Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и структура цены




В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены — это ее составные элементы, выражен­ные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль, выражен­ные в рублях).

Структура цены — это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Ины­ми словами, структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене това­ра. Например, если розничная цена товара 15 руб., а себестоимость 1 руб. 50 коп., то можно сказать, что себестоимость составляет 10% от розничной цены.

Традиционно в структуре цены выделяют следующие элементы:

1) себестоимость продукции;

2) прибыль предприятия. Итого: оптовая цена предприятия без НДС;

3) акциз по подакцизным товарам. Итого: отпускная цена предприятия без НДС;

4) НДС. Итого: отпускная цена предприятия с НДС;

5) снабженческо-сбытовая надбавка. Итого: Продажная цена оптового посред­ника;

6) торговая надбавка. Итого: розничная цена.

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составля­ют себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно прини­мать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.

Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и такти­ки ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себесто­имость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности. Большая доля прибыли и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обрат­ной ситуации — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борь­бе использовать фактор снижения цен.

Себестоимость — не только ведущий элемент цены, но и один из факторов, ее определяющих. Производители продукции, как правило, в первую очередь стре­мятся определить, за какую цену они могут реализовать свою продукцию, учиты­вают спрос, объем поступления аналогичной продукции, конъюнктуру рынка, а затем определяют затраты, соответствующие действующим на рынке ценам.

Наибольшая часть расходов, связанная с изготовлением продукции, включает­ся в себестоимость. Себестоимость продукции — это текущие затраты на ее про­изводство и реализацию, исчисленные в денежном выражении. Другая часть рас­ходов предприятия покрывается за счет прибыли, причем либо до, либо после ее налогообложения. Это процент, уплаченный за использование заемных средств, капитальные вложения и расходы на содержание социальной сферы предприя­тия, экономические санкции, уплаченные предприятием, и т. д.

В современных условиях цены определяются предприятиями самостоятельно, что касается состава затрат, включаемых в себестоимость, то они регламентиру­ются гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие 6 августа 2001 г., №110-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Покрываются издержки на производство продукции себестоимостью или воз­мещаются из прибыли, это существенно не влияет на уровень цен, а вот сколько чистой прибыли остается у предприятия после уплаты налога, этот вопрос очень актуален для каждого руководителя предприятия. До уплаты налога предприя­тия готовы покрывать все расходы, после его уплаты это уже будет ущемлением их экономических интересов. Налоговой службе важно, чтобы большинство рас­ходов, не включенных в себестоимость, предприятия оплатили после внесения налога в бюджет. Этим объясняется то обстоятельство, что состав некоторых за­трат, включаемых в себестоимость, не носит постоянного характера и зависит от налоговой политики в стране. Поэтому для уточнения состава затрат, включае­мых в себестоимость и покрываемых из прибыли, следует обращаться к действу­ющим на определенную дату законодательным документам.

Для целей ценообразования необходима калькуляция, т. е. исчисление себе­стоимости на единицу продукции. Различают плановую, нормативную и отчет­ную калькуляции. Для целей ценообразования (определения, прогнозирования цен) используется плановая себестоимость, базирующаяся на прогрессивных нор­мах расхода материалов, рабочего времени, электроэнергии и пр.

Кроме калькуляции себестоимости единицы продукции в практике широко ис­пользуется смета затрат. В калькуляции затраты группируются по калькуляцион­ным статьям, их состав формируется с учетом специфики производства. Калькуля­ционные статьи формируются по месту возникновения затрат, они показывают, на какие цели были произведены затраты.

Затраты, образующие смету затрат, группируются по экономическому содер­жанию и включают следующие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, ЕСН, амортизация, прочие затраты. Смета, как правило, составляет­ся в целом по производству. Для целей ценообразования смета может использо­ваться в монономенклатурных производствах. Здесь, определив суммарные за­траты на производство товаров, услуг и разделив на их количество, определяют себестоимость единицы продукции. Если у предприятия широкий ассортимент выпускаемой продукции, то для расчета цен смета не подходит. В многономенк­латурных производствах рассчитывают себестоимость конкретных изделий.

