КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Саморегулирование цен
Одним из результатов проведения либеральных реформ является отказ от прямого вмешательства государственных органов в экономику и передача государственных функций в управлении рыночными процессами непосредственно фирмам. Эта деятельность получила название «саморегулирование». Саморегулирование означает, что участники товарно-денежных отношений должны строить их в соответствии с принятыми законами, действующими в стране и на мировом рынке. Ответственность за соблюдение всех норм права, технических, потребительских и экономических условий несут непосредственно фирмы. Фирмы в данном случае берут на себя соблюдение и выполнение государственных функций и рыночных, обеспечивая удовлетворение спроса населения. Саморегулированием занимаются многие фирмы: адвокатские, аудиторские, конкурсных управляющих, нотариусов и другие. 7 июля 2006 г. Государственной думой РФ был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ"», в котором четко записано, что регулирование оценочной деятельности будут осуществлять саморегулируемые организации оценщиков. В Законе разграничены права и функции государственных органов и саморегулируемых организаций. По действующему законодательству и в Российской Федерации, и за рубежом разработку механизма ценообразования и его результатов осуществляют коммерческие фирмы. Так, например, в учебнике «Ценовое преимущество» (издательство «Альпина Бизнес Букс». М., 2004. С. 192-204) показан механизм регулирования цен, который применяется зарубежными фирмами. Компания может воспользоваться рядом инструментов для получения прибыли большей точности и сегментации ценообразования. Инструменты администрирования помогают эффективно определить и сообщить верную цену для каждой сделки, а также упростить процесс согласования. Инструменты отчетности и управления эффективностью базируются на «подсчете очков» и позволяют компаниям внимательно изучать потребителей, сегменты, продукты, регионы и торговых представителей для идентификации проблем или неиспользуемых ценовых возможностей. Непосвященным определение цены сделки или цены для конкретного покупателя может показаться почти что тривиальным, но на практике для многих компаний установление индивидуальных цен является достаточно сложным процессом. Конфигурация ценообразования — это процесс определения прейскурантной цены и возможных скидок по отдельным заказам. Особенно сложно устанавливать цены, когда компания хочет дифференцировать их для отдельного канала сбыта, потребительского сегмента, географического рынка и т. д. В этом случае не только велика вероятность ошибки, но и трудно реагировать на меняющиеся рыночные условия. В связи с этим фирмы часто устанавливают несколько сотен базовых цен, а затем, вводя в компьютер несколько переменных, рассчитывают цены для каждого потребителя, определяя уровень скидки с цены в зависимости от клиентской базы, географического рынка, числа и сложности заказа и т. д. Есть старая поговорка: нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Это особенно верно по отношению к ценообразованию. Вот почему зарубежные компании большое внимание уделяют отчетности, позволяющей контролировать обоснованность принимаемых ценовых решений, начиная с генерального директора или вице-президента по маркетингу и заканчивая отдельными торговыми представителями на местах. В компаниях, где прейскурантные цены являются стартовыми точками для переговоров, новое программное обеспечение и инструменты управления базами данных помогут оптимизировать каждую сделку тем, кто устанавливает цены. В зависимости от возможности системы новые технологии помогут найти ответы на многие вопросы (раньше это было недоступно во время быстро проходящих переговоров), например: • Какова фактическая прибыль для данных продуктов? • Существует ли замена, которая даст больше прибыли при необходимости жертвовать качеством или удовлетворенностью потребителя? • Можно ли сделать вывод о правильности принятия данного предложения на истории конкретного потребителя? • Можно ли улучшить условия сделки, изменяя сроки поставки или транспортировки, предварительные требования к объему, санкции или условия продажи? • Как соотносится предлагаемая цена с ценами последних продаж? Хорошая отчетность и диагностика позволяют компании непрерывно оценивать работу по ценообразованию и выявлять возможности для его совершенствования. Используя новые компьютерные технологии в ценообразовании, компания оперативно может получить данные о реакции потребителя на изменение цен компанией, данные о реакции конкурентов на свои действия и, соответственно, скорректировать свою ценовую политику. Онлайновый сбор и обработка данных позволяют выработать оптимальные решения по прейскурантным ценам, индивидуальным скидкам, зачетам, спрогнозировать ценовые тенденции для всего жизненного цикла продукта и тем самым максимизировать прибыль на каждой стадии жизненного цикла. Новое программное обеспечение, касающееся различных