КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 1 страница
Монополистическая конкуренция — такая рыночная структура, при которой много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Основные черты рынка с монополистической конкуренцией следующие. • Дифференцированный товар — товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако он все-таки должен быть заменителем, его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает не только из-за различий в потребительских свойствах, но и из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку. • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет не очень большую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1%. В типичном случае — от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ над другими. • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других. • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как трудно завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход-выход, однако она отличается тем, что отдельные фирмы могут контролировать цену, и этим она схожа с монополией. В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над ценой, в отличие от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Это возможно, если конкурирующие фирмы продают нестандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой. Российские производители для удержания позиций сосредоточились на продвижении собственных брендов. Фармацевтический холдинг «Натур продукт» кардинально изменил структуру и потратил $500 тыс. в 2005 г. на разработку нового бренда розничной сети. По замыслу новых акционеров, интенсивная терапия должна через два года вывести компанию на третье место среди аптечных ритейлеров. В результате оборот холдинга в 2005 г. составил $108 млн, что на 14% больше, чем в 2004 г. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя при сбыте своей продукции, т. е. данная структура широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность). Дифференциация товаров может основываться не только на различиях в качестве, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием, т. е. на неценовых факторах (упаковка, реклама, обслуживание, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и его сроки и т. п.). В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Правда, это не означает, что таковых нет вообще. Ими могут быть лицензии, патенты, бренды или торговые марки. 4.2.1. Равновесие фирмы при монополистической конкуренции Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то в коротком периоде он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Таким образом, действуя как монополист, в коротком периоде он выбирает комбинацию Р и Q, определяемую точкой Курно, при этом, скорее всего, фирма получит монопольную прибыль, если Р> АС. На рис. 4.3. показано, что фирма будет выпускать QMK единиц продукции, ориентируясь на условие максимизации прибыли для монополии равенства предельных затрат предельному доходу (МС = MR), по цене спроса при данном выпуске РМК. Заштрихованная область выше средних затрат фирмы АС является прибылью, которую будет получать фирма в коротком периоде. Однако на рынке монополистической конкуренции данная ситуация долго продолжаться не может. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы, которые начнут выпускать схожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, может расширяться путем ввода новых мощностей. Это приведет к увеличению предложения данного вида товара и снижению цены.
Например, если одна фирма предлагает отбеливающую зубную пасту, после выяснения прибыльности другие фирмы предложат на рынке схожие зубные пасты. В долгосрочном периоде кривыеD иMR сместятся вниз для данной фирмы. Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной (рис. 4.4). Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длительном периоде равна средним затратам и фирмы не получают экономической прибыли. Однако в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с минимальными средними затратами, как при совершенной конкуренции. Из-за отрицательного наклона линииD она касается кривойLAC слева от минимумаLAC. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные. Заштрихованная площадь на рис. 4.4 — плата за разнообразие. Если товар был бы стандартизован и производился при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие Р = LMC = LACmin. Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее: • структура рынка монополистической конкуренции заставляет покупателя переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции; • при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции; • так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирм, поэтому они не будут этого делать. Таким образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Если после достижения равновесия на рынке с монополистической конкуренцией спрос снизится, то фирмы будут покидать рынок (так как Р< АС), они будут вкладывать деньги в более выгодные отрасли. 4.2.2. Реклама и продвижение товара на рынках с монополистической конкуренцией Реклама и прочая деятельность по продвижению товара на рынок являются попытками фирм увеличить спрос на их товар. Если для фирмы в условиях совершенной конкуренции реклама не важна вследствие невозможности повлиять на цену, монополисту она также не важна ввиду отсутствия конкурентов, то для фирмы в условиях монополистической конкуренции реклама является основным орудием в борьбе за существование. На рекламу в развитых западных странах уходит значительная часть национального дохода. Как показывает практика десяти крупнейших американских фирм, удельный рост расходов на рекламу в общем их обороте составляет в целом 8%. Но по отдельным группам товаров эти затраты значительно выше. Так, фармацевтические компании тратят на рекламу суммы, составляющие до 40% объема продаж. В 2005 г. суммарные затраты 100 ведущих рекламодателей США составили $100 млрд. Приобретение FMCG-корпорацией Procter&Gamble компании Gillette, произошедшее в 2004 г., позволило ей по уровню рекламных затрат обогнать GeneralMotors и занять первое место с рекламными вложениями в $4,61 млрд (затраты GeneralMotors — $4,35 млрд). Российский рекламный рынок, хотя и демонстрирует быстрый рост, однако не достиг еще мирового уровня. Объем рекламного рынка в России в 2005 г. составил около $5 млрд с прогнозом увеличения к 2010 г. до $10 млрд. Реклама объясняет потребителю преимущества и отличия данного товара, иногда создает дифференциацию продуктов там, где ее в действительности нет (например, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер) и даже способствует формированию новых потребностей. Характерным примером служит рекламная кампания фирмы DeBeers в Японии. Исторически сложилось так, что в Японии популярностью пользовался жемчуг, а прочие драгоценные камни не пользовались успехом. За тридцатилетнюю рекламную кампанию DeBeers удалось сделать из Японии второго в мире покупателя алмазов (30% мировой продажи). Воздействие рекламы на прибыли зависит еще и от того, рекламируют ли свой товар другие конкурирующие фирмы. При монополистической конкуренции реклама может привести только к временному увеличению прибыли. Поскольку вход на рынок монополистической конкуренции свободен, то положительная прибыль, получаемая фирмой в результате дополнительных расходов на рекламу в коротком периоде, привлечет на рынок новых производителей, которые будут выпускать схожий товар и подражать программе маркетинга удачливой фирмы. В результате сочетание возросших издержек и сокращения спроса в длительном периоде приведет к сокращению получаемой экономической прибыли до нуля. Однако, поскольку реклама послужила увеличению спроса для всех продавцов на рынке с монополистической конкуренцией и способствовала появлению на рынке новых производителей, то общее потребляемое количество товара увеличивается и избыточная мощность ниже, чем она была бы при отсутствии рекламы. Если реклама ведет к формированию у потребителей приверженности данной торговой марке, то она позволяет продавцам поднимать цены без потерь в продажах в пользу конкурентов. Так, например, бытовая техника «Bocsh», косметика «Lапсоте», аудио- и видеотехника «Sony» или чай «Pickwick» позволяют производителям назначать значительно более высокие цены на свой товар, чем те, которые существуют у товаров конкурентов. В соответствии с проведенным в июне 2006 г. социальным опросом, 46% потребителей совершают покупки на основе увиденной рекламы. 4.2.3. Конкурентное преимущество фирмы в условиях монополистической конкуренции Хорошо управляемая фирма всегда будет стараться повлиять на рынок своей продукции своевременной стратегией, направленной на завоевание превосходства над конкурентами. Фирмы, действующие на монополистически конкурирующих рынках, выбирают в качестве базовой стратегии дифференциацию своего продукта по отношению к продукции конкурентов. Они пытаются выделить свою продукцию, наделяя ее отличительными чертами, за счет повышения качества и технических характеристик, типоразмеров, новых потребительских свойств, особого дизайна, дополнительных услуг, долговечности или лучших условий продажи в кредит. В социальном плане дифференциация продукции часто стимулирует технический инновационный процесс и расширяет границы потребительского выбора. Кроме перечисленных отличий в дифференциации продукта, продавцы часто предоставляют покупателям различное сервисное обслуживание. Для широкой группы продуктов, особенно для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, присущ долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта), сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации по оптимальной эксплуатации). В результате один и тот же продукт у разных продавцов резко отличается по своим сервисным характеристикам, таким образом, дифференциация продукта по данному параметру дает определенное преимущество конкретным продавцам. Преимущество фирмы в условиях монополистической конкуренции состоит в том, что она добивается не только расширения спроса на свою продукцию, но и делает его неэластичным. Это позволяет фирме извлекать сверхприбыль за счет сокращения рыночной власти покупателей и установления повышенных цен, а также защищать себя от конкурентных стратегий соперников путем повышения отраслевых барьеров и противодействия товарам-заменителям. С целью максимизации прибыли монополистически конкурирующая фирма должна с учетом цен и качеств товаров конкурентов оценить прибыльность каждого из нескольких вариантов дифференциации продукции на основе доступной рыночной информации. В этом случае фирма максимизирует ожидаемую прибыль путем выбора такого направления дифференциации продукции, от которого ожидается получение максимальной прибыли путем производства и продажи при таких Р и Q, при которых МС равныMR. Однако время от времени конкуренты также будут наделять свою продукцию новыми качествами. Продукция изменяется непрерывно, что становится возможным благодаря научным исследованиям и разработкам, направленным на генерацию устойчивого потока потенциально прибыльных возможностей для модификации продукции. Конкуренты торопятся наделить свою продукцию новыми качествами, поскольку они надеются получить прибыльные, хотя и временные конкурентные преимущества. Так, производители, выпускающие телевизоры, постоянно наделяют их новыми свойствами: телетекст, плоский экран, Pip и Multipip, «золотой глаз», меняющий яркость картинки от освещения в комнате, и т. п. Фирмы, не располагающие ресурсами для конкуренции по широкому фронту, могут сосредоточить свои усилия на производстве специализированной продукции, которая предназначена для определенных групп потребителей. Такая конкурентная стратегия называется стратегией специализации, которая направлена на удовлетворение особых нужд особых групп покупателей, а не на рынок в целом. В ходе борьбы на почве дифференциации продукции одни фирмы сочтут более прибыльными те качества продукции, на которые обращают внимание покупатели, стремящиеся купить более дешевый товар, т. е. они будут производить дешевую продукцию низкого, по сравнению с конкурентами, качества. Другие фирмы будут ориентироваться на потребителей, стремящихся покупать более дорогую, высококачественную продукцию. Третьи предпочтут промежуточное положение своей продукции. Некоторые же конкуренты смогут дифференцировать свой продукт на основе стиля, дополнительных услуг, широкого выбора моделей и т. п. Суть стратегии специализации состоит в том, что обслуживается ограниченный рыночный сегмент. Удовлетворяя предпочтения ограниченной группы покупателей, фирма может получить преимущество над конкурентами, завоевав расположение своей группы покупателей и заняв свою рыночную нишу. Например, ремонт элитного жилья, который выполняют строительные фирмы, работающие только с высокооплачиваемой группой населения. Стратегия специализации оправдана, когда: • существуют определенные группы покупателей с разными потребностями; • когда ресурсы фирмы не позволяют ей удовлетворять несколько сегментов рынка. Преимущество фирмы при применении данной стратегии может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции. Немецкая фирма Schwarzkopf&Henkel наладила выпуск шампуней Schauma в городе Дзержинске Нижегородской области, что позволило ей снизить свои издержки и, соответственно, цены, занять определенное место в производстве продукции для невысокооплачиваемой группы населения и увеличить объем продаж в три раза. Кроме того, для розничной торговли и многих видов услуг решающее значение имеет местоположение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится почти монополистом для своей округи. Если монополистически конкурирующая фирма решит реализовать стратегию специализации, то ее кривые затрат, в соответствии с количеством и ценами ресурсов, необходимых для претворения в жизнь выбранной стратегии, могут сместиться как вниз, так и вверх. Кривые спроса каждой фирмы могут изменить свое положение в соответствии с реакцией покупателей на новый вариант продукции. Различия в продукции и издержках монополистически конкурирующих фирм создают разные положения равновесия долгосрочного периода. Фирмы, производящие продукцию высокого качества по высоким ценам, могут существовать одновременно с фирмами, изготовляющими дешевые низкокачественные товары. Можно считать, что любая выбранная стратегия выдержала жесткое испытание на прочность если: • повысила конкурентоспособность фирмы на рынке; • дала преимущество над конкурентами; • позволила получать прибыль выше среднего уровня. 4.3. Ценообразование на олигополистическом рынке Олигополия — рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Олигополистические структуры могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы и т. д.) товары. Чаще встречается второй вид, так как в этом случае проще влиять на цену благодаря большой доле в общем объеме выпускаемой продукции. Частный случай олигополии — дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией. Основные черты рынка олигополии следующие: • всего несколько фирм снабжают весь рынок. Обычно на олигополистическом рынке на 2-10 фирм приходится более 50% общего объема продаж отрасли, следовательно, они могут влиять на цену товара; • продавцы на олигополистическом рынке осознают свою взаимозависимость, признавая, что изменение цены на их продукцию или объема выпускаемой продукции вызовет реакцию конкурирующих фирм, и с этой реакцией они должны будут считаться. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках; • на олигополистическом рынке обычно существуют барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать это абсолютно невозможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны прежде всего с величиной существующего производства и возникающей в связи с этим экономией на масштабах производства. Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень разной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Тем не менее для всех моделей олигополии характерны некоторые общие черты. Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила — это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате уменьшится общая величина прибыли отрасли. Несколько крупных олигополистов в отрасли (а иногда их только два) могут либо воевать друг с другом за господство в отрасли, а следовательно, за дополнительные прибыли, либо договариваться друг с другом. Первый случай описывает модель Бертрана (ценовые войны), что наблюдалось в период первоначального накопления капитала или в редких случаях передела рынка. Поскольку каждый из продавцов думает, что его соперник не будет реагировать на снижение им цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. После этого ни одна фирма не сможет получать выгоды от снижения цен. Таким образом, в состоянии равновесия оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям, иногда — к возникновению картеля. Картель — это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Поскольку картель — это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, — это проблема согласования решений между фирмами — членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы. Картели обычно распадаются именно из-за естественного желания фирм, входящих в картель, несколько увеличить свой выпуск продукции (тем самым нарушить установленную данной фирме квоту) и получить дополнительную прибыль. Если же все фирмы превысят квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене, то общий отраслевой выпуск увеличится, что приведет к снижению рыночной (картельной) цены, и ожидаемой прибыли фирмы не получат. Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что, как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается. Долголетняя успешная деятельность картеля ОПЕК была по большей части следствием готовности Саудовской Аравии ограничить свой выпуск и позволить другим поставщикам продавать столько, сколько они хотели, по цене, установленной картелем. Картели также сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Когда явный сговор является противозаконным, фирмы ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен. Данная модель получила название «лидерство в установлении цен, или квазимонополия». Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную, т. е. определяют свой объем производства исходя из условия максимизации прибыли, как при совершенной конкуренции. До сих пор мы игнорировали возможность входа на рынок новых продавцов. Эта возможность добавляет к анализу поведения олигополистов две новые характерные черты. Первая состоит в том, что если не существует барьеров для входа, то не существует и способа удержать цену на уровне выше конкурентного в долгосрочной перспективе. Сверхприбыли будут привлекать новые фирмы в отрасль — и увеличение общего объема выпуска за счет новых производств приведет к понижению цены до конкурентного уровня. При отсутствии барьеров входа сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе. Вторая черта — это то, что возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринять действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться. Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен или ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль. В анализе олигополистического ценообразования все чаще применяется теория игр. Рисунок 4.5 помогает нам понять, почему сговор является трудным делом. Две фирмы являются единственными продавцами на рынке. Каждый может установить или высокую ($5) или низкую ($3) цену. Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн — при цене $3 за шт. и по $15 млн — при цене $5). Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна из фирм назначит низкую цену, а другая — высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, имеющая низкую цену, получает $18 млн, а фирма, имеющая высокую цену, — $6 млн. Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Если же каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую, вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что, если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке. В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война. Анализируемая здесь базовая ситуация часто называется «дилеммой заключенных» и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату. 4.4. Ценообразование в условиях монополии Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.). В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены. Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |