Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы воздействия государства на цены




Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществ­ляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает уча­стие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены уста­навливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздей­ствие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, уста­навливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогно­зируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. - 6,5-8%, на 2008 г. - 5-7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соот­ветствующих методов регулирования в повышении качества производимой про­дукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в про­цесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном ин­фляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесет стабиль­ность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксирован­ных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), вклю­чаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимате­лей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фик­сированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превыша­ющим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степе­нью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выпол­нения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном слу­чае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уров­ня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже кото­рого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокра­щению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «це­нового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутрен­нем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены мо­жет устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже про­шли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, по­скольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полнос­тью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффек­тивного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регу­лирования предельных минимальных цен на продукцию ликеро-водочной отрас­ли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на вод­ку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минималь­ные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Следует заметить, что в 2003 г. из всех продовольственных товаров регулирование цен осуществлялось только на водку, ликеро-водочную продукцию и другие алкогольные товары крепостью свыше 28%. На остальные продовольственные товары, реализуемые населению, регулирова­ние цен правительством не предусматривается.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабель­ности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распростра­нение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-мо­нополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприя­тий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и груп­пам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает уста­новленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону сниже­ния. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по снижен­ным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недо­статок: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой прак­тике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения по­вышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной вла­сти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбыто- вых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня назван­ных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуе­мую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен пре­дельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственно­го сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.1

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти мо­жет вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, про­изводящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявитель­ной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации деклари­руемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обосно­ванном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие про­дукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Та­кая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное нало­гообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превыша­ющим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью раз­нообразных способов:

• с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

• путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и по­купателей;

• путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

• путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабили­зации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконст­рукции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилиза­цию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убы­точные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства. В связи с высоким урожаем в 2001: I 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем. интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтова­ропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего -рдения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд руб. В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно заложено на хранение, застраховано и в любой момент может быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна (см. п. 3.1.2).

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физи­ческим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений меж­ду производителями и потребителями продукции в части принятия произво­дителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограни­чение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные ме­роприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

• создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринима­тельства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно про­водить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных моно­полий;

• разработка специальных правительственных программ по развитию произ­водства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

• государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инве­стиций, создания совместных предприятий;

• эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.