Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции цены




Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. С достаточной степенью условности выделяют следующие функции цены:

• учетная (измерительная);

• распределительная (перераспределительная);

• стимулирующая (регулирующая);

• балансирующая спрос и предложение.

Учетная, или функция учета и измерения затрат, показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих из­делий и т. д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью ис­пользуется труд.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию нельзя сводить толь­ко к измерению издержек. Дело в том, что рыночная цена может под воздей­ствием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупа­тель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготови­тель товара.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контроли­рует свои издержки, сопоставляя их с затратами конкурентов, и за счет сниже­ния своих затрат, а также улучшения качества товара, стремится обогнать кон­курентов.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостный учет самых разнообразных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен ее изделий или услуг. Реализуя учетно- измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различ­ные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой своей функции цена выступает одним из главных показателей эффек­тивности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных реше­ний, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Стимулирующая функция цены. Сущность данной функции выражается в по­ощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление раз­личных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на произво­дителя, и это принципиально важно, через величину заключенной в ней прибыли.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-техни­ческий прогресс, экономию затрат ресурсов; улучшение качества продукции; из­менение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического про­гресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, со­вершенствовании технологии и организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет, в свою очередь, зна­чительно повысить производительность труда, осуществлять экономию мате­риальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления осуще­ствляется путем применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответ­ствующего уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, установление одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу по­лезного эффекта и др.

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода меж­ду отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается пере­распределение денежных средств определенной части населения из бюджета на формирование специальных фондов социальной защиты малообеспеченных ка­тегорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уров­ней на общегосударственные нужды.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителями и потребителями, между отдельными категориями на­селения. Особенно показательно это выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены выше стоимости часть ее перераспределя­ется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повы­шенные расходы, а соответственно, продавец получает увеличенные доходы.

Однако цены -- не единственный инструмент распределения и перераспределе­ния. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения более эффективно использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (уровень заработной платы, пенсий, пособий) или ставками налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от сниже­ния цен обычно выигрывает все население.

Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложени­ем и спросом.

Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и пред­ложения. При появлении диспропорции в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увели­чением или сокращением производства, либо путем увеличения или снижения иены, либо и тем и другим одновременно. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателями. В результате снижается объем проданных товаров. При уменьшении цены увеличивается спрос. При повышении спроса и дефиците товаров цены на них неизбежно растут.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количе­ством товаров, предлагаемых на рынке. При повышении цен растет объем това­ров, предлагаемых к продаже, и наоборот.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложени­ем выполняет цена, стимулируя увеличение предложения при нехватке товаров и увеличивая спрос при избытке товаров, разгружая рынок от излишков, ограничи­вая предложение.

Анализируя функции цены, следует помнить, что рассматривается один и тот же объект — цена, но только с разных точек зрения, поэтому невозможно четко разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая. Например, распределительная функция цены может оказаться стимулирующей или балан­сирующей спрос и предложение, и наоборот; все они вместе так или иначе отра­жаются учетной функцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.