сторон ценовой политики компании, позволяет выбрать более прибыльный продукт, предложить гарантийное обслуживание, рассчитать затраты на хранение нереализованных товаров, уровень скидок на сезонные товары и т. д. Технология ценообразования должна следовать за стратегией ценообразования, а не наоборот. Некоторые компании могут обеспечить себе прочную основу ценовой стратегии путем элементарного отслеживания рыночной ситуации и тестирований, потратив средства на одного знающего аналитика и компьютерное время для расчетов с помощью стандартных электронных таблиц. Если компания примет решение в пользу более сложной системы, менеджеры должны оценить уже имеющиеся инструменты и определить, могут ли они стать основой решения для всего предприятия. Отдел информационных технологий компании также необходимо подвергнуть проверке: обладает ли он навыками, необходимыми для того, чтобы взять разрозненные части программ, созданных для разных отделов в организации, и соединить их в единое целое, которое будет эффективно поддерживать межфункциональные цели. При поиске технологических решений следует оценить предложения внешних поставщиков и варианты, разработанные внутри компании. Следующий трехступенчатый процесс поможет руководителям взвесить многочисленные предлагаемые возможности и выбрать технологию, соответствующую нуждам компании. СТУПЕНЬ 1: «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» Первый и главный шаг компании при выборе ценообразовательного решения — это проведение «самопроверки» и составление списка «болевых точек» — основных узелков неэффективности, излишеств и пробелов в общем планировании, управлении и анализе цен. В частности, такая внутренняя диагностика должна показать, действительно ли нужная информация используется нужными людьми в нужное время, т. е. обеспечиваются ли все условия для принятия эффективного ценового решения. Задавая себе определенные вопросы, вы сможете оценить свою практику ценообразования и идентифицировать главные «болевые точки»: • Как устанавливаются цены и проводится их изменение? Правильно ли принимаются решения о ценах и их изменении? Существуют ли ясные правила и цели ценообразования? Как согласовываются сделки? • Составляются ли регулярные отчеты об эффективности ценообразования и продаж? Составляются ли регулярные отчеты о прибыльности клиентов и продуктов, выполнении заказов и исключительных условиях продаж? • Какого рода информация используется для определения цен и управления ими? • Изучают ли аналитики ценообразования альтернативные сценарии для различных цен и рыночных ситуаций? После того как «болевые точки» определены, бесконечное множество возможных вариантов решений сократится в зависимости от того, какие условия необходимы для устранения основных проблем. СТУПЕНЬ 2. «ЛУЧШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОРОДЫ» ИЛИ «ВСЕ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ»? Следующим шагом является сокращение числа доступных внешних вариантов после того как определен принцип выбора наиболее приемлемого решения — «лучший представитель породы» или «все в одном флаконе». Подход «лучший представитель породы» заключается в том, что приглашается один или более самых опытных поставщиков и их продукты интегрируются в единую инфраструктуру. Например, один поставщик может быть выбран за свое программное приложение для оптимизации снижения цен, а другой — за приложение для организации анализа прибыльности сделок. Такой подход, вероятно, даст более изощренное и эффективное решение, чем подход «все в одном флаконе», и не позволит компании стать слишком зависимой от одного ИТ-вендора. С другой стороны, «лучший представитель породы» требует эффективной системной интеграции, что может означать значительные расходы. Подход «лучший представитель породы» более приемлем для компаний, которые успешно практиковали внедрение информационных технологий и имеют опыт одновременной работы с несколькими поставщиками программного обеспечения, а также для компаний, столкнувшихся с проблемами, для устранения которых нужны сложные решения, позволяющие извлечь максимальную выгоду. В этом случае компании смогут наилучшим образом воспользоваться преимуществами современной функциональности, которая отвечает их острейшим нуждам, без головной боли от сложных, незнакомых процессов внедрения. Подход «все в одном флаконе» означает работу с поставщиками, предлагающими более широкое программное обеспечение, которое лучше всего подойдет компании-заказчику. Например, компания, уже имевшая дело с поставщиком ERP-системы, может решить, что модуль по ценообразованию удобнее всего купить у этого же поставщика. Преимущество подхода заключается в основном в большей эффективности: более простая интеграция, одни и те же контакты в компании-поставщике и, возможно, меньше затрат на внутреннее обучение. А главный недостаток — потенциальные затраты от использования, возможно, менее эффективной системы. Такой подход больше пригоден для компаний, которым не так нужны сложные решения и которые имеют небольшой опыт интеграции программного обеспечения. СТУПЕНЬ 3: ШЕСТЬ КРИТЕРИЕВ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА Поставщики или внутренние системы, которые проходят первые две ступени, теперь должны подвергнуться окончательной оценке на основе определенных критериев: технологической совместимости, функциональности, уровня текущего обслуживания и необходимой поддержки и общих затрат. Поставщики должны быть отсортированы по результатам личных встреч, изучения материалов из открытых источников, включая аналитические и отраслевые отчеты, бесед с имеющимися поставщиками, проверки их финансовой отчетности и других документов. Компьютерные технологии являются главным двигателем ценового преимущества. Без должной технической основы движение к ценовому превосходству покажется компаниям ограниченным. Но, несмотря на то что ценовые технологии существенно улучшились за последние годы, не многие компании смогли получить все выгоды от этих новшеств. По мере того как технологии продолжают развиваться, упущенные возможности только множатся. Однако для многих компаний использование информационных технологий в целях поддержания инициатив по ценообразованию может и не потребовать значительных капиталовложений. Большинство существующих систем поддерживают новые приложения, которые обеспечивают большую прозрачность, быстродействие и точность процесса ценообразования и позволяют менеджерам действовать решительно и уверенно. Главное — правильно определить, как технология сможет поддержать ценовую инициативу, и сфокусироваться на тех областях, которые имеют наибольший потенциал прибыли. Большинству компаний, стремящихся добиться ценового преимущества, следует улучшить свои способности получать данные о ценах, обмениваться мнениями и реагировать на возможности независимо от того, разрабатывают ли они решение сами, покупают ли готовую программу или в тесном сотрудничестве с разработчиком создают особое решение. Мудрое вложение в программное обеспечение для ценообразования, позволяющее компании приблизиться к ценовому преимуществу, даст огромную отдачу. Хотя саморегулированием цен российские фирмы занимаются уже более 15 лет, они далеки от совершенства. Строительство крупных торговых центров и использование компьютерных технологий позволяет получить представление о законности применения тех или иных видов цен. Например, нами была сделана покупка следующих товаров в магазине, и при расчете покупателю был выдан чек следующего содержания, где указывается ассортимент, количество покупаемых товаров и цена (рис. 3.3). В случае сомнений покупатель с помощью менеджера по покупкам может проверить обоснованность применения тех или иных цен. Кроме того, когда покупатель выбирает товары, он видит цены и может также проверить, правильно или неправильно были проставлены цены.
К сожалению, подобных технических центров не так много, и сохраняется огромное количество частных фирм, где не ведется компьютерный учет объема продажи товаров, анализ уровня и соотношения цен, как это было показано в вышеприведенном примере. Поэтому совершенствование механизма саморегулирования цен должно продолжаться и дальше. В новых условиях предприятия и фирмы должны больше уделять внимания рыночным факторам ценообразования, создать у себя квалифицированные службы по разработке рыночных цен, по изучению требований рынка как внутри страны, так и за рубежом, по регулированию темпов инфляции. Особенно важное значение приобретают разработки и применение внутренних трансфертных цен, обеспечивающих хозрасчетную заинтересованность в повышении эффективности своей работы всех структурных подразделений предприятий, объединений и фирм. Руководители предприятий и фирм обязаны знать, во что им обходится реализация продукции и услуг по внутренним ценам, по оптовым ценам, по розничным ценам и ценам на внешнем рынке. Анализ собственных затрат и новых цен приобретает особенно актуальное значение в условиях глобализации мировой экономики. Поскольку введение новых оптовых и розничных цен увеличивает инфляционные тенденции в народном хозяйстве, в целях борьбы с ними целесообразно в региональном масштабе предоставить государственным органам субъектов Федерации осуществлять государственный контроль за регулированием цен, доходов, затрат и денежного обращения на всей территории, подведомственной их управлению. Для определения экономически обоснованного соотношения цен, доходов, затрат и количества денег, находящихся в обращении, как в масштабе народного хозяйства, так и по регионам страны, должна применяться научно обоснованная система показателей, методы расчета которых должны быть известны широким слоям населения, а их результаты — публиковаться в печати, передаваться по радио и телевидению. На страницах печати необходимо организовать ценовую пропаганду по теории и практике установления цен, их уровню и динамике в различных регионах страны, по странам СНГ, а также и в других странах.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |