КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование цен в зарубежных странах
Как было показано выше, цены лучше всего функционируют в условиях конкуренции. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание тот факт, что ресурсы можно использовать по- разному. В то же время потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены товаров и их потребительскую ценность для себя. То есть при наличии конкуренции нет необходимости в контроле и вмешательстве государства. Предприятия в условиях рынка всегда стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство. Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма достигаются путем антимонопольного законодательства. Впервые в мире такой документ был принят в США в конце XIX в. Он известен под названием антитрестовского закона, или «закона Шермана» (1890). Этим законом конкуренция была взята под защиту государства. В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальную или горизонтальную интеграцию цен, дискриминацию цен в торговле. Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики. Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда. Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе закона о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), закона о картелях (в редакции 1988 г.), антидемпингового закона (1985 г.). Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение). Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, размер почтовых сборов, а также телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены, когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия. Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования — Межминистерский комитет по ценам и доходам, возглавляемый министром национальной экономики. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования (указ Президента, 1989 г.). Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др. Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные. На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах или в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др. Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли. Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти. Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. С 1987 г. государством определяется величина арендной платы за жилье, хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок. Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г. Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены. Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от правительственных органов в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д. Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится после уведомления высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения). Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц). В связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка. Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен является закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, изданных на основании этого закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: совет по ценам, директорат по ценам, государственная инспекция по ценам. Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства. Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает правительство проводить политику защиты экономики, в том числе и путем наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта. США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия. Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях кон- • орентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в практику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. Залоговые операции товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность товарно-кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию на свободном рынке. Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены. В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: реструктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговую политику. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен продолжалась до второй половины 1980-х гг. К 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию. В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования. Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и работников промышленности, торговли, сферы услуг. Регулируются цены на примерно 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания. Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен: департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда входят органы по регулированию цен и ценовой конкуренции. Работают около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек). Государственные контролеры следят за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть общественного контроля за качеством товаров и ценами. Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен является закон о регулировании цен (1956), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 80-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко. Например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения, сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны. Правительству предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или выборочное, по отдельным товарам. Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера их повышения. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен, конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг. Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю. Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг: стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн «Ваттеефалъ», в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии. Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, сбор мусора, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования. Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары. Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек. Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен. Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это антимонопольный закон (1947), закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов. Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует бюро цен при управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания. Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах, из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен (мясные и молочные продукты). «Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний. Глава 4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА 4.1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции Важнейшим признаком, положенным в основу классификации рыночных структур, является степень влияния отдельного производителя (продавца) на формирование рыночной цены. Очевидно, что решения предприятий о цене продукции и объеме производства будут существенно различаться для различных типов рыночных структур. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Совершенная конкуренция — такая хозяйственная ситуация, когда производство некоторого продукта ведется множеством мелких предприятий, каждое из которых производит незначительную долю отраслевого выпуска. Это означает, что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену товара. С другой стороны, на рынке есть множество покупателей и каждый из них в отдельности также не может повлиять на рыночную цену. Считается, что на рынке преобладает совершенная конкуренция, если соблюдаются следующие условия: • рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную однородную продукцию множеству покупателей; • каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% продаж за любой данный период времени; • фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, так как не рассматривают их как угрозу своей рыночной доле продаж; • информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов; • вход на рынок и выход из него для продавцов свободен, не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Цена на рынке совершенной конкуренции складывается под воздействием спроса (который формируют все потребители, присутствующие на рынке) и предложения (которое формируют все производители). В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Таким образом, отдельные производители вынуждены приспосабливаться к действующей рыночной цене, сравнивая ее со своими затратами и выбирая оптимальный объем производства. Как утверждает теория цены (микроэкономика), оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции достигается при условии равенства предельных затрат и предельной выручки (причем последняя равна цене продукции). Поскольку затраты производства на единицу продукции у разных предприятий различны, в коротком периоде могут одновременно существовать фирмы, как получающие положительную экономическую прибыль, так и не получающие (рис. 4.1). р Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет две альтернативы: выпускать продукцию исходя из общего условия максимизации прибыли для совершенной конкуренции равенства цены предельным затратам (Р=МС) или прекратить производство. Продолжая действовать, фирма несет убытки как на постоянных (FC), так и на переменных (1/С) затратах. Кроме того, она получает от продажи своей продукции некоторый доход. Когда же она совсем прекращает производство, переменные издержки сокращаются до нуля, но потери происходят из-за постоянных издержек. Фирма также отказывается от возможности заработать доход от продажи своей продукции. То есть в краткосрочном периоде фирма потеряет больше от своего закрытия, чем от продолжения операций. Если же цена товара упадет ниже минимума средних переменных затрат (AVC), фирме надо прекращать производство. Таким образом, точка А на рис. 4.1 есть точка безубыточности, а точка В — точка закрытия. В длительном периоде выпуск продукции с убытком невозможен, и некоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль. Если же рыночная цена данного продукта обеспечивает типичному его производителю положительную экономическую прибыль, то фирмы из других отраслей начнут переходить в данную отрасль. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет до Qv а оптимальный объем производства отдельной фирмы сократится до qi (рис. 4.2). В результате для конкурентного предприятия в длительном периоде должно выполняться условие равенства цены предельным затратам в длительном периоде и минимальным средним затратам в длительном периоде: Пока Р >LACmin, фирмы способны расширить дальше производство и получить экономическую прибыль, когда же Р <LACmin, фирмы способны получить больше, применяя свои производственные факторы в другой отрасли. Таким образом, в отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать положительную экономическую прибыль только определенное время, в длительном периоде ни одна фирма ни в одной отрасли не может получить больше, чем нормальную прибыль. В этом заключается парадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который в конечном счете сводит ее к нулю. Конкурентная модель - это важная база для понимания способа функционирования рынка. Она показывает, как конкурирующие фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменение цен на их продукцию и используемых факторов производства, когда не существует контроля над ценами. В современных условиях совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Но применительно к российской действительности даже об этих рынках нельзя сказать, что они близки к совершенной конкуренции.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |