи выставленных товаров — от современных компьютеров до антиквариата. Предприятия-поставщики получают возможность своевременно вносить изменения в товары и услуги и корректировать цены на них.

Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению това­ров, то, соответственно, в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различ­ные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (предприятия приобретают сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.) и продавае­мых товаров.

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обна­руживаются в уровнях других цен. Например, от уровня тарифов на грузовые перевозки зависит уровень затрат в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, а следовательно, цены на продукцию этих отраслей в районах потребления или использования. Уровень оптовых цен промышленной продук­ции влияет на затраты в сельском хозяйстве и в отраслях, производящих потреительские товары. Уровень цен сельскохозяйственной продукции (националь­ной или импортной) определяет тенденции изменения цен на товары пищевой, текстильной, обувной промышленности и т. д.

Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирова­ния затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка связаны между со­бой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой пред­приятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйствен­ные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отли­чие закупочной от других видов цен заключается в том, что в ее состав не вклю­чаются НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сель­ским хозяйством материально-технических ресурсов.

В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют со­бой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам.

Биржевая цена также считается оптовой.

Розничные цены — это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма роз­ничной цены.

Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены.

В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая, розничная).

Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (накидку).

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между опто­вой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена произ­водства. Цена спроса — та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предло­жении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на ос­нове издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансиро­ванный капитал.

Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органа­ми управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления уста­навливают какие-либо ограничивающие их условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированными, рекомендуе­мыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В России с 1995 г. вве­дены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, за­купаемую на государственные нужды (в федеральный и региональные фонды) в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных. Условием эффективного применения гарантированных цен является их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием.

В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены — это такие, выше которых предприятия не могут устанав­ливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, сколь­зящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанав­ливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в до­говоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в:

1) сделках с немедленной поставкой;

2) сделках с поставкой в течение короткого срока;

3) в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки. При длитель­ных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, измене­нию не подлежит» должна присутствовать обязательно.

Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фик­сированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальней­шем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в до­говоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «ого­ворка о повышении и понижении цены».

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от кон­трактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые товары; продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.

Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора пу­тем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издерж­ках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.).

Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, т. е. цена, применяемая в качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зар­плату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользо­ваться.

Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.

В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть вне­сены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в про­центах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от об­щей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.

В договоре или контракте может быть предусмотрено, что скольжение распро­страняется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей стоимости заказа.

В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (напри­мер, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение это­го периода поставщик может закупить все необходимые материалы для вы­полнения заказа.

На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть ее фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользя­щей цены.

4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуе­мые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.

Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных ис­точниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейску­рантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, спе­циальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, т. е. не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в ка­честве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной понимают цену товара определен­ного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравне­нию с ценами реальных сделок. В ходе переговоров покупатель пытается добить­ся снижения первоначально назначенной продавцом цены, используя различные доводы и аргументы, тактические и психологические приемы. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30% и даже 50%.

Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.

Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сдел­ки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю).

Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств ис­пользуются базовые цены. Базовыми считают цены, действовавшие на 1 число ме­сяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

Цены фактических сделок — те, по которым фактически совершается сделка купли-продажи товара, услуги. Они также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.

Цены предложения крупных фирм — также справочные цены, так как первона­чальные цены в результате торга обычно снижаются.

Прейскурантные цены — это цены на товары и услуги, зафиксированные в спе­циальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия. В прейскурантах могут быть представлены базисные цены на отдельные категории товаров, отражено качество товара, способы транспортировки, скидки и условия их предоставления, условия оплаты, налоги и другие условия, от которых зависит раз­мер фактической цены.

Прейскурантные цены — это вид справочной цены. Прейскуранты и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.

В целом, справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное обо­рудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого кон­кретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятель­ство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производи­мое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершен­ствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Све­дения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов при наличии устойчивых связей между контрагентами.

5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образу­ется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, бирже­вые котировки, цены торгов.

Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги, специализирующиеся на сбы­те определенных товаров в заранее установленное время в определенном месте. Они проводятся чаще всего один или несколько раз в год, чаще всего в традицион­ной для каждого аукциона форме. Общие условия продажи определяются продав­цом. Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимально предложен­ному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в болыиин- стве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукцио­нах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго инди­видуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

При аукционной продаже, в отличие от обычной, отсутствует ответственность продавца за качество проданного товара.

Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.

Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посред­ника в процессе продвижения товаров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.

На биржах заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров, ко­торые соответствуют установленным образцам и стандартам, цены на которые устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.

Товарным биржам присуща регулярность торговли, ее приуроченность к стро­го определенному месту, условиям и срокам поставки, ведение торговли на осно­ве встречных предложений покупателей и продавцов, осуществление договоров (контрактов) на поставку, заключение сделок с поставкой товаров как со склада, так и в будущем (фьючерсные контракты).

На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефть и нефтепродукты, зерновые, масличные культуры, сахар, какао-бобы, живой скот и т. д.

Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на биржах рас­пространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые приходится око­ло 15-20% всего экспорта развитых стран.

Поскольку биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.

Биржевые цены чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов. Являясь разновидностью оптовой (отпускной) цены предприятия, цена биржевого товара (или бирже­вых сделок) формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния до места поставки, преду­смотренного биржевым контрактом.

Хотя объем сделок на бирже не так уж и велик в мировой торговле соответ-; твующими товарами, влияние биржи на цены мирового рынка и конкретных сде­лок исключительно велико.

Уровни цен аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюл- т тенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами в ежемесячных

и ежегодных изданиях международных экономических организаций (ООН, МВФ ит. д.).

Цены торгов — это цены особой формы специализированной торговли, кото­рая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном доку­менте (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.

Другими словами, цены торгов опосредствуют особую форму торговли, при которой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполне­нию определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффек­тивный.

Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из этих пред­ложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене предложения.

Система внутренних торгов в России развита слабо. Что касается международных торгов, то они проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции ма­шиностроения, обладающей ярко выраженными индивидуальными характеристи­ками (энергетическое, металлургическое машиностроение, подъемно-транспортное, дорожно-строительное, самолеты, суда и т. д.). В настоящее время цены торгов охва­тывают около 1 /3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Помимо это­го, на торгах оценивается строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портовых и коммунальных со­оружений, электростанций, а также лицензии и различные инженерно-консуль­тационные услуги.

Поскольку на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди про­давцов, постольку цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.

Результаты торгов, в том числе и цены, публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных (обычно правитель­ственных) органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах, а также рассылаются в торговые представительства и посольства других государств (через представителей торговых палат) для распространения среди деловых кругов.

6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.

Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени. Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйствен­ную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции, расширения, технического пе­ревооружения различных объектов, которые включаются в смету расходов на производство работ. Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предваритель­но определенной шкале.

7. Внутрифирменные цены.

Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы, т. е. они приме­няются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фир­мы, а также разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены яв­ляются разновидностью оптовой цены.

Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяйственном обо­роте в капиталистических странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснациональных компа­ний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой рас­ширения сферы применения трансфертных цен.

Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют ком­мерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оцен­кам, в 3-4 раза выше.

Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфаб­рикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкуренто­способность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляе­мые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспо­собность.

8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена- нетто — цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена)1 определя­ется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, на­личия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).

Дифференциация цен в зависимости от того, кто: продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, происходит по виду «франко». Термин «франко» по­казывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребите­ля — все расходы оплачиваются продавцом.2

В российской практике применяется два основных вида цен франко: цена франко-станция (пристань) отправления и цена франко-станция (пристань) на­значения.

Цена франко-станция (пристань) отправления включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства.

Цена франко-станция (пристань) назначения помимо вышеназванных расхо­дов дополнительно включает расходы на перевозку продукции до станции назна­чения.

Если на продукцию имеются прейскуранты, то вид цены франко и порядок ее применения оговариваются в общих указаниях соответствующего прейскуранта.

Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах. Порядок обязан­ностей продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов изложен в документе, который известен как «ИН- КОТЕРМС» — сборник Международных правил толкования торговых терминов, издаваемых Международной торговой палатой. С 1 января 2000 г. в силу вступила новая, седьмая по счету, редакция «ИНКОТЕРМС» - «ИНКОТЕРМС-2000».

Типовые условия поставки продукции различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли-продажи не знакомы с этими различиями в торговой практике своих партнеров по сделке. Это может служить причиной возникновения недопонимания, споров, служебных разбирательств. Для реше­ния этой проблемы, которая возникла еще в первой половине XX в., Междуна­родная торговая палата в 1936 г. опубликовала перечень международных правил, известных как «ИНКОТЕРМС» - INTERNATIONALCOMMERCIALTERMS. Затем вышли редакции 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и, наконец, 2000 г.

«Инкотермс» является основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров. «Инкотермс» носит рекомен­дательный (необязательный) характер, т. е. применяется в контракте по догово­ренности сторон, при наличии ссылки на него.

Во многих странах мира, прежде всего в Европе, Международные правила яв­ляются основным, базовым документом по вопросам применения и толкования базисных условий поставки. По этой причине многие традиционные российские торговые партнеры, в первую очередь из европейских стран, настаивают на необ­ходимости применения в контрактах новой редакции «Инкотермс», т. е. редак­ции 2000 г.

Одним из двух главных условий внешнеторгового контракта, входящих в груп­пу обязательных условий, наряду с условиями платежа являются базисные усло­вия поставки «Инкотермс». Они в первую очередь определяют, кто из участников сделки несет транспортные расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю.

Поскольку транспортные расходы продавца (расходы по доставке товара) ав­томатически входят в цену товара, то от способа их распределения зависит «на­полняемость» внешнеторговой цены.

Транспортные расходы продавца, составляющие наряду с собственно ценой то­вара (отпускной ценой товара) внешнеторговую цену, весьма разнообразны и мо­гут составлять до 40-50% цены товара (так называемая транспортная составля­ющая). Эти расходы могут включать: расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату погрузки товара на транспортные средства внутреннего перевоз­чика (железная дорога, автомобильный, авиационный, водный транспорт), оплату перевозки товара от пункта отправления (склад готовой продукции завода-изгото­вителя) до внутренних промежуточных пунктов погрузки (терминал магистраль­ного товара в порту (транспорта), оплату расходов по погрузке (перегрузке) товара на транспортные средства покупателя, оплату перевозки товара международным транспортом, страхование товара, хранение товара в порту, перегрузку или пере- тарку товара в пункте назначения, оплату расходов по экспортной или импортной таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги, пошлины и иные платежи, связанные с перемещением товара через границу) и др. Таким образом, базис по­ставки определяет «границу» транспортных расходов продавца, за которой эти рас­ходы начинает нести покупатель.

В «Инкотермс-2000» содержится трактовка 13 базисных условий поставки рас­положенных последовательно друг за другом по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке товара, т. е. от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки «Ех Works» — с завода) до расходов и обязан­ностей наибольших, максимальных (условие «DDP» — поставка с оплатой по­шлины, т. е. поставка полностью оплачена) (табл. 2.1).

Рассмотрим содержание приведенных в табл. 2.1 базисных условий поставки.

Таблица 2.1. Классификация условий поставки по «Инкотермс-2000»

 

Наиме­нование группы Условия поставки (торго­вые тер­мины) Условия возмещения транспортных расходов, возмещения рисков, таможенных пошлин и сборов Транспорт (способ транспортировки)
водный автомо- бильный железнодо­рожный воздушный комбинированный
Группа ЕХВ Франко-завод + + + + +
«Е»
Группа ФКА Свободно у перевозчика + + + + +
«Ф» ФАС Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки) + - - - -
  ФОБ Свободно на борту судна (название порта отгрузки) + - - - -
Группа СФР Цена и фрахт (оплачен фрахт до порта назначения) + - - - -
«С» СИФ Цена, страховка, фрахт + - - - _
  СПТ Перевозка оплачена до... (указывается пункт назначе­ния) + + + + +
  СИП Провозная плата и страхова­ние оплачены до... + + + + +
Группа ДАФ Доставлено до границы + + + + +
«Д» ДЕС Доставлено с судна + - - - -
  ДЕК Доставлено на пристань + - - - -
  ДДУ Доставлено без оплаты пошлины + + + + +
  ДДП Доставлено с оплатой по­шлины + + + + +

 

 

Из табл. 2.1 видно, что всего насчитывается 13 терминов, которые сгруппиро­ваны в четыре группы (Е, Ф, С, Д) — базисные категории. Базисные условия по­ставки включаются в ту или иную группу по двум критериям:

1) распределение транспортных расходов;

2) рисков, которые несет продавец в зависимости от применяемого базиса по­ставки.

Группа «Е» — отгрузка. Включает условия ЕХВ (ЕХВ — ExWorks... namedpla­ce) — с завода (с фабрики, предприятия, со склада). Согласно данному условию поставки, продавец передает товар покупателю у себя на предприятии (на складе). Товар при этом подготовлен для отправки в транспортном состоянии (полностью готов к отгрузке). Погрузка осуществляется за счет покупателя. Именно покупа­тель подает транспортное средство и организует погрузку. Покупатель несет все риски за доставку до места назначения. Он же осуществляет таможенную очистку и должен получить экспортную лицензию. Таким образом, у продавца минималь­ные обязательства. Он не несет никаких рисков и расходов по доставке груза.

При данном условии поставка может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного.

Группа «Ф» (основной фрахт не оплачен) включает условия, согласно кото­рым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных поку­пателем, предусмотрены три условия поставки.

1. ФКА— FCA (FreeCarrier... namedplace) (франко-перевозчик) — свободно у перевозчика в поименованном пункте.

Продавец передает товар, прошедший вывозную таможенную очистку, на по­печение перевозчика, указанного покупателем в обозначенном месте или пункте. При этом в соответствии с «Инкотермс-2000» у продавца есть выбор. Он может поставить товар на своем предприятии (если, например, у предприятия имеется железнодорожная колея) либо доставить за свой счет товар на терминал маги­стрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт), где уже перевозчик за счет покупателя разгружает товар, прибыв­ший на транспортном средстве продавца. Продавец в подтверждение сдачи то­вара перевозчику должен представить коносамент («коносамент» от француз­скогоconnaissement — документ, содержащий условия договора морской перевозки груза), накладную или расписку перевозчика о приеме груза. При данном усло­вии поставки в перевозке могут участвовать любые виды транспорта, включая смешанные перевозки.

2. ФАС — FAS (Free along side ship... named port of shipment) — свободенубор­тасудна.

При данном условии поставки товар должен быть размещен вдоль борта судна на причале (на набережной) или на лихтерах (самоходных баржах) в обозначен­ном порту погрузки. Продавец должен за свой счет поставить товар в порт по­грузки, в указанное покупателем место (например, на грузовой причал № 3) и расположить товар вдоль борта зафрахтованного покупателем судна (в зоне до­сягаемости судовых кранов).

Покупатель обязан своевременно зафрахтовать судно, заблаговременно сооб­щить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы, падающие на товар с момента его размещения вдоль борта судна. С этого мо­мента риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экс­портной лицензии лежит на продавце.

Условие ФАС может применяться только при морских или внутренних вод­ных перевозках.

3. ФОБ — FOB (Free оп Board... namedportofshipment) — свободно на борту судна в обозначенном порту отгрузки.

Продавец обязан поставить за свой счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в установленные сроки и вручить покупателю бортовой коносамент — водную транспортную накладную. С этого момента (перехода товара через поручни судна в порту отгрузки) покупатель дол­жен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара.

По условиям ФОБ на продавца возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для экспорта.

Цена ФОБ обычно традиционно понимается как экспортная цена. Данное ус­ловие поставки применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским и речным).

Группа «С» включает четыре условия поставки и означает, что основная по­ставка (перевозка) оплачена.

1. СФР — CFR (Cost and Freight... named port of destination) — стоимостьифрахт.

По данному условию поставки продавец должен за свой счет зафрахтовать суд­но, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленные сроки. Это означает, что в экспортную цену, уплачиваемую покупателем, входят стоимость товара и фрахт до порта назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. При данной поставке на продавце лежат обязательства по экспорт­ной очистке товара от пошлин. Применяется такая поставка при водных перевоз­ках (морской, речной транспорт).

2. СИФ — CIF (Cost, Insurance, Freight... named port of destination) — стоимость, страхование, фрахт.

Продавец несет те же обязанности, что и при поставке СФР, но должен допол­нительно обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя, т. е. в цену товара при поставке СИФ включается стоимость товара, фрахт до порта назначе­ния и страхование от согласованных рисков. Если покупатель специально не ого­варивает страхование, оно осуществляется на минимальных условиях, т. е. груз будет автоматически страховаться на минимальных условиях — 110%. Продавец лолжен вручить покупателю страховой полис, выписанный (оформленный) на имя покупателя.

Данная поставка применяется при водных перевозках.

Условие поставки СИФ, так же как и ФОБ, является самым старым и наибо­лее широко применяемым термином, они появились еще до опубликования «Ин­котермс-1936». Если цена ФОБ, как отмечалось выше, традиционно понимается как экспортная, то цена СИФ — как импортная.

3. СПТ — СРТ (CarriagePaidto... namedofdestination) — провозная плата оплачена до поименованного пункта.

Данная поставка является сухопутно-воздушным эквивалентом СФР. При дан­ной поставке продавец оплачивает доставку товара до поименованного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пунк­те отправления. Поставка СПТ может применяться при любых видах транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях.

В обязанности продавца входит очистка товара для экспорта. Расходы по вы­грузке товара в пункте назначения несет покупатель.

4. СИП — CIP (Carriage and Insurance Paid to... named place of destination) — провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта.

При данной поставке дополнительно к обязанностям, что и при поставке на условиях СПТ, продавец должен обеспечить страхование товаров от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страхо­вую премию. Он обязан также обеспечить таможенную очистку товара для экспор­та. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель. При отсут­ствии специальных указаний от покупателя продавец будет страховать товар на минимальных условиях — 110% («свободен от частной аварии»). Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика (например, на складе пере­возчика в пункте отправления).

Данная поставка является «сухопутным, неводным» эквивалентом базиса СИФ, т. е. применима для сухопутных и воздушных поставок товара, хотя может быть применима и для водных поставок, т. е. применима для любых способов перевозки, включая смешанную.

Группа «Д» означает доставку или прибытие: поставщику необходимо опла­тить транспортировку и нести риски до места назначения. Эта группа включает пять условий доставки.

1. ДАФ — DAF (DeliveredatFrontier... namedplace) — поставлено на границе в поименованном пункте.

Продавец обязан поставить неразгруженный товар, очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте срок в согласованный пункт (место) на границе.

Под термином «граница» понимается любая граница, включая и границу стра­ны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный пере­ход или место на соответствующей границе (например: «пограничный переход Лужайка на российско-финской границе»).

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на по­купателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте поставки на границе.

Данная поставка предназначена для применения при поставках товара по же­лезной дороге или автодорожным транспортом, т. е. когда товар поставляется до сухопутной границы.

2. ДЕС — DES (Delivered Ex Ship.... namedportofdestination) — поставлено с судна в поименованном порту.

Продавец обязан за свой счет в установленный в контракте срок доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в обычном пункте разгрузки (например, на грузовом причале) та­ким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара.

Расходы по выгрузке товара и по его таможенной очистке для импорта несет покупатель. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец.

Данная поставка используется только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

3. ДЕК — DEQ (DeliveredExQuayDutyPaid... namedportofdestination) — поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте.

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на причале (при­стани). Он несет расходы по доставке товара в порт назначения плюс расходы по выгрузке товара и расположению его на причале (пристани). Продавец за свой счет представляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупа­тель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани.

Импортная таможенная очистка товара и получение импортной лицензии, как и при ДЕС, осуществляется покупателем.

Данное условие поставки применительно при морских перевозках и перевоз­ках внутренним водным транспортом.

4. ДДУ — DDU (DeliveredDutyUnpaid... namedplaceofdestination) — постав­лено без оплаты пошлины в поименованном пункте. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Все обязанности продавца считаются выполненными с мо­мента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Все расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе. Эта поставка мо­жет применяться независимо от вида транспорта.

5. ДДП — DDP (Delivered Duty Paid.... namedplaceofdestination) — поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте.

Продавец оплачивает все расходы, все сборы по доставке товара, включая тамо­женные пошлины страны назначения, несет все риски по утрате, хищению и т. д.

Обязательства продавца считаются выполненными с момента предоставления товара в согласованном пункте назначения.

Аналогично базису поставки ДДУ покупатель оплачивает расходы по разгруз­ке прибывших транспортных средств, а в случае, когда поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается выполненной после погрузки или перегрузки товара на транспортное средство покупателя.

Как видим из представленных условий поставки, из 13 рассматриваемых в «Инкотермс» терминов только два (СИФ, СИП) включают условие обязательного страхо­вания, все остальные условия поставки, включая ДДУ, ДДП, заключения договора страхования не требуют. Поэтому если покупатель хочет застраховать товар на дру­гих условиях поставки (от других рисков), он должен своевременно сообщить про­давцу, от каких конкретных рисков товар должен быть застрахован.

Что касается деления между покупателем и поставщиком товара пошлин, на­логов и других официальных сборов, а также затрат на выполнение таможенных процедур, то «Инкотермс» объясняет, в каком размере эти расходы делятся между сторонами. Например, может случиться, что покупатель пожелает принять товар на складских площадях, согласно условиям ЕХВ, либо получит товар в соответ­ствии с условиями ФАС, но желает, чтобы продавец произвел таможенную очист­ку товара по экспорту. В этом случае после соответствующего торгового термина следует добавить формулировку «включая таможенную очистку по экспорту». Наоборот, в условиях ДЕК или ДДП можно указать «пошлины не оплачены» или указать, какие конкретные налоги или сборы не оплачены (например, налог на добавленную стоимость).

9. Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние между­народной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены опреде­ляются по одним товарам (обычно — сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изго­товлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены:

1) крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

2) сделок, носящих регулярный характер;

3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.

Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предо­пределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества рос­сийских предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в каче­стве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.

Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный мо­мент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от есте­ственных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможно­стей крупных монополистов влиять на их динамику.

На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний — производителей и экспортеров соответствующей продук­ции, а также цены на рынках отдельных стран — основных производителей това­ров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС — ФРГ, Бельгии, Фран­ции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.

По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу — экспортные цены Кана­ды; нефть — экспортные цены стран — членов ОПЕК; пиломатериалы — экспорт­ные цены Швеции; каучук — цены Сингапурской биржи; цветные металлы — цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай — цены аукционов в Калькутте, Колом­бо, Лондоне.

Если по сырьевым товарам определение мировой цены не представляет труд­ностей (определяют по странам — основным поставщикам сырья), то в отноше­нии готовых изделий для выбора цены, соответствующей мировым показателям, приходится использовать цены иногда десятков фирм, производящих аналогич­ную продукцию, в то время как по сырью в качестве мировой цены могут быть взяты 1-3 показателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.