Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование цен в зарубежных странах




Как было показано выше, цены лучше всего функционируют в условиях конку­ренции. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себесто­имостью, принимать во внимание тот факт, что ресурсы можно использовать по- разному. В то же время потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены товаров и их потребитель­скую ценность для себя. То есть при наличии конкуренции нет необходимости в контроле и вмешательстве государства.

Предприятия в условиях рынка всегда стремятся выйти из состояния совер­шенной конкуренции, монополизировать производство.

Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, пре­дотвращение разрушительных последствий монополизма достигаются путем антимонопольного законодательства. Впервые в мире такой документ был при­нят в США в конце XIX в. Он известен под названием антитрестовского закона, или «закона Шермана» (1890). Этим законом конкуренция была взята под за­щиту государства.

В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное за­конодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации.

Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальную или го­ризонтальную интеграцию цен, дискриминацию цен в торговле.

Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные пра­вила ценообразования, административно-юридические методы, которые разраба­тываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность ре­гулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.

Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

Способы и методы государственного воздействия на цены в различных стра­нах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, клима­тических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положе­ние страны в мировом разделении труда.

Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе зако­на о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), закона о картелях (в редакции 1988 г.), антидемпингового закона (1985 г.).

Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фар­мацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, тепло­снабжение).

Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, размер по­чтовых сборов, а также телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.

Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанав­ливать цены, когда они необоснованно завышаются одним или несколькими пред­приятиями либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продук­цию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интере­сов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия.

Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименова­ний потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования — Межминистерский комитет по ценам и доходам, возглавляемый министром национальной экономики. Правовой осно­вой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыноч­ного регулирования (указ Президента, 1989 г.). Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: пер­вая включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправ­ления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др.

Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регули­рует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несу­щественные.

На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах или в абсолютном выраже­нии, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это ос­новные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др.

Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некото­рые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших ка­тегорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регла­ментации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли.

Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен.

С 1987 г. государством определяется величина арендной платы за жилье, хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок.

Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержден­ный королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.

Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм го­сударственного регулирования цен включает следующие формы: разрешитель­ные цены, уведомительные цены, местные цены.

Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от правительственных орга­нов в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попут­ный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производ­ства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д.

Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится после уведомления высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).

Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетен­ции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц).

В связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний соответству­ющих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка.

Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен явля­ется закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, изданных на основа­нии этого закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система орга­нов, среди которых важнейшими являются специализированные органы цено­образования: совет по ценам, директорат по ценам, государственная инспекция по ценам.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замо­раживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уров­ни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобре­ния, цемент, лекарства.

Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вы­нуждает правительство проводить политику защиты экономики, в том числе и путем наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и внутрен­них цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта.

США. Правовой основой государственного регулирования цен являются анти­трестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная тор­говая комиссия.

Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях кон- • орентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это энергетика, система связи. Государ­ством регулируется 5-10% цен.

В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в прак­тику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в услови­ях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минималь­ный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

Залоговые операции товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен ферме­ры могут передавать заложенную продукцию в собственность товарно-кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию на свободном рынке.

Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стан­дарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рыча­гов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: реструктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резер­вных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговую политику. Эти направления государственной политики оказыва­ют влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рын­ке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регули­рования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государ­ственное регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен продолжалась до второй поло­вины 1980-х гг. К 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено око­ло 90% цен на промышленную продукцию.

В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов. Соотношение между регулируемыми и свободными це­нами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.

Регулирование цен является главным инструментом государственного воздей­ствия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения парите­та в доходах фермеров и работников промышленности, торговли, сферы услуг. Регулируются цены на примерно 90% сельскохозяйственной продукции. Тем са­мым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику роз­ничных цен на продукты питания.

Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен: департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда вхо­дят органы по регулированию цен и ценовой конкуренции. Работают около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в боль­ших городах штат контролеров составляет 10-12 человек). Государственные кон­тролеры следят за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей переда­чей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам. Существует развет­вленная сеть общественного контроля за качеством товаров и ценами.

Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен является закон о регулирова­нии цен (1956), который определяет условия вмешательства государства в про­цесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы за­мораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 80-е гг. замора­живание цен использовалось сравнительно редко. Например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения сни­жения жизненного уровня населения, сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Правительству предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или выборочное, по отдельным то­варам. Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера их повышения. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен, конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монопо­лию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникаци­онных услуг, на аптечную торговлю.

Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на ба­зисный вид услуг: стоимость отправки писем, норму прибыли на государствен­ный энергетический концерн «Ваттеефалъ», в зависимости от которой этот кон­церн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на опреде­ленные виды деятельности (водоснабжение, канализация, сбор мусора, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообра­зования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельско­хозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов пи­тания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных произ­водителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме име­ются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от эко­номической ситуации и движения цен.

Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование ми­нимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это антимонопольный закон (1947), закон о регулирова­нии рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и пред­ложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует бюро цен при управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является пра­вительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в об­ласти ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического за­конодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответ­ствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железно­дорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

Объектом пристального внимания со стороны правительства является цено­образование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные това­ры. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы ос­новная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах, из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количествен­ное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен (мясные и молочные продукты).

«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на то­вары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв де­шевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний.

Глава 4

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА

4.1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Важнейшим признаком, положенным в основу классификации рыночных струк­тур, является степень влияния отдельного производителя (продавца) на формиро­вание рыночной цены. Очевидно, что решения предприятий о цене продукции и объеме производства будут существенно различаться для различных типов рыноч­ных структур. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, ха­рактером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Совершенная конкуренция — такая хозяйственная ситуация, когда производ­ство некоторого продукта ведется множеством мелких предприятий, каждое из которых производит незначительную долю отраслевого выпуска. Это означает, что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену това­ра. С другой стороны, на рынке есть множество покупателей и каждый из них в отдельности также не может повлиять на рыночную цену.

Считается, что на рынке преобладает совершенная конкуренция, если соблю­даются следующие условия:

• рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, каждый из кото­рых продает стандартизированную однородную продукцию множеству по­купателей;

• каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% продаж за любой данный период времени;

• фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурен­тов, так как не рассматривают их как угрозу своей рыночной доле продаж;

• информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рын­ка посредством перемещения применяемых ресурсов;

• вход на рынок и выход из него для продавцов свободен, не существует огра­ничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудно­стей с прекращением операций на рынке.

Цена на рынке совершенной конкуренции складывается под воздействием спро­са (который формируют все потребители, присутствующие на рынке) и предложе­ния (которое формируют все производители).

В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спро­сом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции.

Таким образом, отдельные производители вынуждены приспосабливаться к дей­ствующей рыночной цене, сравнивая ее со своими затратами и выбирая оптималь­ный объем производства.

Как утверждает теория цены (микроэкономика), оптимум предприятия в услови­ях совершенной конкуренции достигается при условии равенства предельных затрат и предельной выручки (причем последняя равна цене продукции).

Поскольку затраты производства на единицу продукции у разных предприятий различны, в коротком периоде могут одновременно существовать фирмы, как полу­чающие положительную экономическую прибыль, так и не получающие (рис. 4.1).

р

Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет две альтернативы: вы­пускать продукцию исходя из общего условия максимизации прибыли для совер­шенной конкуренции равенства цены предельным затратам (Р=МС) или прекратить производство. Продолжая действовать, фирма несет убытки как на постоянных (FC), так и на переменных (1/С) затратах. Кроме того, она получает от продажи своей про­дукции некоторый доход. Когда же она совсем прекращает производство, переменные издержки сокращаются до нуля, но потери происходят из-за постоянных из­держек. Фирма также отказывается от возможности заработать доход от продажи своей продукции. То есть в краткосрочном периоде фирма потеряет больше от своего закрытия, чем от продолжения операций. Если же цена товара упадет ниже минимума средних переменных затрат (AVC), фирме надо прекращать производ­ство. Таким образом, точка А на рис. 4.1 есть точка безубыточности, а точка В — точка закрытия.

В длительном периоде выпуск продукции с убытком невозможен, и некоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль. Если же рыночная цена данного про­дукта обеспечивает типичному его производителю положительную экономиче­скую прибыль, то фирмы из других отраслей начнут переходить в данную отрасль. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновес­ный выпуск отрасли возрастет до Qv а оптимальный объем производства отдель­ной фирмы сократится до qi (рис. 4.2).

В результате для конкурентного предприятия в длительном периоде должно выполняться условие равенства цены предельным затратам в длительном перио­де и минимальным средним затратам в длительном периоде:

Пока Р >LACmin, фирмы способны расширить дальше производство и полу­чить экономическую прибыль, когда же Р <LACmin, фирмы способны получить больше, применяя свои производственные факторы в другой отрасли.

Таким образом, в отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать положительную экономическую прибыль только определенное время, в длитель­ном периоде ни одна фирма ни в одной отрасли не может получить больше, чем нормальную прибыль.

В этом заключается парадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который в конечном счете сво­дит ее к нулю.

Конкурентная модель - это важная база для понимания способа функциони­рования рынка. Она показывает, как конкурирующие фирмы, движимые моти­вом прибыли, отвечают на изменение цен на их продукцию и используемых фак­торов производства, когда не существует контроля над ценами.

В современных условиях совершенная конкуренция является довольно ред­ким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Но применительно к российской действи­тельности даже об этих рынках нельзя сказать, что они близки к совершенной конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.