На практике каждое предприятие самостоятельно определяет калькуляцион­ные статьи затрат. Этому способствует принятая на большинстве предприятий (особенно в коммерческих структурах) практика учета затрат на производство в разрезе основных калькуляционных статей: материалы (на изготовление продук­ции); зарплата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; прочие прямые затраты; накладные расходы. На крупных предприятиях в состав последних включаются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Перечисленный состав калькуляционных статей очень приближен к составу, применяемому многими зарубежными фирмами. Он позволяет, с одной стороны, организовать учет в соответствии с требованиями международных стандартов, а с другой — получать информацию, необходимую для целей ценообразования.

Также предприятия несут непосредственно расходы, связанные с упаковкой, транспортировкой уже готового товара, другие затраты, связанные с его реализа­цией и влияющие на уровень себестоимости и цены. Удельный вес затрат, связан­ных со сбытом, в общих затратах фирм относительно мал на внутреннем рынке, но он существенно увеличивается при работе предприятия на экспорт. Расходы, связанные с реализацией товара, называются внепроизводственными или ком­мерческими расходами. Состав внепроизводственных (коммерческих) расходов в нашей стране и за рубежом не идентичен. Присоединение внепроизводствен­ных расходов к производственным позволяет получать полную себестоимость произведенного товара. На практике термином «полная себестоимость» очень часто пользуются для характеристики полной производственной себестоимости как суммы прямых и общехозяйственных (накладных) расходов.

В иностранной экономической литературе при характеристике полной себе­стоимости отдается предпочтение термину «складская себестоимость» как сумме всех производственных и непроизводственных расходов. На основе этого показа­теля определяются финансовые результаты предприятия. Именно полная себе­стоимость нужна для экономических расчетов, анализа, именно она используется в практике ценообразования.

Разделение издержек на переменные и постоянные в отечественной практике совпадает с их делением на прямые и косвенные. Прямые расходы прямо отно­сятся на себестоимость продукции. Косвенные расходы — это дополнительные к основным затратам, не связанные непосредственно с производством отдельных изделий или вида работ, они относятся на весь выпуск продукции. В себестои­мость продукции они включаются не прямо, а косвенно, с помощью каких-либо модулей (пропорционально сумме производственной заработной платы; сумме прямых затрат; стоимости и количеству сырья и материалов; стоимости всех пря­мых расходов). В западных странах принято включать в себестоимость только прямые, или переменные, затраты, т. е. те, которые зависят от изменения объемов производства. Косвенные (накладные) затраты тоже входят в текущие издержки, но они не включаются в себестоимость, а возмещаются из выручки или валовой прибыли. Поскольку предприятия самостоятельны в вопросах установления цены, то и центр тяжести в калькуляционной работе можно перенести с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной себестои­мости на прогнозно-аналитические действия, определяя сокращенную себесто­имость. Сокращенная себестоимость включает набор прямых, или переменных, затрат, косвенные, или постоянные, затраты при этом в себестоимость конкрет­ных изделий не включаются, а списываются на финансовые результаты, уменьшая валовую прибыль, т. е. прибыль до налогообложения.

Сокращенная себестоимость применяется при определении цен на продукцию, выпускаемую дополнительно сверх уже имеющегося производства, а также в условиях острой конкуренции при отсутствии других альтернатив или в услови­ях, когда необходимо сохранить либо завоевать тот или иной рынок, в условиях демпингового ценообразования, в условиях неблагоприятной конкурентной си­туации, на начальных стадиях производства новых изделий. Во всех случаях этот метод определяет минимальную цену краткосрочных продаж.

Прибыль является формой чистого дохода, реализуемого ценой. Она должна быть обязательным элементом цены. Это отвечает требованиям хозяйствующих субъектов. Утвердившийся термин «нормальная цена» или «справедливая цена» — это такая цена, которая определяется как сумма себестоимости и приемлемой при­были, объективно необходимой на развитие предприятия.

Величина всей прибыли от реализации товаров зависит от трех факторов: при­быльности единицы каждого вида товаров, от общего объема продаж и от струк­туры продаж. Чем выше удельный вес относительно более прибыльных изделий, тем больше масса прибыли при одной и той же общей сумме затрат.

Прибыль необходима в предпринимательской деятельности, поскольку ее не­получение содержит риск банкротства. За счет прибыли предприятие:

• уплачивает налог на прибыль и ряд других налогов: на имущество, на рекла­му и т. д.;

• осуществляет инвестиции, создает резервы на случай чрезвычайных расходов;

• осуществляет текущие, так называемые операционные и внереализацион­ные расходы, а именно: уплачивает проценты по полученным кредитам (сверх тех процентов, которые допускается, по инструкции, включать в себестои­мость); уплачивает курсовые разницы партнерам по договорам, заключен­ным в иностранной валюте (если курс валюты изменился в пользу парт­неров);

• уплачивает штрафы, пени, неустойки.

Остаток прибыли является источником уплаты взносов по добровольному иму­щественному и личному страхованию, а также источником содержания предпри­нимателя-собственника, так как он не получает заработной платы. За счет остатка прибыли, предназначенного для потребления, проводятся, кроме того, по мере воз­можности, так называемые целевые мероприятия (конференции, семинары), ока­зывается материальная помощь работникам предприятия, спонсорская помощь другим предприятиям, осуществляется благотворительность. Если коммерческое предприятие является акционерным обществом, то за счет остатка прибыли вы­плачиваются дивиденды владельцам акций этого предприятия. Собственники, вло­жившие в данное дело свой капитал, получают для своего потребления таким обра­зом часть прибыли. Если один или несколько собственников выполняют при этом менеджерские функции, то по решению собрания акционеров они получают, кроме дивидендов, также и вознаграждение за труд.

Государство также заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре государственного бюджета налог на прибыль занимает ведущую долю его доходов. Отсутствие прибыли автоматически исключает этот ведущий источник государственных доходов.

При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от движения себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы пред­приятий и государственного бюджета.

Относительной величиной прибыли является рентабельность изделий. Следу­ет учесть, что если цены регулируются, то регулируется не прибыль, а рентабель­ность изделий. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли — вели­чина, производная, зависящая от нормы рентабельности. В ценообразовании важна рентабельность изделий. Она показывает эффективность их выпуска, по­скольку отражает взаимосвязь массы прибыли, получаемой от реализации изде­лий, и использованных на их производство затрат. Рентабельность изделий име­ет важное значение:

1) для сопоставления результатов выпуска соответствующей продукции;

2) для оценки конкурентоспособности изделий.

При реализации продукции по свободным ценам никаких предельных норма­тивов рентабельности не предусматривается.

Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям- предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупоч- ные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реа­лизации.

Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги опто­вого звена, поэтому, как любая цена, включает затраты и прибыль. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплек­тации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а так­же прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.

Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соот­ветствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств про­дукции, товаров.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченны­ми сроками завоза грузов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут сами устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции внутри данного региона. Более того, органы исполнительной власти в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых наценок, но и устанав­ливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки).

Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые таможенные пошлины, сбо­ры (платежи) за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций при реализации продукции по свободным ценам.

Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприя­тиями населению, возмещаются через торговую надбавку.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъ­юнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного про­давца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реа­лизации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.

Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавли­вают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского пи­тания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, сред­них специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с огра­ниченными сроками завоза грузов.

На предприятиях общественного питания цены на реализуемую продукцию формируются исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту про­дукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) или торговой надбавки и наценки.

Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, от­числения в бюджет (кроме предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Органы ис­полнительной власти России могут вводить государственное регулирование на­ценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания.

Величина издержек обращения связана с условиями купли-продажи. Чем боль­ше посредников участвует в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше будет уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению то­вародвижения. Крупный оптовик дает крупные, выгодные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличается от мелкого и розничного тем, что не за­вышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами устанавливают свои отпускную и розничную цены, определяя долю другого посредника или роз­ничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая, или торго­вая, скидка.

Важное место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-эко­номической сути налог — это принудительный сбор (платеж), взимаемый госу­дарством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента.

Налоги, заложенные в цену, выполняют значительную социально-экономиче­скую роль, а именно:

• являются главным источником формирования доходов государственного бюд­жета;

• влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, со­кращению;

• могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение;

• выполняют активные социальные действия — определяют степень социаль­ной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.

В состав цены товара отечественного производства включаются следующие виды налогов:

• Единый социальный налог;

• налог на добавленную стоимость;

• акциз;

• не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль предприятий.

Социальные налоги (Единый социальный налог) — это отчисления на государ­ственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Они на­правляются соответственно на счет пенсионного фонда, фонда социального стра­хования, обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог был введен с 1 января 2001 г. и заменил ранее действующие взносы в государ­ственные внебюджетные фонды.

Величина Единого социального налога жестко связана с расходами на заработ­ную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисле­ния на социальные нужды.

Разные налоги (сборы, пошлины, платежи), повышая цену товара, по-разному отражаются на издержках и прибыли. Одни из них плательщики должны вклю­чать в издержки, другие — вычитать из прибыли, а третьи представляют собой прямую надбавку к цене.

В себестоимость включаются отчисления, формирующие внебюджетные фон­ды социальной защиты населения, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятий. За счет прибыли возмещаются налог на имущество (он уплачивается из прибыли до ее налогообложения), налог на прибыль.

Налоги и платежи, источником уплаты которых служит прибыль, также воз­действуют на цену, поскольку любой производитель стремится получить макси­мальную чистую прибыль (т. е. прибыль, остающуюся у него после уплаты нало­гов и внесения платежей) и рост налогов и платежей старается компенсировать увеличением цены товара.

Так как НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции. При падении объема про­изводства НДС только углубляет инфляцию, напрямую влияя на рост цен.

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юриди­ческих лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реали­зации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, тамо­женные пошлины и др.

Налог на добавленную стоимость и акцизы были введены в российскую хозяй­ственную практику с 1 января 1992 г. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.

По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость1 представ­ляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуе­мой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров, вы­полнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изго­товленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнение работ, услуг.

На практике НДС определяется как разница между суммой налога, получен­ной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой на­лога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.

Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара и непо­средственно не затрагивает доходы предприятия. Это не налог на предприятие, а налог на потребителя. Предприятие, по существу, выступает лишь его сборщи­ком. НДС выплачивается предприятием в бюджет исходя из фактического обо­рота по реализации товаров, работ, услуг.

Ставка налога на добавленную стоимость в 1992 г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. — 20%, с 1 января 2004 г. — 18%. На продовольственные товары (кроме подакцизных), детские товары, периодические печатные издания, медицинские товары отечественного и зарубежного производства — 10%.*

Практика установления разных ставок на продовольственные и непродоволь­ственные товары соответствует мировому опыту (практикуется в Германии, Ита­лии, США и т. д.).

Если установлена цена, включающая налог на добавленную стоимость, то ис­числение НДС производится из этих цен по ставке 15,25% или 9,09%.2 Основ-


ной является ставка в 18% и 10%, а ставка в 15,25% и 9,09% — производные от основной. Расчетные ставки применяются при исчислении налога по товарам, реализуемым по регулируемым ценам, а также при обложении налогом на до­бавленную стоимость предприятий торговли, товарно-сырьевых бирж, аукцио­нов и в ряде случаев, когда НДС является составной частью полученного пред­приятием дохода.

Как показывает практика, ставка в размере 18% достаточно высокая, она увели­чивает цену реализации, тем самым НДС представляет собой довольно высокий налог на потребителя (сравните, подоходный налог на физических лиц составляет только 13%), перераспределяя его взносы в бюджет. В структуре доходов консоли­дированного бюджета НДС занимает первое место.

С точки зрения социальной зашиты малообеспеченных слоев населения пре­дусмотрены определенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Сей­час у нас действует перечень социально значимых товаров, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Это услуги городского пассажирского транс­порта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом; квар­тирная плата, включая плату за проживание в общежитиях; стоимость выкуплен­ного в порядке приватизации имущества; услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, услуги учреждений культуры и искусства и т. д. Во всех странах существуют льготные или нулевые ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуг. Их отсутствие ведет к повышению цен на со­ответствующие товары, услуги (например, медикаменты, товары для инвали­дов), что во всем мире считается нежелательным явлением по социальным со­ображениям.

По своей социальной сути НДС регрессивен для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. Например, семья с доходами 100 тыс. руб. и семья с дохо­дом 40 тыс. руб. покупают одинаковый бытовой прибор за 5 тыс. руб., в том числе налог на добавленную стоимость составляет 18%, т. е. 762,5 руб. Обе семьи в дан­ном случае уплатят один и тот же косвенный налог — 762,5 руб. В одном случае НДС составит около 0,76% к сумме доходов в размере 100 000 руб., (762,5:: 100 000 х 100% = 0,76%), в другом — в 2,5 раза больше, а именно 1,9% от дохода в размере 40 000 руб. (762,5: 40 000 х 100% - 1,9%).

На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены с 1 января 1992 г. акцизы.2 Акциз — косвенный налог, включенный в цену товара и взимае­мый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдель­ные виды минерального сырья.1 Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением спирта-сырца), алкогольная продукция, вина, пиво, табачные изделия, автомобили легковые, бензин автомобильный, масло для ди­зельных и (или) карбюраторных двигателей, природный газ. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизного минерального сырья) уста­навливаются в абсолютных числах (рублях и копейках за единицу измерения). Они являются едиными на территории Российской Федерации. На природный газ ставка установлена в процентах тоже на единицу измерения.

По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов могут быть диф­ференцированы для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геоло­гических и экономико-географических условий.

Акцизы способствуют изъятию доходов, которые сегодня включены в цену то­вара. За последние годы наблюдался значительный рост ставок акцизов.

Подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению этих товаров: налогом обла­гается величина другого налога, т. е. сумма акциза включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

В общей сумме налоговых поступлений в бюджет акцизы приносят немало до­хода.

Формула для определения акциза имеет вид:

где А — величина акциза; С — себестоимость единицы подакцизной продукции (при условии ее производства на данном предприятии и использовании в дальней­шем не облагаемого акцизом товара) или отпускная цена единицы подакцизного товара; Т — ставка акциза в процентах от отпускной цены предприятия без НДС.

Глава 3

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

 

3.1. Государственное регулирование цен

В экономической литературе принято различать государственное и правитель­ственное регулирование цен. Государственное регулирование цен осуществляется нормами Конституции РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в ведении государственных органов. Поскольку в настоящее время преобладающей является частная собственность, то в соответ­ствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) оплата продукции и услуг по контрактным договорам определяется соглашениями сторон, фиксирующи­ми в договоре уровень цены, а также существуют надбавки и скидки, применяе­мые по взаимному соглашению. В ГК РФ установлены нормы, запрещающие участникам сделок заключать соглашения о применении монопольных цен. Есть и другие нормы, применение которых является обязательным для всех участни­ков сделок.

На механизм формирования цен большое влияние оказывают нормы, установ­ленные в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) по всем видам налогов, что находит отражение в структуре цены.

Поскольку Россия находится на пороге вступления в ВТО, то механизм фор­мирования цен, применяемый в этой организации, будет оказывать существен­ное влияние на уровень и структуру цен, действующих на национальном рынке России.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) и другие платежи, необходи­мые при осуществлении внешнеторговых операций, оказывают базовое влияние на формирование уровня цен. На границе формируется таможенная стоимость, кото­рая выступает как база формирования изменения цен на всех последующих стади­ях реализации товаров и услуг.

Закон «О валютном рынке» и регулировании валютного курса рубля приводит к существенному изменению уровня цен и их отдельных элементов.

Для создания единого механизма регулирования цен требуется принятие об­щефедерального закона о политике цен, механизмах и методах их регулирования. К сожалению, такой закон в настоящее время отсутствует, и поэтому появляется необходимость устранения возникающих несоответствий, а регулирование цен осуществляется на основе постановлений, приказов и распоряжений Правитель­ства РФ, федеральных государственных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных объединений. И в итоге государственное регулирование все больше приобретает форму правительственного регулирования.

Правительственное регулирование цен (тарифов) перечня продукции производ­ственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг отрас­лей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется:

• Правительством РФ;

• федеральными органами исполнительной власти;

• органами исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

1. Правительством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) на сжа­тый природный газ, производимый автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями.

2. Федеральной службой по тарифам осуществляется регулирование цен (та­рифов) на:

♦ природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аф­филированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого насе­лению и жилищно-строительным кооперативам);

♦ электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспет­черскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электри­ческой энергии (мощности), тарифы (цены) по перечню, утверждаемо­му Правительством РФ;

♦ транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро­водам;

♦ транспортировку газа по трубопроводам.

3. Министерством экономического развития и торговли России осуществля­ется регулирование цен (тарифов) на нефтяной (попутный) газ, реализуе­мый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжижен­ный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).

4. Региональными комиссиями субъектов РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) на:

♦ газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным коо­перативам;

♦ газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

♦ электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вы­рабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок); сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, — гарантирующих поставщиков электрической энер­гии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются РЭК;

♦ топливо твердое, печное и бытовое, и керосин, реализуемый населению.

Создание нормативно-правовых основ регулирования цен на электрическую энергию в РФ было положено принятием 14 апреля 1995 г. Федерального закона № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепло­вую энергию в РФ», в 2004 г. были приняты Основы ценообразования и Правила регулирования, утвержденные Правительством РФ. Вместо Федеральной энерге­тической комиссии РФ была создана Федеральная служба по тарифам. Приказом Федеральной службы от 21 марта 2006 г. были утверждены новые «Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Еди­ной национальной общероссийской электрической сети». В Положении изложены основные методологические рекомендации и методы расчета тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам был утвержден предельный уро­вень тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 гг.1 Тарифы установлены дифференцированно по всем регионам РФ. Важным пунктом но­вых методических указаний являются рекомендации по расчету расходов и при­были на услуги по передаче электрической энергии; расчету амортизационных отчислений, расходов на оплату труда, источников финансирования капиталь­ных вложений по всем управлениям ЕНЭС и расчету ставок тарифов по переда­че электрической энергии по ЕНЭС, на содержание объектов электросетевого хозяйства. Знание затрат дает возможность экономически более обоснованно определять уровень тарифов и их дифференциацию.

Формирование рынка электроэнергии, по данным РАО ЕЭС России, отражено на рис. 3.1.

Первым шагом к формированию конкурентного рынка стало создание в 2001 г. некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы». 1 ноября 2003 г. начал действовать «оптовый рынок электроэнергии переходного периода», кото­рый включает три сектора. Первый — регулируемый, в котором электроэнергией торгуют по тарифам, установленным государственными органами. Второй — сек­тор отклонений, где продаются по установленным тарифам объемы, не запланиро­ванные в диспетчерском графике. И третий — сектор свободной торговли (ССТ), в котором купля-продажа идет по нерегулируемым государством ценам. ССТ, уча­стие в работе которого является добровольным, стал своеобразным «испытатель­ным стендом» будущего конкурентного рынка.

По новой модели оптового рынка он уже не будет разделяться на два секто­ра — регулируемый и свободный. В соответствии с условиями договоров, постав­щик на оптовый рынок обязан поставить договорный объем электроэнергии, а покупатель, в свою очередь, обязан оплатить его независимого от того, сколько электроэнергии он потребляет. Объем поставляемой электроэнергии устанавли­вается на каждый час действия договора. Поскольку дефицит электроэнергии нарастает, столь жесткие условия будут дисциплинировать участников оптового рынка.

 

 

С 1 августа 2006 г. запущена новая модель рынков договоров в регулируемом секторе оптового рынка, а с 1 января 2007 г. осуществляется переход к долгосроч­ным договорам. Объемы поставок электроэнергии в регулируемых договорах определяются исходя из сводного прогнозного баланса, который утверждает Фе­деральная служба по тарифам.

Все, что будет поставляться сверх этого объема, будет продаваться по свобод­ным ценам. В дальнейшем каждый год объем продаваемой по регулируемым це­нам электроэнергии будет снижаться от 5% до 15% в соответствии с решением правительства. В 2008 г. предполагается осуществить переход к долгосрочным сетевым тарифам. Преобразования, которые осуществляются на оптовом рынке, окажут влияние и на розничный рынок, поэтому сохраняется регулирование роз­ничных тарифов для населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.